Библиографическое описание:

Замарехин А. Н., Мироненко А. П., Тальцев А. Н., Алексашин И. С. Аполитичность современной молодежи // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 630-632.



В статье представлено обоснование основных процессов, связанных с возникновением такого явления как аполитичность молодёжи. Раскрыта суть проблемы аполитичности молодежи в ракурсе социально-педагогического подхода. Рассмотрен ряд факторов, влияющих на аполитичность молодежи: коррупция, безработица, СМИ, несовершенная образовательная система, а также всевозможные противостояния со стороны власти. На основе проведенного исследования аполитичности молодёжи выделены основные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: молодёжь, политика, коррупция, безработица, аполитичность, аполитичность молодёжи

В любом государстве значительная роль отводиться молодому поколению. Такое решение встречает различные отклики, одни поддерживают такую точку зрения, другие опасаются возможных проблем, связанных с недостаточностью опыта. Безусловно, наличие достаточных и разносторонних знаний необходимо. Во-первых, это позволяет просчитать возможные риски, определить стратегию выхода из сложившейся ситуации. Во-вторых, при необходимости принятия оперативных и взвешенных решений собственная позиция занимает важное место, а она, в свою очередь, должна обладать твердостью и неотступностью. Безусловно, мы назвали не все качества и навыки, необходимые любому высококлассному руководителю или специалисту, тем не менее, главным остается всё-таки желание развиваться, подкрепленное активной помощью более опытных коллег.

В России доля молодежи составляет около 19,3 % от общей численности населения, если же говорить о числовом значении, то это порядка 29 млн. человек. Стоит отметить, что еще приблизительно 8 % населения находятся в возрастных рамках от 30 до 35 лет, что в численном эквиваленте равняется 12,1 млн. человек. Другими словами, наша страна имеет довольно внушительный потенциал всестороннего роста и развития. Само собой, этого нельзя достигнуть, если молодое поколение не заинтересовано «поработать» во благо своей Родины. Здесь возникает довольно серьезная проблема нынешнего столетия — это аполитичность молодежи. Это явление не ново и его проявления всегда были заметны в обществе. Существует немало научных определений и трактовок данного термина, но одно неизменно. Люди нейтрально относятся к политической жизни страны, что в дальнейшем влечет к отказу в активных действиях, направленных на реализацию своих политических прав и выполнения обязанностей. В России эта проблема проявляется наиболее остро, «молодая демократия» требует новых единомышленников и непрерывного развития гражданского общества, разноплановые точки зрения на те или иные проблемы. Все это закреплено основным законом Российской Федерации — Конституцией РФ. Тем не менее, молодежь не так охотно желает влиять на политику государства. Это объясняется рядом факторов, таких как: коррупция, безработица, СМИ, несовершенная образовательная система, а также всевозможные противостояния со стороны власти.

Коррупция известная проблема и она уже получила отрицательную оценку мирового сообщества. В каждой стране бессмысленно отрицать ее присутствие, разница состоит лишь в масштабах проявления. Россия, к сожалению, отличается повышенной коррупционной активностью во всех эшелонах власти [2, с. 10–17]. Это вызывает негативную реакцию общества и повышает недоверие к власти, что порождает аполитичность. Возможно, в долгосрочной перспективе удастся побороть эту проблему, силами нынешней молодежи, которая к тому моменту сменит нынешних руководителей и чиновников. Это объяснимо, наверняка, многие молодые специалисты сталкивались с такими ситуациями, в которых они становились участниками очередного «распила» и профанации [3]. Стоит отметить, что это приводит к «утечке мозгов» или, как минимум, нежеланию сотрудничать с государством, использую возможности созидания со стороны власти, так как это предусматривает не желаемый контроль.

Другой стороны аполитичности является безработица. Само собой, молодые люди не хотят трудиться за «копейки», а озабоченные высокой квалификацией персонала руководители без особого желания принимают в свой штат «вчерашних» студентов. Отчасти это можно понять, но с другой стороны, как молодому специалисту получить практический опыт и знания, ни дня не проработав по специальности. Каждый выпускник института понимает, что не стоит надеяться на помощь государства, это вызывает недоверие к власти [1, с. 227–229].

Средства массовой информации в современном мире являются мощным средством влияния на общественное мнение, а также способом ведения пропаганды. Не секрет, что этим активно пользуются многочисленные оппозиционные объединения и партии, а также отдельно взятые граждане, негативно настроенные по отношению к власти [7, с. 14–22]. Различная информация, передаваемая с подачи таких людей, может непредсказуемо отразиться в действиях общественности, а в большей степени она направлена на молодежь. Эта социально — демографическая группа, наиболее подвержена влияниям со стороны, что также накладывается на недоверие к власти. В конченом счете все это может привести к противозаконным действиям, различным провокациям легитимного правительства.

Российская система образования неоднократно подвергалась критики как со стороны учителей и преподавателей, так и чиновников различных рангов [6, с. 54–68]. Безусловно, былое величие советского образования утеряно, но в данный момент государством предпринимаются попытки привести в порядок образовательную систему, позволив ей конкурировать с зарубежными аналогами. Сейчас, в образовательный процесс втянуть множество коммерческих Вузов, целью которых является, прежде всего, заработок денег. В государственных учебных заведениях дела обстоят не лучше. Преподаватели безразличны к студентам и часто не обращают внимания на изменения, кардинально меняющие суть преподаваемого ими материала. Все это в совокупности не дает развиваться системе образования, выпускники институтов обладают слабыми знаниями и не способны заинтересовать потенциальных работодателей.

Как ни странно, но власть также приводит молодежь в состояние аполитичности. Это объясняется тем, что чиновники просто бояться уступать свои посты молодым и целеустремленным. Властные структуры создают различные препятствия для молодежных объединений и молодых политиков, пытаясь дискредитировать их в глазах общественности. Отчасти такие приемы невозможно предотвратить, но ротация аппарата чиновничества неумолимо движется вперед, позволяя с каждым годом повышать долю молодых специалистов.

В последние годы проблематикой молодежной политики серьезно заинтересовались Президент и Правительство [4]. Несомненно, по сравнению с началом 2000-х тысячных годов молодежь имеет большие перспективы развития. С каждым годом проводится все больше различных конференций, слетов и круглых столов, основными участниками которых являются молодые активисты, ученые и политики. Все это достаточно плодотворно влияет на взаимоотношения молодежи и государства. В трудах В. И. Ленина значительная роль отводится именно молодежи. Этот социально — демографический слой представлял огромный интерес для коммунистов. По их мнению, ставку необходимо делать на молодежь, как на студенческую, так и на рабочую. Бесспорно, такая позиция находит позитивные отклики и в современном мире, но в период социалистической эпохи для молодых людей были созданы все условия для предотвращения ее аполитичности и повышения лояльности к власти. Так, образование было пологостью бесплатным и конкурентоспособным, позволяя выпускать из стен институтов и техникумов высококлассных специалистов. Помимо этого, молодежь принимала активное участие в комсомольском движении, объединявшим, по различным оценкам, около 30 миллионов юношей и девушек. Большая ставка делалась на каждого отдельно взятого представителя молодежи, который чувствовал себя частью одного огромного механизма. После развала СССР прежняя политическая система распалась, уничтожив за собой различные молодежные комсомольские объединения. Довольно продолжительный срок в стране не предпринималось практически никаких попыток мобилизовать молодежь [5, с. 137–144]. Постепенно новые политические партии приступили к созданию своих молодежных политических объединений. Сейчас они являются основными политическими структурами, адаптированными для деятельности молодежи. В целом стоит отметить, что эти объединения не позволяют проявить свой политический потенциал, а имеют своей основной задачей пропаганду своей партии, различные выступления, привлекающие внимания СМИ.

В заключении хочется отметить, что постепенно, год от года в России удается переломить тенденцию аполитичности молодежи. Молодые люди все больше интересуются политической жизнью страны, участвуют в различных мероприятиях и круглых столах. Все это в значительной степени создает положительный эффект и дает уверенность молодым и активным специалистам, активистам углубить свое доверие к власти. Однако не стоит останавливаться на достигнутом уровне, необходимо бороться с коррупцией, безработицей среди молодежи и повышать качество образования. Также государственному аппарату и различным молодежным объединениям необходимо вести активную пропагандистскую и разъяснительную работу, привлекающую аполитично настроенных молодых людей. Безусловно, одним из ключевых моментов, прежде всего, является желание каждого отдельно взятого человека реализовывать свои политические права и обязанности, дабы не быть безучастным в жизни страны.

Литература:

  1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Рук. проекта Г. Ю. Семигин. — Т.4: Политическая мысль в России: Вторая пол. XIX -XX в. — М.: Мысль, 1997.-829 с.
  2. Брянцев, И. И. Коррупция как форма теневого лоббизма Текст. / И. И. Брянцев, Л. К. Баранова // Власть, 2008. № 3 — с. 10–17.
  3. Буш, М. Ю. Политический аспект коррупционных отношений в современной России Текст.: дис.. канд. полит, наук: 23.00.02. / Буш Михаил Юрьевич. Ростов н/Д, 2006. — 142 с.
  4. Положение «Об общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 июня 2008 г. -№ 688–5 ГД.
  5. Соколов В. И. История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI века. Изд. 2-е, испр. и доп. — Рязань, 2002. — 315 с.
  6. ЮЗ. Дюркгейм Э., Парсонс Т., Мертон Р. и др. // Хрестоматия. Социология: классические и современные парадигмы. М., 2002. — 50 с.
  7. Wilkinson, J. Corruption in Russia: Typical warning Signs and detection // Improving Business ethics and reducing risk of corruption: Experience of Russian and Multinational Companies, 2012. p. 14–22.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle