Библиографическое описание:

Деньга А. В., Шлыков В. В. Медицинская информационная система для автоматизации рабочего места врача // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 108-110.



В работе представлены результаты разработки медицинской информационной системы «DoctorHelper», рассмотрен один из способов автоматизации электронной медицинской карты с помощью созданной медицинской информационной системы. Подобраны оптимальные условия доступа врача к базе пациентов и их диагнозов. Разработанное программное приложение простое в использовании для просмотра и управления электронной картой пациента.

Ключевые слова: электронная медицинская карта, медицинская информационная система, база данных, электронный документооборот, оптимизация, CRM, FTP

Информационные системы вмедицине. Современные медицинские учреждения, диагностические центры, работают и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется, зависит качество медицинской помощи. Информационные технологии в медицине сегодня становятся неотъемлемой составляющей здравоохранения. На смену эпохи бумажных носителей и документооборота информации пришли специализированные базы данных и информационные системы (ИС).

Любые информационные системы принято делить на типы, в зависимости от задач которые они ставят перед собой. Таким образом, можно типизировать медицинские информационные системы следующим образом:

‒ Системы для работы с пациентами — обеспечивают быструю обработку данных и качественную работу с пациентами;

‒ Системы для работы с ресурсами — используются для планирования ресурсов медицинского учреждения, а именно ресурсов персонала и оборудования;

‒ Системы анализа полученных данных — позволяют запросить из банка данных результаты обследований или заболеваний, показывают общую картину здоровья пациентов.

Приведенные системы охватывают всю деятельность медицинских учреждений. Основные уровни медицинских информационных систем показаны на рисунке 1.

C:\Users\Андрей\Desktop\1.jpg

Рис. 1. Уровни медицинской информационной системы

На данный момент при разработке программного обеспечения (ПО), которое используется в учреждениях здравоохранения, стоят такие проблемы как: создание единой структуры медицинской карточки, постоянное обновление медицинских данных, предоставление возможности анализа первичной информации для дальнейшего прогнозирования. Это объясняется сложностью структурой и организацией работы разнонаправленных медицинских учреждений. Для решения этих задач первичным и необходимым условием является разработка специализированного электронного документа — электронной медицинской карты (ЭМК).

Электронная медицинская карта является ресурсом информации, позволяет оперировать данными пациентов, проводить внутренний и внешний обмен между подразделениями медицинских учреждений. Вести учет и хранение медицинской информации в структурированном виде. Позволяет вести анализ, поиск необходимой информации и предоставляет другие возможности благодаря структурированности.

Принцип действия ЭМК в концепте является единственным информационным ресурсом, который позволяет оперировать личными данными пациентов, а также обмениваться такими данными с другими медицинскими учреждениями для составления, учета и хранения медицинской информации.

Методы исредства разработки. Программный продукт создан в среде программирования Visual Studio с помощью языка программирования C# и библиотек встроенных в.NET Framework 4.5. База данных размещается на сервере MySQL. Модель базы данных была реализована с помощью системы управления базами данных MySql Workbench. Для реализации информационной системы «DoctorHelper» был развернут и настроен FTP Server, который функционирует совместно с базой данных и обеспечивает сохранение иллюстративного материала.

При разработке данного программного продукта было предусмотрено, что система необходима для сбора и получения собранной информации о пациенте. Таким образом, разработанное программное обеспечение является CRM-системой, которая обеспечивает управление взаимоотношениями с клиентами медицинского учреждения.

Электронная медицинская карта. В ходе анализа существующих медицинских систем электронного документооборота разработан программный продукт, основной задачей которого является: сбор и отображение информационных ресурсов медицинских учреждений, сохранение иллюстративного материала. ЭМК для информационной системы «DoctorHelper» складывается и хранится в автоматизированной информационной базе медицинского учреждения. Структура ЭМК позволяет применять карту в учреждениях, предоставляющих первичную, вторичную и дальнейшую помощь, с учетом характера и особенностей оказания помощи.ЭМК позволяет моделировать события и работает со следующими объектами информационной системы: электронная карточка пациента, специализированный GUI-интерфейс.

Электронная карточка пациента состоит из программных модулей:

  1. Общая информация о пациенте.
  2. Записи по работе с пациентом:

a. Анализы;

b. Процедуры;

c. Снимки заболеваний;

d. Информация о медицинском обследовании.

  1. Назначение записей на прием к врачу.

Информационная система «DoctorHelper» имеет собственный GUI-интерфейс и может использоваться в учреждениях здравоохранения для следующих задач:

  1. Облегчения работы врача;
  2. Сбора данных о наличии или отсутствии проблем у пациентов определенной территориальной или административной единицы;
  3. Предоставление доступа к карте пациента с любого больничного заведения.
  4. Обработка полученного иллюстративного материала о пациенте.

Информационная CRM-система «DoctorHelper» представляет собой прикладное программное обеспечение для медицинских учреждений и предназначена для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами (пациентами), в частности для оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания пациентов путём сохранения информации и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.

Отличительной особенностью ИС «DoctorHelper» является использование внутреннего кэширования полученной информации на удаленном FTP сервере. Таким образом, предусмотрена возможность сохранять информационные файлы (рисунки) не в базе данных медицинского учреждения, а на удаленном FTP сервере. Это позволяет снизить нагрузку запросов к локальной информационной базе и не требует дополнительного программного модуля для преобразования картинок в тип данных BLOB (один из основных форматов реляционных баз данных, который предназначен для хранения изображений) и обратного преобразования при отображении данных в информационной системе.

Также для более эффективной работы с FTP сервером используется кэширование изображений. Даная технология реализована с помощью алгоритма, который позволяет хранить контрольные сумы рисунков пользователя в базе данных и в случаи их совпадения с исходными данными, которые поступают от клиентской программы, не нагружать FTP сервер задачей обновления данных (изображений), а выбирать данные непосредственно из кэш-памяти клиентской программы. Данные действия позволяют однократно получать иллюстративную информацию о пациенте и хранить её локально, причем в случае добавления или изменения на FTP, контрольные суммы будут изменены и при открытии клиента произойдет обновление информации. Таким образом, можно быть уверенным в том, что будет обеспечена стабильность работы FTP сервера и получения актуальной информации по запросу.

На рисунке 2 изображены основные таблицы БД, которые позволяют удаленно работать с картинками пользователя системы (как мы можем увидеть, контрольные суммы хранятся в таблице Worker, поле PhotoValue).

C:\Users\Андрей\Desktop\1.png

Рис. 2. Реализация хранения информации в базе данных.

Заключение. Таким образом, разработанная информационная система «DoctorHelper» обеспечивает быстродействие при обработке данных и достоверный отклик программы на команды, а также соответствует основным правилам CRM-систем. Система сбора информации является эффективной и удобной для быстрого обслуживания пациентов медицинских учреждений.

Создание единой информационной CRM-системы «DoctorHelper» предоставляет возможности для интеграции электронной документации в медицинских учреждениях, обеспечивает своевременную и оперативную диагностику пациентов, предоставляет возможности повышения квалификации врачей, позволяет анализировать большие массивы хранимых данных и т. д.

Литература:

  1. Гринберг, Пол. CRM со скоростью света = CRMatthespeedoflight. — СПб.: Символ Плюс, 2007. — [528 с.]
  2. Информационные технологии в медицине: регионы тестируют инновации / Интернет ресурс http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth/article/region.shtml

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle