Библиографическое описание:

Турумова Т. Х. Коммуникативность как один из принципов преподавания русского языка // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 714-716.



Передовое мировое сообщество пришло к мнению о необходимости формирования многоязычной личности. Современная ситуация, условия сближения культур, выход на мировую арену предполагают многочисленные контакты. Эти потребности определяют важность изучения иностранных языков. В настоящее время знание иностранного языка — это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах производства. В связи с этим пересматриваются цели и задачи преподавания иностранных языков. Главным становится функциональный принцип обучения. Необходимо научить студентов не только основам иностранного языка, но и научить их с интересом и правильно общаться на другом языке, как в рамках профессиональной тематики, так и в ситуациях повседневной жизни. Студенты должны не только понимать обращённую к ним речь на иностранном языке, но правильно построить своё ответное сообщение. Инновационный подход к обучению позволяет реализовать современные цели обучения — формирование коммуникативной компетенции учащихся и воспитание толерантности в мультикультурном обществе. Действенным импульсом для появления различных подходов к обучению иностранным языкам на современном этапе стало изменение состояния общества, процесс глобализации. Современный этап развития методики преподавания русского языка как иностранного характеризуется интенсивной разработкой проблем, связанных с обучением коммуникативной деятельности. Следует отметить, что характерной чертой последних десятилетий является всё возрастающий интерес к коммуникативному подходу в обучении иностранным языкам. Доминирующей идеей коммуникативного подхода является коммуникативная направленность всех видов речевой деятельности- говорения, аудирования, чтения и письма. В его основу положена такая организация процесса овладения изучаемым языком, при которой учебно-языковые и учебно-речевые единицы русского языка, а также разнообразные действия, производимые с этими единицами, определяются в соответствии с коммуникативными и познавательными потребностями, запросами и интересами изучающих данный язык, с учётом их реальных психологических возможностей, индивидуальных способностей и особенностей восприятия и использования языка.

В настоящее время вряд ли можно найти область преподавания иностранных языков, где коммуникативный подход не стал бы общепризнанным. Особенно в обучении специалистов явно проявляются такие преимущества коммуникативной направленности, как сближение учебной деятельности с практическим пользованием учащимися языком в реальном общении. В центре коммуникативно-направленного обучения находится обучаемый. Он является субъектом учебного процесса. При традиционных методах обучения обычно упускается из виду тот факт, что в реальном учебном процессе преподаватель и учащийся видят практические цели под разным углом зрения. Чтобы избежать подобной рассогласованности учебных целей в рамках коммуникативно-направленного обучения преподаватель должен соотнести их с коммуникативно-познавательными интересами и потребностями учащихся, с их потенциальными способностями, реальными возможностями, особенностями обучения. До начала изучения иностранного языка учащийся имеет в своём распоряжении средство коммуникации- родной язык, который он использует для выражения собственных мыслей и для получения информации извне. Поэтому учащиеся в редких случаях проявляют стойкий и систематический интерес к изучаемому иностранному языку как средству общения. К тому же лингвистическая информация, сообщаемая средствами иностранного языка, не может быть полностью новой для учащегося. Поэтому предъявленный учебный материал должен быть сразу применен в условно-коммуникативной деятельности, а затем без большого перерыва в коммуникации, максимально приближённой к естественной. В учебном процессе деятельность учащихся всегда основана на мотивах. Это означает, что учащийся реализует те или иные коммуникативно-познавательные задачи, испытывая воздействия множества мотивов. Однако наиболее эффективным является тот мотив, который имеет для учащегося особую субъективную значимость. Вот почему основная задача преподавателя как в рамках коммуникативного, так и любого другого подхода заключается в том, чтобы повысить творческую активность учащегося, заинтересовать и увлечь их предметом, повысить их личностную ответственность за успешность реализации коммуникативно-познавательных задач, возникающих в процессе овладения языком. Основным достоинством коммуникативного обучения является широкое использование дифференцированных подходов к подаче учебного материала. Обучаемому могут быть предложены следующие способы презентации нового учебного материала:

  1. наглядно-иллюстративный;
  2. систематизировано-обобщающий;
  3. игровой;
  4. индуктивный;
  5. дедуктивный;
  6. имитативный;
  7. эвристический;
  8. аналитический;
  9. сравнительно-сопоставительный;
  10. синтетический.

Стимулятором интеллектуально-мыслительной и коммуникативно-познавательной деятельности учащихся на занятиях русского языка является чётко продуманная система речемыслительных задач, которые должны вызвать стремление говорящего выразить свою готовность высказать своё отношение к явлениям, фактам реальной действительности. В сущности, весь процесс общения и состоит из решения мыслительных, коммуникативных задач.

Как установлено, различные цели и задачи, стоящие перед современным учебным процессом, наиболее эффективно можно решить в том случае, если сам преподаватель будет стремиться к активизации интеллектуально-мыслительной и коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Это и приводит к необходимости использования на уроках русского языка элементов программированного и проблемного обучения, а также таких форм организации учебной деятельности, как ролевые игры, игры соревнования, пресс-конференции и т. п. Реальная коммуникативная деятельность учащихся на русском языке, письменные или устные жанры текста, направление общения и их тематизация в соответствии с интересами обучающихся, типы речевых действий — представляет коммуникативную программу обучения, соотносится с коммуникативно-деятельностным подходом. Разработка такой программы, намечающей путь потребность-предмет (мысль)-средства (лексические и грамматические) способ формирования и формулирования мысли предусмотрена каждой концепцией коммуникативно-ориентированного обучения.

Нужно отметить, что коммуникативно-деятельностное обучение позволяет:

  1. Вносить по ходу обучения необходимые коррективы в учебный процесс.
  2. Эффективно справляться с трудностями как субъективного, так и объективного характера, с которыми сталкивается обучаемый при выполнении конкретного проблемно-коммуникативного задания.
  3. Создать оптимальные предпосылки для осуществления качественного контроля и самоконтроля.
  4. Моделировать программы овладения иностранным языком.
  5. Эффективно внедрить в практику обучения ценные достижения смежных наук.
  6. Преодолеть инертность обучаемых путём внедрения новых форм и способов обучения.
  7. Максимально учесть различные психологические теории обучения иностранным языкам.

Литература:

  1. Митрофанова О. Д. Учебный принцип коммуникативности. — Русский язык за рубежом, 1979, № 1.
  2. Леонтьев А. А Принцип коммуникативности сегодня. — Иностранные языки в школе. 1986, № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle