Библиографическое описание:

Горлина О. А., Горлина Л. А. Духовно-нравственное воспитание личности // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 24-25.



Одной из важнейших областей общественной жизни является духовно-нравственная культура общества, которая признается фундаментом общего образования, базой для самосовершенствования личности и социального взаимодействия. Она отражает складывающиеся этнические особенности народа и конкретно-исторические условия экономического, политического и культурного развития общества.

Духовно-нравственная культураопределяется как развивающаяся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующая жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире.

Опыт понимания духовно-нравственного смысла и приобщения к ценностям культуры помогает плодотворному освоению разных отраслей и форм общественного сознания, способствует всестороннему изучению жизни общества и более глубокому осознанию человеком многообразия мира, позволяет решить актуальную задачу современной общеобразовательной школы — формирование гармоничной личности.

В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному, гражданскому воспитанию.

Приобщение детей младшего школьного возраста к духовному потенциалу русской культуры посредством духовно-нравственных и базовых национальных ценностей — это приоритетное направление на пути духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Без обращения к истокам православной культуры, вековому опыту народа, его духовному наследию невозможно принятие ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Возрождение национальных традиций — в народных обрядах, фольклорных произведениях, праздниках — говорит о неоценимом духовном богатстве.

Каждая нация в процессе исторического развития создает свою специфическую по форме культуру, в рамках которой в традициях сохраняется преемственность поколений, в культурных ценностях отражаются определенные мировоззренческие представления и моральные нормы, в особом укладе жизни фиксируется устойчивость связей и отношений между людьми.

Выдающийся русский философ Иван Ильин утверждал: «перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру — из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность» [2].

Реализация идеи воспитания ребенка на основе родных культурных традиций связана с глубоким изучением русской культуры, с возрождением семейных, нравственно-этических, духовных (православных) традиций, с воспитанием духовно развитой личности, хорошо знающей и понимающей свои православные, национальные и общечеловеческие ценности.

Именно школа, являясь важным субъектом воспитательного воздействия на личность, призвана социализировать ребенка не только в системе знаний, образования, но и как носителя определенного типа сознания и мировоззрения, в том числе в системе доминирующих в обществе моральных норм и правил.

Сохранение существующих и накопление новых культурных традиций родной культуры от старшего поколения к младшему является главной задачей педагога, общества, государства.

В связи с этим особую значимость приобретает Послание президента России В. В. Путина Федеральному собранию РФ, в котором говорится о духовном единстве народа и объединяющих нас моральных ценностях как о таком же важном факторе развития, как политическая и экономическая стабильность. В. В. Путин подчеркнул: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи — когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории…» [4].

Ведущая роль в процессе духовно-культурного развития общества принадлежит: 1) самой личности, которая должна обладать чувством собственного человеческого достоинства, активно и творчески развивать свой интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал в общественно-значимой деятельности; 2) государству — главному социальному институту, способному координировать процессы правовой и моральной регуляции, организовывать продуктивный образовательный процесс; 3) различным институтам (образовательные учебные учреждения, семья и др.), осуществляющим целенаправленное воздействие на формирование морального сознания, жизненной позиции личности, сохранение и обогащение национальной культуры.

Литература:

  1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf.
  2. Ильин И. А. «О русском национализме» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [http://detectivebooks.ru/book/11447304/?page=1.
  3. История русской культуры: Пособие для вузов / В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева, М. Р. Зезина; Под ред. Л. В. Кошман. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alppp.ru/law/konstitucionnyj-stroj/prezident---glava-gosudarstva/2/poslanie-prezidenta-rf-federalnomu-sobraniyu-ot-26–04–2007.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle