Библиографическое описание:

Рослякова С. В., Тимергалина Л. Р. Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 880-883.



Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного педагогического университета по изучению проблем адаптации молодых специалистов социальной сферы, сформулированы выводы, направленные на решение проблемы их профессиональной адаптации.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, проблемы адаптации работников социальной сферы, исследование проблем профессиональной адаптации

В современном обществе повышаются требования к профессионализму специалистов, работающих в социальной сфере (специалистов по социальной работе): к выполнению ими социально-технологических, исследовательских, управленческих и социально-проектных функций, конструктивному преодолению трудных ситуаций в профессиональной деятельности. Сложнее всего приходится молодым специалистам, которые адаптируются к изменившимся условиям жизни (они втягиваются в трудовую деятельность), привыкают к профессиональным обязанностям, к различным аспектам профессионального взаимодействия с коллегами и клиентами. От успешного преодоления адаптационныхзатрудненийво многом зависит удовлетворенность собственной деятельностью, чувство принадлежности к профессиональному сообществу, уверенность в правильном выборепрофессии, что и свидетельствует о успешном завершении профессиональной адаптации.

Признавая актуальность проблемы профессиональной адаптации для представителей разных сфер деятельности, в данной статье мы хотели бы рассмотреть вопросы профессиональной адаптации специалистов, занимающихся социальной работой в учреждениях социальной защиты населения, комплексных центрах социального обслуживания населения, работающих социальными педагогами в детских домах и школах. Поэтому в данной мы бы хотели решить несколько задач:

  1. определить сущность и основные характеристики профессиональной адаптации, обозначив особенности протекания этого процесса у специалистов, занимающихся социальной работой;
  2. с помощью анкетирования выявить основные проблемы молодых специалистов социальной сферы, обучавшихся на факультете социального образования Челябинского государственного педагогического университета.

Термин «адаптация» (adapto — «приспособление», «прилаживание организма к новым условиям») давно вошел в научный обиход и является междисциплинарным. Он имеет универсальное значение, отражая всеобщее свойство живой материи приспосабливаться к изменению окружающей среды. Адаптацию чаще всего рассматривают как активный процесс, включающий самоизменение, самокоррекцию в соответствии с требованиями среды, определяемый целями деятельности, социальными нормами, способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм со стороны социальной среды [4].

В зависимости от уровня взаимодействия человека со средой рассматриваются различные виды адаптации: физиологическая психологическая, социальная. Одним из видов адаптации является профессиональная адаптация. Ее рассматривают как разновидность социальной (В. Т. Ащепков, М. П. Будякина, В. И. Кожарская, A. A. Русалинова и др.); во взаимосвязи с профессиональным становлением специалиста (И. Д. Лушников, Е. А. Климов, В. А. Комаров, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков и др.); в исследованиях дидактической, социально-психологической, индивидуально-личностной социально-профессиональной, социально-педагогической (C. B. Гринько, Т. Н. Каткова, Х. Р. Кадырова, В. А. Плешаков, В. А. Сластенин) направленности.

К сожалению, в научной литературе очень мало исследований, связанных с профессиональной адаптацией, становлением, подготовкой специалистов социальной сферы. К их числу мы отнесли работы, посвященные адаптации социальных работников к профессиональной деятельности Е. Ю. Невельеон [1], педагогическому сопровождению профессиональной адаптации будущих социальных работников Е. В. Нехорошевой [2], реализации компетентностного подхода в подготовке социальных работников (И. А. Зимняя, Ю. В. Койнова, Л. B. Мардахаев, Н. И. Никитина, В. А. Сластенин, Л. И. Старовойтова).

Анализ научной литературы по проблеме профессиональной адаптации позволил сделать несколько важных теоретических выводов относительно ее сущности и основных характеристик.

  1. С точки зрения содержания профессиональная адаптация рассматривается в широком смысле как социально-общеэкономический процесс приспособления человека к профессиональной деятельности; в узком смысле — как значительный этап движения профессионального определения человека, на котором обнаруживаются недостатки профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процедура развития новых установок, потребностей, увлечений в области труда и выявляется, насколько жизненные намерения стали реальными.
  2. С точки зрения структуры профессиональная адаптация содержит несколько компонентов: психологический (приспособление личности к деятельности на уровне психических процессов и свойств), социальный (приспособление индивида к данной социальной среде), физиологический (приспособление организма к интенсивности и характеру профессиональной деятельности), биологический (приспособление к климатических условиям протекания трудовой деятельности).
  3. Профессиональная адаптация наступает напрямую на производстве, хотя основы закладываются еще в школе и в вузе в процессе профориентационной работы.
  4. Профессиональная адаптация оценивается по следующим критериям: активное осознание законов профессионального общества, дружеские отношения со всем коллективом; профессиональная успешность и активность, идентификация себя с профессией, наличие планов профессионального роста, демонстрация профессионально-значимых личностных качеств, гармоничное психоэмоциональное состояние, индивидуальный стиль профессиональной деятельности [5].
  5. Профессиональная адаптация связана с социальной, часто именуется как социально-профессиональная адаптация и характеризуется «вхождением» в специальность и общество, т. е. овладением нормами и функциями профессиональной и социальной деятельности [6].
  6. Профессиональная адаптация считается завершенной, если отмечаются удовлетворение профессией и работой, гармоничные взаимоотношениями с коллегами, отсутствие стремления сменить работу; отсутствие дезадаптированности (снижение производительности труда, нарушение дисциплины, стресс) [3].

Кроме того, мы пришли к выводу, что в социальной сфере особенность профессиональной адаптации связана, во-первых, со спецификой профессии типа «человек-человек», что предполагает адаптацию к взаимоотношениям, зависимость от субъективного фактора в работе; во-вторых, с многофункциональностью (например, в должности социального педагога специалист должен быть и педагогом, и психологом, и управленцем) или, наоборот, с монотонностью деятельности (например, занимаясь обработкой статистических данных, работая с архивными материалами и др.); в-третьих, работа в социальной сфере предполагает готовность к ситуационной работе: изменившимся условиям деятельности, изменениям в поведении клиента, изменениям в законодательной базе. Все это создает определенные специфические трудности в процессе профессиональной адаптации.

Исходя их вышесказанного под профессиональной адаптацией специалиста социальной сферы мы будем понимать процесс достижение соответствия профессионально-личностного развития молодого специалиста требованиям профессии на основе поддержания профессионально-ценностных ориентаций, успешного выполнения трудовых умений и навыков, ощущения эмоционального комфорта.

Особой категорией людей, адаптирующихся к профессии, являются выпускники вузов, в качестве которых как правило рассматривают молодых людей в возрасте 20–24 лет, завершившие профессиональную подготовку и приступившие к выполнению профессиональной деятельности. Выходящие на рынок труда выпускники различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам, но проблемы адаптации к трудовой деятельности в основном схожи. К ним можно отнести следующие проблемы:

  1. трудоустройства, возникающие вследствие отсутствия профессионального и социального опыта;
  2. личностного дискомфорта, переживания стресса и напряженности из-за сложностей в выполнении трудовых функций т неадекватного восприятия молодого специалиста старшими сотрудниками, низкой оценки его возможностей;
  3. нехватки знаний, умений и опыта; в том числе, несоответствия между накопленными в процессе профессиональной подготовки академическими познаниями и реальными требования к осуществлению профессиональных действий и др.

С целью выявления проблем молодых специалистов социальной сферы мы провели опрос среди выпускников факультета социального образования, обучавшихся по направлению (специальности) «социальная работа», работающих не более 3-х лет в общеобразовательных учреждениях в качестве социальных педагогов; в управлениях социальной защиты населения, комплексных центрах социального обслуживания населения, центрах занятости населения в качестве специалистов по социальной работе. Для опроса использовался метод анкетирования. Выборка исследования — 30 человек.

С помощью анкетирования было выявлено, что проблем с трудоустройством у большинства молодых специалистов социальной сферы не было: 57 % опрошенных выпускников ответили, что легко устроились на работу; 23 % скорее легко, чем сложно;17 % скорее сложно, чем легко и лишь 3 % участвующих в анкетировании указали на то, что было сложно устроиться по специальности. Результаты ответа на данный вопрос, возможно, свидетельствует о наличии вакансий и низкой конкуренции в социальной сфере.

Было отмечено, что проблему личностного дискомфорта, переживания стресса и напряжённости в первый год работы испытывали 87 % опрошенных; неадекватное отношение к себе со стороны старших коллег как молодому специалисту ощущали 63 % респондентов; нехватку умений и опыта отметили 47 % опрашиваемых. На несоответствие между накопленными в процессе профессиональной подготовки академическими познаниями и реальными требования к осуществлению профессиональных действий указали 30 % выпускников.

Респонденты также отметили те проблемы, с которыми они чаще всего сталкивались в период адаптации к профессии. Большая часть опрашиваемых указала на неудовлетворенность заработной платой (53 %). Выпускников волновали высокие требования со стороны руководства (20 %). Следующим по популярности ответом стал ответ, связанный с отсутствием практического опыта (17 %). 10 % опрашиваемых не хватало определенных личностных качеств для выполнения профессиональных функций.

Данные результаты говорят о том, что процесс обучения в вузе недостаточно ориентирован на психологическую составляющую подготовки студентов к тому, что более старшие коллеги будут видеть в них неопытных специалистов, а также конкурентов. Во-вторых, обозначилась недостаточная практико-ориентированная направленность образовательной программы: нужно стирать разницу между получаемыми на занятиях и требуемыми на практике знаниями и умениями. Предполагаемым оказалось то, что на этапе адаптации к профессии с проблемой неудовлетворенности в заработной плате молодые специалисты сталкиваются чаще, нежели с проблемой отсутствия практического опыта или нехваткой практических качеств.

Респондентам был задан вопрос об удовлетворенности выбором профессии. Оценивая результаты адаптационного периода, 37 % респондентов указали на то, что полностью удовлетворены своим выбором, и 17 % — скорее да, чем нет; 27 % респондентов ответили — скорее нет, чем да и 20 % опрошенных респондентов высказали неудовлетворенность своим выбором. Из результатов следует, что адаптация в социальной сфере сложна, потому что значительная доля опрашиваемых (47 %) на этом этапе профессионального становления усомнились в выборе профессии, а пятая часть из них оказалась вовсе не удовлетворена.

Ответ на предыдущий вопрос мы объяснили причиной выбора направления подготовки: из опрошенных только 10 % респондентов пошли учиться по специальности, ориентируясь на возможность принести пользу обществу; 60 % опрашиваемых искали возможности для самореализации. При этом 30 % респондентов рассматривали социальную работу просто как возможность получить образование.

Исходя из результатов анкетирования молодых специалистов в области социальной работы, мы сделали ряд выводов.

  1. Адаптация к работе в социальной сфере — сложный процесс и проблемы в нем существуют. Это предполагает задуматься об изменениях в процессе подготовки специалистов данной сферы непосредственно к этапу адаптации.
  2. Особое внимание при подготовке выпускников к выходу из стен вуза необходимо уделить таким проблемам, как ощущение дискомфорта и напряжённости в первый год работы, неадекватное отношение со стороны старших коллег; несоответствие между накопленными в процессе профессиональной подготовки академическими познаниями и реальными требованиями к осуществлению профессиональных действий.
  3. Со студентами необходимо работать с первого курса, выстраивая для каждого индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с их целевыми установками при поступлении, привлекая к профессии и подготавливая к реальной практической деятельности.

Литература:

  1. Невельеон Е. Ю. Адаптация социальных работников к профессиональной деятельности: теоретические подходы к проблеме / Е. Ю. Невельеон // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — № 8.
  2. Нехорошева Е. В. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации будущих социальных работников: автореф. дисс. канд. пед. наук / Е. В. Нехорошева. — М., 2011. — 24 с.
  3. Петровичев В. М. Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования / В. М. Петровичев // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2012. — № 1. — С. 43–52.
  4. Рослякова С. В. Педагогика в социальной работе / С. В. Рослякова и др. –Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. — 388 с.
  5. Соколова Н. А. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов: понятие, содержание, методы исследования / Н. А. Соколова // Научное мнение. 2013. — № 4. — С. 61–64.
  6. Черникова Е. Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ / Е. Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. Выпуск 3. — 2014. — № 4 (333). — С. 150–154.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle