Библиографическое описание:

Рыбкина А. А. Опасность незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях здравоохранения // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 588-591.



В нормативном документе Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» описаны основные понятия, дано понятие не только обороту наркотических средств, но и незаконному обороту.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.

Оборот наркотических средств и психотропных веществ имеет двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения. Без этих препаратов невозможно проведение всех оперативных вмешательств, существование пациентов с хроническим болевым синдромом. С другой, их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением.

В отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ. Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, должен утверждаться Правительством РФ, и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества вносятся в специальные списки: Список 1, Список 2, Список 3, Список 4.

Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, допускается к применению в лечебных учреждения по назначению врача. В этом случае на них распространяется действие законодательства Российской Федерации о лекарственных средствах в части, не противоречащей Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах». Порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Не допускается использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей. Одновременно в Российской Федерации запрещается лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список II.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах:

– государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

– лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

– приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;

– государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;

– привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

– развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе.

Основным направлением деятельности по контролю за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров является недопущение утечки наркотиков из легального оборота в нелегальный. Решение данной проблемы возможно путем:

– контроля за соблюдением государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и лицензированием всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

– повышения уровня информационно-аналитической деятельности, совершенствования механизма сбора, обработки и анализа данных, создания и актуализации баз данных;

– улучшения взаимодействия между органами, осуществляющими контроль за законным оборотом наркотиков, в целях предупреждения утечек в незаконный оборот;

– усиления охраны мест хранения наркотических средств и психотропных веществ;

– изучения товарных потоков и оценки потребностей в легальных контролируемых наркопрепаратах;

– внедрения усовершенствованных систем учета и контроля над потоками наркотических средств и психотропных веществ и их законным распределением (с момента их ввоза до распределения в аптеках или лечебных заведениях).

Однако, несмотря на принимаемые меры, с первых дней своего существования сотрудники Управления ФСКН начали сталкиваться со всевозможными правонарушениями, а то и преступлениями, совершенными в аптеках, фармакологических центрах, больницах и других медучреждениях. Каждое десятое преступление или правонарушение выявлено именно там. Такого рода преступлениями занимается отдел по контролю за легальным оборотом наркотиков Управления ФСКН России.

Наиболее часто встречаются следующие варианты нарушения законодательства

Российской Федерации со стороны медицинских работников.

  1. Отсутствие лицензии у медицинского учреждения на деятельность связанную с оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Конечно наиболее часто это нарушение встречается в государственных медицинских учреждениях во время переоформления лицензии. Учреждения не дожидаются получения лицензии и начинают деятельность, связанную с оборотом наркотических средств. Этот факт подтверждается записями в операционных журналах и выписках из истории болезней. В частных медицинских учреждениях встречаются случаи использования наркотических средств совсем без лицензии. Много нарушений выявляется в аптеках.

  1. Нарушение правил хранения наркотических средств и психотропных веществ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148.

В медицинских учреждениях сотрудниками ФСКН наиболее часто выявляются такие нарушения, как хранение наркотических средств в помещениях, не оборудованных для таких целей, не осуществляется регистрация и учет операций, связанных с оборотом прекурсоров, наркотических средств и психотропных веществ

  1. Нарушения порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 892. К работе допускаются лица, не получившие справки учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения об отсутствии у работников заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также об отсутствии среди них лиц, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации непригодными к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, либо заключения Управления ФСКН России отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.
  2. Нарушения установленных требований к технической оснащенности и укрепленности объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотиков. При проверках выявляются такие нарушения, как отсутствие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, либо их несоответствие. Действующее законодательство устанавливает хранение НС и ПВ в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148.
  3. Нарушения, связанные с оформлением и введением учетной документации.

Нарушения, связанные с выписыванием рецептов. Одним из примеров этого нарушения может служить подделка рецептов, получение по ним наркотических средств с целью сбыта, либо сбыт самих рецептов. Так же известны случаи, когда врачами выписывались рецепты на получение наркотических средств на несуществующих пациентов. Во всех случаях в отношении врачей были возбуждены уголовные дела.

  1. Халатное отношение медицинских работников к выполнению своих должностных обязанностей, которые влекут за собой нарушения. Проявляется это нарушение в несвоевременном, некачественном оформлении документации.
  2. Хищение наркотических средств и психотропных веществ. Основным контингентом расхитителей являются медицинские сестры онкологических центров, онкологических или отделений стационара. За сестрами идут медицинские врачи и фармацевты. Характерной особенностью большинства преступлений в составе этой группы является наличие мелкого размера похищенных наркотических средств. Совершение крупного хищения возможно только лишь на основе сговора, притом предварительного сговора и совместной преступной деятельности нескольких лиц.

Резерв наркотических средств для хищений создается путем:

1) списания наркотических средств, но неиспользование для больным, особенно онкологическим, в том числе и умершим людям (лицам);

2) замены ампул с наркотическими средствами на ампулы с другими препаратами;

3) извлечения наркосодержащих средств из ампул с последующим заполнением их другими веществами;

4) завышения битых ампул, фиктивного списания лекарств с просроченным сроком хранения.

Похищаемые наркотические средства имеют незначительный вес, объем, компактны и их легко спрятать в одежде. Простота и легкость хищения сочетаются со значительной материальной выгодой. С этой точки зрения анализируемое хищение можно разделить на три группы:

– хищение, совершаемое работниками медицинских учреждений для личного употребления;

– хищения, совершаемые в целях, сбыта похищенного другим лицом и извлечения из этого наживы;

– хищения, совершаемые в интересах других лиц, но без корыстной цели.

В целях выявления предпосылок нарушения законодательства изучены мнения медицинских и фармацевтических сотрудников по вопросам обеспечения пациентов наркотическими лекарственными средствами и психотропными веществами с помощью специально разработанных анкет.

Анкетированию подверглись сотрудники ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 10».

Выбранные в качестве объектов исследования лечебное учреждение является типичными представителями государственного здравоохранения по месту расположения и масштабам деятельности. Было опрошено 26 человек.

Большинство опрошенных специалистов, участвующих в обеспечении амбулаторных пациентов наркотическими лекарственными средствами (60,0 %) имеют специальность терапия, остальные (по 1 чел. или 6,67 %) онкология, хирургия, педиатрия. 3 человека (20,0 % опрошенных) имеют среднее медицинское образование и работают старшими медицинскими сестрами. Стаж работы по специальности и в сфере оборота наркотических средств большинства сотрудников от 30 до 39 лет и от 20 до 29 лет (46,69 % и 33,35 % опрошенных соответственно). Имеют стаж работы от 10 до 19 лет — 13,34 % опрошенных и лишь 1 человек имеет стаж до 10 лет. Среди медицинских работников 73,33 % имеют высшую квалификацию, у 6,67 % — первая категория, 20,0 % опрошенных не имеют квалификационную категорию.

Наибольшее затруднение у опрошенных вызвал вопрос на знание нормативно-правовых актов в РФ, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ. Из 26 опрошенных, только 2 человека дали точный правильный ответ.

Следовательно, можно сделать вывод, что множество мелких нарушений законодательства вызвано недостаточной подготовкой медицинских кадров по вопросам оборота наркотических средств и психотропных веществ в медицинских организациях.

Литература:

  1. О наркотических средствах и психотропных веществах [Текст]: федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
  2. О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ [Текст]: постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 // КонсультантПлюс [Электронный вариант].
  3. О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [Текст]: постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 46. — Ст. 4795.
  4. Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ [Текст]: постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 33. — Ст. 4009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle