Библиографическое описание:

Рабовалюк Л. Н. Инновационные методы обучения на кафедре клинической психологии // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 875-880.



статья посвящена исследованию инновационных методов обучения на кафедре клинической психологии. Рассматривается общий стиль педагогического общения и формы взаимодействия преподавателя кафедры клинической психологии и студентов. В статье представлены результаты исследования использования инновационных методов обучения студентов-психологов преподавателями и индикаторы профессиональных показателей педагогов.

Ключевые слова: инновационные методы, обучение, кафедра, клиническая психология, студенты

В настоящее время обучение осуществляется по новым Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения [1], которые отвечают современным требованиям общества и отличаются от имеющихся ранее компетентностным подходом к образованию. Использование при этом инновационных методов обучения направлено на улучшение качества образования, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения. Сегодня инновационный поиск стал частью имиджа любой уважающей себя школы, и учебного заведения, используется во многих образовательных учреждениях нашего региона. Но существует огромное множество инновационных методов обучения, применимых к образованию вообще и в частности к высшему медицинскому учебному заведению [2, 4, 6, 8]. Подготовка разных специалистов на разных кафедрах имеет свою специфику. В связи с этим основной целью исследования является оценка применения инновационных методов обучения в образовательном процессе на кафедре клинической психологии.

Конкретная методологическая основа исследования представлена концепцией стилей педагогического общения М. Талена, Фетискина Н. П., Козлова В. В., Мануйлова Г. М., концепцией профессиональных компетенций педагога Шаршаковой Л. Б., классификацией инновационных методов образования в высшей школе В. Б. Шилова и профессиональными компетенциями клинического психолога.

Методический аппарат исследования: «Диагностика стилей педагогического общения» [3], «Индикатор профессиональных показателей (компетентностей) педагога дополнительного образования» [6], «Классификация инновационных методов преподавания» К. В. Шилова [7], «Формы взаимодействия преподавателя и студента», «Профессиональные компетенции по специальности 030401 Клиническая психология» ФГОС [1]. Методы математической статистики: соответственно целям и задачам исследования были использованы методы описательной статистики, дисперсионный анализ, непараметрический U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Кандела, факторный анализ. Статистический анализ результатов проводился с помощью программы SPSS 16.0.

Выборка исследования. Исследование проводилось в ГБО УВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» на кафедре клиническая психология в учебное время. В исследовании участвовало 45 студентов специальности «клиническая психология». Средний возраст студентов составляет 22 года.

В результате диагностика стилей педагогического общения в работе представим сборный образ преподавателя профилирующей кафедры, что бы не нарушать этические принципы конфиденциальности. В целях повышения качества преподавания на кафедре с результатами исследования каждый преподаватель ознакомился в индивидуальном порядке. Общий устойчивый стиль (82 %) преподавателей кафедры можно определить как модель активного взаимодействия «Союз», где педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель, по сравнению с остальными стилями, наиболее продуктивна. Но не смотря на то, что данная модель присутствует у подавляющего большинства преподавателей, диагностированы и тенденции к другим стилям (Рис. 1), где наименьшее количество баллов набрал негибкий стиль реагирования «Робот» и авторитарный «Я сама».

Рис. 1. Общий стиль педагогического общения кафедры

Инновации в сфере образования направлены на формирование личности студента, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Из рисунка 2 видно, что инновационные методы обучения студентов-психологов активно используются преподавателями кафедры клинической психологии.

Рис. 2. Результаты исследования использования инновационных методов обучения студентов-психологов преподавателями кафедры клинической психологии

Студенты отмечают практикоориентированную направленность коллектива кафедры (82 %). Обучение на основе использования имеющегося жизненного и профессионального опыта обучаемых в их дальнейшем образовании и развитии весьма эффективно, так как в условиях медицинского вуза применение концепции обучения на основе опыта наиболее эффективно при проведении производственных практик и при изучении специализированных дисциплин на старших курсах. А также само знание и применение принципов обучения на основе опыта позволяет сократить период адаптации выпускников медицинского вуза на рабочем месте.

IT-методы обучения (мультимедиа, презентация) не только помогают организовать учебный процесс с использованием визуализации учебного материала, но и наилучшему его усвоению. Необходимо отметить, что по мнению студентов преподаватели кафедры очень активно используют (74 %) средства мультимедиа, которые позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях — умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога. Благодаря администрации университета все лекции проводятся в специально-подготовленных аудиториях, где есть мультимедийный проектор, а с нового года на кафедре и большинство практических и семинарских занятий проводятся с использованием мультимедийного оборудования. Демонстрация обучающего видео позволяет расширить представления студентов о психологических феноменах, и позволяет, не выходя за пределы учебной аудитории, изучать психические процессы и состояний больных людей, учиться приемам и различным методам психотерапии, а так же обмениваться опытом с коллегами из разных городов и стран. К примеру, за последний учебный год кафедра совместно со студентами провела 1 международный вебенар (с США) и несколько межрегиональных.

Высоко оценены студентами старания педагогов показать междисциплинарные связи предметов и мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением «Контекстное обучение» (74,5 %).

Студентам-психологам учиться очень интересно, так как многие (особенно практические занятия) проходят виде тренингов, где студенты обучаются практическим навыкам коррекции и психотерапии. Использование преподавателями метода «Case-study», позволяет студентам и преподавателям участвовать в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) (55 %). А работа в команде (54 %) уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Дистанционное обучение самый низко распространенный метод обучения на кафедре (22 %), возможно потому что обучение очное, тем не менее возможность использования телекоммуникационных технологий в целях диалогового обмена с преподавателем у студентов есть.

Методы проблемного обучения (проблемное изложение материала, поисковая беседа,самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося, проблемные домашние задания) используются, по мнению студентов используются преподавателями не так часто (30 %).

Исследуя формы взаимодействия преподавателей кафедры со студентами, приходим к выводу, что представленность пассивных, активных и интерактивных методов на кафедре примерно одинакова (Рис. 3). И каждый из них имеет свои особенности.

Рис. 3. Формы взаимодействия преподавателя кафедры клиническая психология и студентов в процентах и долях

Интерактивная форма взаимодействия используется чаще (64 %). Большинство семинарских занятий проводится в режиме беседы, диалога, тренингов. Студенты не только взаимодействуют с преподавателем, но и с другом, осваивая профессиональные компетенции. Создание комфортных условий обучения преподавателем, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, делает продуктивным сам процесс обучения.

Помимо активной формы взаимодействия студентов и преподавателя (61 %), при которой студенты являются активными участниками процесса обучения, используются пассивные формы (50 %). Есть ряд занятий, при которых связь преподавателя со студентами осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Результаты исследования индикаторов профессиональных показателей педагогов кафедры клинической психологии по методике Шаршаковой Л. Б. представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Индикаторы профессиональных показателей педагогов кафедры

Студенты высоко оценивают (92 %) профессионализм и компетентность в передачи знаний преподавателей кафедры. Педагоги открыты к общению для студентов (85 %). Учащиеся своевременно получают все необходимые ресурсы для своих занятий (84 %): материалы, оборудование, инструменты, пособия, информацию о том, что необходимо для занятий. Студенты отмечают, что в коллективе есть все для качественной организации образовательного процесса. А так же отмечают, творческую установку коллектива (75 %), которая направлены на совершенствование процесса обучения и воспитания, создает условия для творческого роста воспитанников.

Похвалу и поощрение (79 %) педагогами используется чаще, чем замечание (49 %). Причем в замечании нет осуждения и унижения студентов, они делаются объективно, без мстительности.

Подводя итог, для кафедры особый интерес представляет спектр методов обучения студентов, глазами самих студентов. Хочется отметить, что данное исследование принесло несомненную пользу кафедре, так как была получена персональная, анонимная обратная связь от студентов. Открытый индивидуальный анализ результатов представленности процентного использования инновационных методов каждым преподавателем кафедры, сделал возможным скорректировать свою преподавательскую деятельность и обменяться опытом с коллегами. Разработанный методический комплекс эмпирического исследования позволил оценить глазами студентов специфику применения инновационных методов обучения на кафедре.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. № 2057 Федеральный Государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030401 Клиническая психологияи (квалификация (степень) «специалист») [Электронный ресурс]. — Режим доступа:www.consultant.ru — Официальный сайт компании «Консультант Плюс».
  2. Атаджанова, А. Ш. Применение системы интерактивных методов обучения как результата формиования общих компетенций студентов — медиков / А. Ш. Атаджанова //Наука и Мир. — 2016. — Т. 3. — № 3 (31). — С. 25–27.
  3. Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд–во Института Психотерапии. 2002. C.273–275
  4. Рабовалюк, Л. Н. Взаимосвязь психосоматического статуса педагога с его особенностями личности /Л. Н. Рабовалюк // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 19–1. — С. 16–27.
  5. Чеджемов, А. Ю. Из опыта применения инновационных методов преподавания правоведения в медицинском вузе / А. Ю. Чеджемов, С. Р. Чеджемов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2014. –№ 3. — С. 211–214.
  6. Шаршакова, Л. Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», — 2013. — 52 с.
  7. Шилов, К. В. Классификация инноваций / К. В. Шилов // Инновации в образовании. —2007. — № 3. — С. 53.
  8. Ющук Н. Д., Кулагина М. Г., Максимов С. Л., Юркевич И. С., Мартынов Ю. В. Инновационные технологии и методы преподавания и инфектологии в образовательном пространстве медицинского вуза / Н. Д. Ющук, М. Г. Кулагина, С. Л. Максимов, И. С. Юркевич, Ю. В. Мартынов // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2011. — № 2. С. 141–142.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle