Библиографическое описание:

Седова Е. А., Орехова Н. В. К вопросу о взаимном посещении уроков иностранного языка учителями средней школы // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 857-860.



Урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса. На уроке учащиеся получают знания по предмету, развивают определенные навыки и умения. Руководит этим процессом учитель. В данной связи чрезвычайно важное значение имеет уровень его подготовки, его педагогическое и методическое мастерство отражается на качестве урока [1,3]. Поэтому, посещение и анализ урока является важнейшим направлением в изучении позитивного инновационного опыта.

В настоящее время в различных образовательных учреждениях, в частности в средней школе практикуется взаимное посещение уроков учителями, работающими в одной предметной области.

Посещение одним учителем другого осуществляется, как правило, по предварительной договоренности. Важно отметить, что в процессе посещения урока коллеги необходимо поддержание доброжелательной атмосферы, благоприятного психологического климата.

В положениях относительно взаимного посещения занятий оговариваются некоторые ограничения для процесса наблюдения на уроке или внеурочном мероприятии:

  1. Запрещается появляться на уроке (внеурочном мероприятии) после его начала.
  2. Запрещается покидать урок или внеурочное мероприятие до его завершения.
  3. Руководство образовательного учреждения (организации) может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т. п.).
  4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеурочного мероприятия. Запрещается изменять ход и структуру урока или внеурочного мероприятия по просьбе (требованию) посещающего.
  5. Во время урока и внеурочного мероприятия запрещается беседовать с обучающимися, задавать им вопросы и т. д.
  6. Запрещается выражать свое отношение к педагогическому работнику, обучающимся и к уроку выражением лица, мимикой и т. п.
  7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.
  8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с педагогическим работником может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.
  9. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия педагогического работника и руководства образовательного учреждения (организации), причем они не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала обучающимися [2].

Кроме того, в ходе урока, но не в перемену) посещающий по согласованию с педагогическим работником или руководством образовательного учреждения (организации) может задать вопросы учащимся и предложить им выполнить мини-задания. Однако, посещающий не имеет право задерживать обучающихся после звонка на перемену [2].

Посещающему отводится отдельный стол позади ученических парт, запрещается сидеть с обучающимися за одной партой. Также, посещающий ведет запись своего наблюдения и при этом имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения [2].

Для обстоятельного, объективного анализа урока необходима карта практического занятия, так как отсутствие документа, регламентирующего посещение урока может стать источником субъективных оценок, и в конечном итоге конфликтных ситуаций [2]. Существует большое количество карт занятий, отражающих специфику данного конкретного предметы.

Применительно к предмету «Иностранный язык» карта посещения практического занятия может содержать следующее:

  1. Традиционно карта посещения занятия по иностранному языку должна отражать такие пункты как «Дата посещения», ФИО посещаемого учителя, Название предмета, Класс, Количество учащихся по списку, Количество учащихся, присутствовавших на уроке, ФИО учителя (учителей), посещающих урок.
  2. Первым пунктом карты является общая информация о занятии, в котором указывается причина посещения занятия, это может быть как плановое, так и внеплановое посещение.

Здесь же отмечается цель посещения урока: знакомство с учителем, комплексное наблюдение за работой учителя, наблюдение в связи с определенной проблемой(задачей), наблюдение за работой группы или отдельных учеников, диагностика затруднений учителя, диагностика затруднений группы. Также здесь могут быть указаны иные цели посещения занятия.

  1. Далее (пункт 1.3) следует общая характеристика урока, где формулируются цели урока (обобщенно, подпункт 1.3.1) и более подробно его задачи (подпункт 1.3.2). В этом же пункте (подпункт 1.3.3) упоминается оборудование и наглядные пособия, использованные на уроки. Традиционно учителями иностранного используются учебные пособия, различные современные аутентичные УМК, содержащие огромное количество интересного для учащихся материала, аудиомагнитофон, CD. В настоящее время современные аудитории оснащены по последнему слову техники, во многих аудиториях школы имеются в наличии компьютер, проектор, интерактивная доска. Данное оборудование широко используется учителями на уроках, что способствует более качественному восприятию и усвоению учащимися получаемой на уроках информации.
  2. Вторым пунктом карты посещения практического занятия является непосредственно анализ урока. Данный пункт подразделяется на множество подпунктов. В частности, степень реализации цели занятия (подпункт 2.1) отмечается степень реализации цели урока (цель реализована, цель реализована не полностью, цель не реализована). Подпункт 2.2 подразумевает степень выполнения задач (задачи выполнены полностью, все задачи выполнены частично, выполнены не все задачи, задачи не выполнены).
  3. Далее следует подпункт (2.3), касающийся характера отбора содержания материала занятия. В данной связи особое внимание обращается на такие параметры, как научность, значимость теоретическая, значимость практическая, соответствие возрастным и интеллектуальным возможностям учащихся, привлекательность, наглядность, дифференцированность, возможно в данном случае указать и другие параметры.
  4. Следующий подпункт раздела «Анализ урока» — характеристика форм работы (подпункт 2.4). В данной связи имеется в виду соответствие цели, задачам и содержанию, а также разнообразие, чередуемость, возможно указание иных параметров.
  5. Необходимо обратить внимание и на логичность композиции занятия (подпункт 2.5), отмечается следующее: композиция логична, в композиции имеются нарушения логики, композиционная логика отсутствует
  6. Следующий подпункт карты посещаемого занятия (подпункт 2.6.) — «Психологическая характеристика занятия (психологический климат занятия)». В данной связи обращается внимание на такие параметры как творческая деятельность, формирование и поддержание мотивации учебной деятельности, педагогический такт преподавателя, психологический климат в группе рабочая активность преподавателя на занятии, рабочая активность учащихся на занятии, учет индивидуальных особенностей отдельных учащихся группы. Данные параметры оцениваются знаками «+», «+/-», «-».
  7. В завершении посещаемого урока необходим анализ домашнего задания Домашние задание характеризуется по трем параметрам: по объему, по содержанию, по форме.

По объему домашнее задание может быть перегруженным, недостаточным, только на ближайшее занятие, на несколько занятий вперед, на всю тему, блок или раздел.

По содержанию домашнее задание может быть только репродуктивным, только продуктивным, одновременно репродуктивным и продуктивным, связанным только с пройденным материалом, связывающим пройденный материал с материалом следующих уроков, не связанным с материалом ближайших уроков.

По форме домашнее задание может быть только устным, только письменным, устным и письменным, одинаковым для всех студентов, дифференцированным по сложности, с предоставлением учащимся выбора, возможны индивидуальные и групповые занятия.

  1. Заключительным пунктом анализа посещаемого занятия является оценка урока (пункт 3). Данный пункт подразделяется на два подпункта: Оценка урока посещаемым учителем (самооценка) (подпункт 3.1.) и замечания и предложения (подпункт 3.2).

Что касается самооценки, то в данной связи учитель может сам поставить себе оценку за урок по пятибалльной системе, либо возможно формулировки «цели и задачи урока достигнуты (в каком объеме) или не достигнуты.

Существуют следующие виды анализа и самоанализа урока:

1 — краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

2 — структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 — системный анализэто рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 — полный анализ — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 — структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 — комбинированный анализ это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 — психологический анализ это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 — дидактический анализэто анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.);

9 — аспектный анализэто рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10- комплексный анализв единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения [2].

Что касается замечаний по посещаемым занятиям, наиболее типичными являются следующие:

  1. Достаточно часто имеет место ситуация, когда некоторые учащиеся в процессе урока недостаточно активны. Возможные причины низкой активности отдельных учащихся заключаются в недостаточном усвоении ими учебного материала ввиду многочисленных пропусков из-за болезни, либо по иным уважительным обстоятельствам. В этом случае таким учащимся можно предложить индивидуальные задания на повторение и закрепление изученного материала.
  2. Также возникают замечания по поводу заданного учащимся домашнего задания, которое может быть либо избыточным, либо, напротив, недостаточным по объему. Некоторые учителя задают на дом в основном устные задания, не уделяя внимания письменному аспекту. В большинстве случаев учителя задают задания одинаковые для всех учащихся, не учитывая индивидуальных особенностей учащихся. В данном случае можно рекомендовать дифференцировать задания по сложности: учащимся, успевающим на отличные оценки можно предложить задания повышенной сложности, учащимся, испытывающим некоторые затруднения в процессе усвоения учебного материала могут быть предложены более легкие, посильные по объему и содержанию задания.
  3. Замечания также касаются оснащения и наглядности урока. В настоящее время, чтобы урок был информативным, содержательным, мотивирующим порой недостаточно использования только УМК для данного этапа и приложений к нему. Использование компьютера, проектора, интерактивной доски делает урок насыщенным и современным. В данной связи возникают замечания либо по поводу недостаточного использования наглядности, либо, напротив, по поводу чрезмерного ее использования. Наглядность на уроке должна быть использована в разумных пределах, учителю необходимо избегать перенасыщения наглядностью. Важно отметить и то, что использование интерактивного материала должно соответствовать целям и задачам урока.

Порой возникают и более серьезные замечания к посещаемому уроку, важно эти замечания выражать в тактичной форме и следовать такому принципу, что любая критика должна быть конструктивной, а ни в коем случае не уничижительной и оскорбительной.

В заключении хотелось бы отметить, что основная цель взаимного посещения уроков учителями — это не контроль, а прежде всего обмен опытом.

Литература:

  1. Беляев М. Ф.. К проблеме педагогической экспертизы/ М. Ф. Беляев.- Иркутск, 1925
  2. Методические рекомендации по посещению уроков и внеурочных мероприятий. [Электронный ресурс] / Режим доступа:edu. Tatar.rusupload/images... ПОСЕЩЕНИЕ_УРОКОВ.doc
  3. Примерные цели посещения уроков. [Электронный ресурс]/Режим доступа: www.shlola.net.ua/view.php?doc=0692007224559

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle