Библиографическое описание:

Дьяченко Т. В., Панферова Е. В. Развитие творческих способностей посредством приобщения к культуре родного края // Молодой ученый. — 2016. — №13.2. — С. 30-32.



Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей.

Общество заинтересовано в том, чтобы воспитывающиеся в нем люди могли активно и целенаправленно преобразовывать действительность, познавая ее законы, находя новые формы удовлетворения своих изменяющихся потребностей, глубже проникая в сущность своего бытия и бытия мира.

Существует несколько точек зрения на творчество. Одни исследователи рассматривают творчество как личностную характеристику, другие считают его продуктом определенной деятельности, третьи исследуют творчество как специфический процесс. Те исследователи, которые считают творчество продуктом определенной деятельности, подходят к его анализу с позиций новизны, оригинальности творческих результатов. Однако единых критериев, по которым можно было бы определить некую деятельность как творческую, нет. Критериями творческой деятельности ученые называют появление новых перцептивных образов (В. П. Зинченко), знаний (В. В. Давыдов), целей и смыслов (А. Н. Леонтьев), способов действий (Я. А. Пономарев), познавательной мотивации (А. М. Матюшкин). Критерием творческой деятельности также считаются оригинальность продукта, легкость создания новых образов.

Творчество как специфический процесс рассматривается в рамках решения проблем разного типа. Ученые выделяют фазы, ступени, стили творчества (Харрис, Гилфорд, Дж. Джонс и др.).

Важными моментами в творческой деятельности признаются умение видеть проблему, формулировать ее, задавать себе вопросы, выдвигать предположения относительно способов ее разрешения.

В настоящее время существует множество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являются возрастные периоды развития воображения и виды деятельности, в которых оно развивается. Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, Н. Н. Палагиной, Д. Б. Эльконина и других ученых показали, что формирование воображения возможно на самых ранних стадиях онтогенеза. Воображение выступает как психологическая система, дей­ствие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственно воображения и эмоционально-потребностной сферы. Для создания прочной основы творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу, развивать память. Л. С. Выготский указывал, что «чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действи­тельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения» [1, с. 23].

Преобразование и переработка данных восприятия, представлений в новые образы происходит в процессе аналитико-синтетической мыслительной деятельности. В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необхо­димые представления и их элементы, преобразует и соединяет их в новые образы. Благодаря воображению расширяются границы его познания действительности. Ребенок познает то, что непосредственно на него не воздействует: прошлое и будущее, чувства и мысли других людей. Воображение вместе с мышлением, включаясь в творческую деятельность человека, помога­ет изменять окружающий мир, открывать закономерности природы и общества. Включаясь в мыслительную деятельность человека, оно позволяет в наблюдаемых явлениях увидеть характерное, общее, помогает представить явления в виде обобщенного образа. Бесспорно, что полученные знания, если они подкреплены внутренним переживанием, оказывают большое влияние на развитие воображения.

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу свей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который, по словам К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями…» [2, с. 290]

Е. А. Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства в развитии детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров [3, с. 22].

В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Поэтому одной из приоритетных задач образования является воспитание личности, принадлежащей к определенному этносу, осознающей ценность национальной культуры народов России и способной к ведению равноправного диалога с людьми других национальностей.

Для того, чтобы по мере взросления уметь познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою, так как путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание.

Развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции, мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит полнее осознать свою уникальность, глубже понять свой внутренний мир и разумнее строить свою жизнь, что становится все более актуальным в наши дни.

Этот вопрос постоянно озвучивается многими учеными и педагогами. Современные исследования Козловой С. А., Шукшиной С. Е., Артамоновой С. А. посвящены проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре социальной жизни, формирования у детей сознания причастности к судьбе родного края. На базе МБОУ «ЦО № 10» были разработаны методические рекомендации по проблеме ознакомления с культурой родного края и приобщения дошкольников к традициям Тульских мастеров. Приобщение к культуре родного края ведется в нашем Центре через грамотную и привлекательную для ребенка организацию предметно-пространственной среды. В каждой группе структурного подразделения созданы уголки «Моя малая Родина», оформлены экспозиции кукол в народных костюмах. Также организована работа кружка «Тульское наследие» для детей старшего дошкольного возраста. В рамках работы кружка воспитанников знакомят с традиционными ремеслами Тульского края (белевское кружево, филимоновская игрушка, тульская городская игрушка, самовары, тульские пряники и т. д.). Например, живой интерес и вдохновение охватывает детей на занятиях по изготовлению тульского пряника из соленого теста. Детские шедевры пряничного искусства служат красочным оформлением праздничного стола в кукольных уголках, а также активно применяются в сюжетно-ролевых играх.

«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента, неповторимостью звучания. Дети с удовольствием создают поделки из глины, рисуют рисунки и понимают, что такими же игрушками играли их предки. Дошкольникам понятен бесхитростный и в то же время забавный узор козликов, лошадок и барышень. Каждый ребенок увлечен созданием своей игрушки, старается привнести в поделку какую-то отличительную особенность. Так, например, воспитанники подготовительной группы придумали свой отличительный знак на продуктах собственной деятельности в виде маленькой радуги. Это подчеркивает осознанность своей неповторимости и индивидуальности, повышает уровень притязания на признание и самооценку, стимулирует желание оставить «свой след» для следующих поколений.

Занятия лепкой раскрывают перед детьми изумительный мир творчества, дают возможность выразить свое видение окружающего мира. Особенно близки и понятны народные игрушки. Ими можно не только любоваться, но и сделать героями для театрализованных мини-игр. Каждая игрушка, созданная ребенком, неповторимая, уникальная авторская работа, и дети ответственно и с большой любовью относятся к процессу изготовления своей игрушки. Последующее обсуждение работ с применением образных, красочных эпитетов вдохновляет детей на креативность, оригинальность при рождении лошадок, котиков, жанровых композиций. Дети с удовольствием предоставляют свои работы для участия в разнообразных выставках и конкурсах.

Развитие художественной лепки по мотивам филимоновской игрушки раскрыло перед ребятами новые горизонты творчества. Воспитанники создали настоящий мультфильм с персонажами и декорациями, вылепленными из глины и раскрашенными по образцу филимоновской игрушки, по мотивам стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Успех этого мультфильма вдохновил ребят на создание еще одного мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад» с глиняными фигурками и филимоновской росписью.

Совместно с педагогами дети активно участвуют в творческих конкурсах, проводимых Музеем «Филимоновская игрушка». Сочетание оригинальных и нетрадиционных способов использования филимоновской игрушки позволило воспитанникам нашего центра стать победителями и призерами многих конкурсов.

Дошкольнику понятны и близки предметы народных промыслов, т. к. они изначально создавались для игры и забавы. Это не предметы роскоши или музейного восхищения, в них чувствуется простота и обыденность, а яркость раскраски скрашивает их незатейливость. В художественном творчестве ребенок создает образы понятных ему игрушек и отражает в раскраске свое видение мира и предметов. Поэтому обращение к истории своего края, знакомство с декоративно-прикладным искусством стало традиционным средством развития творческих способностей дошкольников. Воспитанники Центра с раннего возраста начинают понимать, как создаются продукты декоративно-прикладного творчество родного края, чувствуют себя творцами, создателями своих оригинальных продуктов художественного творчества. Обращение к миру народных игрушек является действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно даже совсем маленькому ребенку. Столь близкое и непосредственное знакомство с продуктами народных промыслов обогащает их сенсорный опыт, развивает эстетическое восприятие, образные представления, помогает формировать эстетические суждения.

Дети с раннего возраста начинают понимать, как создается культурное наследие своего народа, края, и чувствуют себя творцами, создателями своих оригинальных продуктов художественного творчества.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.  СПб.: Союз, 1997.  96 с.
  2. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. – М: «Просвещение». – 1982. – 447 с.
  3. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.  М.: Учпедгиз. – 1956. – 91 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle