Библиографическое описание:

Галочкина Е. Ю. Пути развития творческой деятельности ребенка дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 20-22.



Пути развития творческой деятельности ребенка дошкольного возраста

Галочкина Елена Юрьевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 1» г. Самара

Нет сомнений в том, что с наступлением ХХI в. с человеком и обществом происходят значительные изменения. Заметно меняются наука и образование. Поэтому на современном этапе особенно важно определить новый подход обучения и воспитания подрастающего поколения, опираясь на требования федерального государственного образовательного стандарта.

Одним из приоритетных направлений педагогической науки является изучение творческой деятельности ребенка, поиски путей ее формирования. Исследования психологов и педагогов Выготского Л. С., Поддъякова Н. Н., Ветлугиной Н. А., Флериной Е. А., Дыбиной О. В., Таниной Л. В. и других доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается активностью его эмоциональных и интеллектуальных сил и обеспечивает развитие универсальной способности единого творческого познания, которое реализуется в различных видах деятельности.

Творчество дошкольников ярко проявляется в словесном творчестве как наиболее сложном виде. Умение творческой речевой деятельности развивается под влиянием и в результате специального обучения. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме показало, что, несмотря на различные подходы Кониной М. М., Панкратовой Л. М., Соловьевой О. И., Шибицкой А. Е. и других педагогов в исследовании словесного творчества, наиболее доступным и педагогически эффективным средством формирования у дошкольников творческих речевых умений является фольклор, в частности сказка. Сказка оказывает огромное влияние на нравственное и эстетическое развитие дошкольников. Сказка — это источник обогащения детской речи и словесного творчества.

Вместе с тем, в исследованиях отмечается, что соответствие специфики сказки особенностям восприятия детей еще не обеспечивает непосредственного развития детского словесного творчества. Трудности детей связаны как с содержательной стороной (например, подражательность, невыразительность сочинений, алогичность содержания), так и с формальной стороной высказывания (нарушение структуры повествования, скупое использование стилистических средств).

Таким образом, психологические предпосылки, обуславливающие возможности детей в области речевого творчества, с одной стороны, а с другой — трудности, которые возникают при построении сказочного повествования и определяют актуальность нашей работы.

Проведенная нами предварительная диагностика с использованием методик Ушаковой О. С. подтвердила наличие данных противоречий. Попытки детей самостоятельного создания сюжетно-образной основы сказки характеризуются: простотой и незатейливостью содержания; ограниченным использованием средств выразительности сказки; трудностями в композиционном оформлении высказывания; однообразием способов межфразовой связи.

Исходя из этого, целью нашей работы является развитие словесного творчества дошкольников.

В своей работе мы поставили и решали следующие задачи:

1) привлечь внимание детей к особенностям жанра сказки, развивать восприятие содержания и художественной формы, обратить внимание на диалоги действующих лиц литературных произведений, движения и мимику персонажей;

2) формировать умение передавать в игре–драматизации характер литературных героев, используя образные слова, средства интонационной выразительности, характерные движения персонажей.

Работа по развитию словесного творчества детей предполагала этапы:

1 этап. Обращали внимание детей на композиционные и языковые особенности сказки, учили детей подчинять свой опыт определенному замыслу.

2 этап. Учили детей соотносить свое стремление показать себя в творческой деятельности с возможностью подбора подходящих средств для выражения своего замысла. Обращали внимание детей на оценку рассказов, самостоятельное художественное дополнение к сказке.

3 этап. Ставили ребенка перед необходимостью действовать самостоятельно, сознательно используя усвоенные способы словесного творчества.

4 этап. Совершенствовали умение детей комментировать и преобразовывать действия.

Для решения поставленных задач была разработана и проведена серия занятий. Были использованы различные приемы:

— проводили беседы с детьми о сказках — что в них необычного, особенного, чем они отличаются от других художественных произведений;

— вводили в одну сказку персонажей другой сказки;

— соединяли известные сказки в одну;

— разрешали проблемные ситуации, возникающие в одной сказке, с помощью героев других сказок;

— сравнивали иллюстрации различных авторов по одной сказке, чтобы с разных сторон «взглянуть» на одного и того же персонажа, точнее определить его характер;

— инсценировали известные и сочиненные детьми сказки;

— обучали детей средствам выразительности: интонации, жестам, мимике, пантомимике;

— проводили различные словесные игры на подбор определений, синонимов, антонимов;

— включали лепку, аппликацию, рисование по сказкам.

Причем внимание развитию словесного творчества уделялось также и в совместной деятельности. Вне занятий мы проводили индивидуальную работу с детьми, в которой особое внимание уделяли развитию умений выстраивать самостоятельное сочинение в логической последовательности, с использованием разнообразных слов и выражений.

Проведенное контрольное диагностическое исследование подтверждает эффективность нашей работы по развитию словесного творчества детей. При анализе детских высказываний отмечается значительное обогащение детского словаря, умение строить разнообразные сложные предложения, умелое использование детьми более точных определений. Сочинения детей характеризуются разнообразием содержания, богатым использованием выразительных средств сказки, логичностью повествования.

В заключение можно сказать, что организация серии занятий, включение сказки в речевую, театральную, продуктивную деятельность положительно сказывается на развитии словесного творчества детей; способствует развитию целого комплекса психических процессов и явлений: воображения, мышления, речи, воли, эмоциональных проявлений.

Литература:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Издательство «Лабиринт», 1999. — 352 с.

2. Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся: Научно-методическое пособие. — Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/1197-diagnostika-razlichnyx-stepenej-i?start=14.

3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников. 2-е изд., испр. — М.: Творческий центр Сфера, 2013. — 128 с.

4. Литвинова О. В.Развитие творческих способностей детей в художественной продуктивной деятельности (на занятиях изографикой) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, No5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/98PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/98PVN515.

5. Соловьева О. И. Восприятие русской волшебной сказки детьми старшего дошкольного возраста: Дисс. … канд. пед. наук. — М., 1946. — 132 с.

6. Танина Л. В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: Дис.... канд. пед. наук. / РАО. Ин-т дошкольного образования и семейного воспитания. — М., 1999. — 167 c.

7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1981. — 111 с.

8. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М.:. Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle