Библиографическое описание:

Измайлова Н. В. Специфика позитивного влияния индивидуального образования и работы тьютора в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 801-803.



Специфика позитивного влиянияиндивидуального образования и работытьюторав условиях сельской школы

ИзмайловаНаталья Витальевна,тьютор

МБОУ «Образовательный комплекс «Озёрки» (Белгородская обл.)

В статьеприводятсяпримеры благотворного влиянияиндивидуального образованиянасоциализацию школьниковв сельской местности. Рассматривается вопрос о целесообразности повсеместного введения такой практики в России, даётся оценка на основе личного опыта. Также статья акцентирует внимание на деталях различий восприятия этой практики детьми из сельского и урбанистическогосоциокультурногоареала.

Вопрос влияния работытьюторанасоциализацию школьников и эффективность образовательного процесса вообще изучен достаточно тщательно, особенно зарубежными педагогами. Также рассматривались частные случаииз этого вопроса, такие, например,каквлияниекомпетенцийтьюторанаорганизацию электронного обучения[1].Работы, подобные упомянутой, дают обширный материал для новых исследований педагогов и психологов и, как следствие, для оптимизации образовательного процесса. Поэтому актуальным было бы дополнить имеющиеся материалы рассмотрением вопроса в контексте специфики сельской школы.

Актуальность данного рассмотрения создаётся, в первую очередь,сохранением и вXXIвекехарактерногодля России огромного, многомиллионного слоя сельского населения[2], имеющего свои, особые потребности, в том числе касающиеся сферы школьного образования. Во вторую очередь, проблема имеет педагогический интерес, так как специфика является показательной для многих сложных моментов педагогики и психологии.

Рассмотрим эту специфику в деталях:

  1. Узость круга общения у детей вместе с усложненностью или невозможностью сменить место жительства и/или коллектив; за счёт этого особое, «деревенское» отношение к собственной репутации у ребёнка, особо выраженное у подростков
  2. Высокая степень развития личных отношений в населённом пункте и их всеохватность («все друг друга знают, все друг другу дальние родственники») создаёт условия, при которых на учителей и тьюторовложится бремя дополнительной личной ответственности; также этот фактор создаётнеобходимость внесения корректив, свойственных более интимным отношениям, в деловое общение педагогического коллектива и школьников
  3. Особенно выраженная потребность в друге и помощнике,в одобрении своих действий и достижений со стороны сверстников, в наличии конфиденциального и доброгосовета у детей школьного возраста[3]

Конструктивное влияниетьюторскойпрактики наглядно можноувидеть по всем этим пунктам:

  1. Работатьюторапозволяет одарённому ребёнку, от рождения или волеюсудьбыоказавшемуся в сельской школе, рассчитывать на профессиональную поддержку даже тогда, когда он не может перебраться в учебное заведение, соответствующее его особым интересам и повышеннойобучаемости. Он не теряет мотивацию к учёбе и способен найти себе самореализацию в рамках школьного образования. В определённой мере такое конструктивное направление самореализации также снижает подростковую преступность и агрессию в детских коллективах. С другой стороны, отстающие дети или даже вовсе дети с особенностями развития на селе зачастую вовлекаются в инклюзивное образование даже при отсутствии реального желания их и их родителей к этому.Иными словами, на селе территориальные ограничения практически заставляют вливаться в общий школьный коллектив учащихся те их категории, которые в городе чаще всего оказываются в специальных школах. Без помощитьюторатакое инклюзивное образование было быкрайне губительными для самооценки, и для мотивации детей, а сельские условия усложняли бы ситуацию неотвратимостью всеобщей дискредитации этих детей среди сверстников. Понятно, что далеко не всегдатьюторспособенсерьёзно повлиять на учебные успехи отстающих детей и ещё реже имеет достаточно компетенций для эффективной работы с детьми с особенностями развития. Однако это скорее вопрос качества подготовкитьюторови обеспечения школтьюторскимикадрами (к актуальностиинституционализациитьюторства!), чем самой системы; без наличиятьюторскойпрактики в любом случае подготовка отстающих детей на селе шла бы намного хуже.
  2. На селетьюторявляется особым посредником между ребёнком и учителями, позволяет преодолевать дополнительные страхи и вообще стрессовую нагрузку,связанную с личнымзнакомством всего местного населения с педагогическим коллективом. Он способен показать школьнику наилучшие пути обучения без необходимости травмирующего самодеятельного поиска учителя-помощника. К тому же какправилопедагоги в сельской местности в современной России крайне загружены и не имеют ни сил, ни времени на добровольные индивидуальные занятия даже при наличии сочувственного отношения к детям; толькотьютордаёт некоторую разгрузку сельской школе. Благодарятьюторскойпрактике в ней становится возможна стандартная, привычная для городских школ, «официальная» модель общения между учителями и учениками, а более «интимное» общение может быть перенаправлено на отношениятьютор-ученик.
  3. Грамотно действующийтьюторобеспечивает школьнику защиту отфакторов, провоцирующих развитие низкой самооценки, от стрессов, вызванных постоянными переменами в отечественной системе образования (многие сельские дети намного хуже городских переносят эти стрессы из-за особенного, свойственного сельскому менталитету, страха всякого рода инноваций), отклеветы сверстникови других форм детской и подростковой агрессии, которые в сельской школе не только специфически выражены, но и отягощеныуже упомянутой выше затруднённостью смены коллектива. Как было сказано выше, при некотором навыке и психологизметьюторспособенстать ребёнку если не верным другом, то подобием старшего брата/сестры, а для детей в сельской местности это более чем актуально.Дело, в первую очередь, состоит в том, что в узком коллективе особенно быстро складываются устойчивые горизонтальные связи, и ребёнку, однажды совершившему ряд действий, считающихся среди его сверстников недостойными, или просто не сумевшему вовремя защитить свой авторитет, а также интроверту или ребёнку, отстающему в учёбе или спорте, очень трудно затем переломить положение вещей.Он нуждается в одобрении своих действий и достижений, но без помощи наставника редкобываетспособен понять, в какой сфере мог бы стать успешен и как; родители же редко обладают достаточным знанием о возможностях раскрытия талантов ребёнка в рамках учебных программ, факультативных занятий и спортивных кружков школы, а на селе ещё и зачастую (и чаще, чем в городе) бывают слишком загружены и по иным причинам не мотивированы заниматься наставничеством над школьной самореализацией ребёнка. Конфиденциальность помощи ребёнку также является особо актуальной в сельской школе: многие дети боятся родительских собраний и публичной оценки своих достоинств и недостатков, касающихся школы.И именнотьюторне является человеком, который учит всех и сразу, а значит, если и делает сравнение между учениками, то это сравнение не является столь явным, как прине-индивидуальныхзанятиях.Поэтому индивидуальнаяработа с тьюторомдля многих детей является не только наиболее эффективным, но и наиболее комфортным и желанным видом взаимодействия с учебными материалами и программами.

Резюмируя, отметим, что комплексноесинергическоевзаимодействие этих влияний создаёт целый педагогический «микроклимат», настоящую новую традицию сельскоготьюторства,благодарякоторым становится возможным выведение школьного образования в сельской местности на качественно новый уровень.

Все примеры и суждения о конструктивном влиянии, рассмотренные выше в отдельных пунктах, основаны на личном опыте работыв сельской школепо методикаминдивидуализации и посреднического действия[4] [5].

Итак, можно увидеть, что недавнее повсеместное введение в Россиитьюторскойпрактики было полностью оправданнымкак минимум для сельских школ. Мы считаем даже, что, возможно, внедрение этой практики в концеXXвека было ещё более актуальным и если бы оно произошло тогда, то теперь бымногие проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и учащиеся в сельской местности, уже не существовали. Теперь же необходимо актуализировать темутьюторствадля дальнейшего развития единого педагогического пространства нового типа и институционализациитьюторства(создания качественного высшего образования для подготовкитьюторови комплексногокадровогообеспечения специально обученными людьми всех государственных учреждений школьного образования).

Также видно, что одним из самых удобных показательных полигонов для педагогических исследованийтьюторствав России является именно сельская школа. Мы надеемся, что эта статья послужит мотивацией особенно для психологов, ищущихактуальные темы для новых работ.Небольшие коллективы, глубина личных отношений и специфика детской и подростковой среды делают все проблемы, которые должен решатьтьюторв процессе педагогической деятельности, более острыми и, следовательно, подверженными рассмотрению профессиональными психологами с помощью соответствующихметодик.

Мы рассмотрели влияние индивидуального образования на социализацию школьников в сельской местности и общую эффективность педагогического сопровождения, и, соответственно, целесообразности введениятьюторскойпрактики и дальнейшей институционализациитьюторствав Российской Федерации.Было бы очень желательным рассмотреть данные вопросы подробно и с приведением большого объёмаданных в отдельныхтрудах; эта статья является не более чем кратким обзором и свидетельством актуальности темы.

Литература:

  1. Леган М. В. Влияние компетенцийтьюторана качество дистанционного обучения/Леган М. В.,Яцевич Т. А.// Международная научно-практическая конференция «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» («ИТО-Томск-2010»):сб. материаловконф. (ИТО-Томск-2010)», 23–24 марта 2010 г. — Томск, 2010. — С. 302–304.
  2. Всероссийская перепись населения; Том 1. Численность и размещение населения;Раздел I. Численность населения субъектов Российской Федерации поадминистративно-территориальным единицам — URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm(дата обращения: 23.06.2016)
  3. Митичева Т. И., Максимова А. А. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 198–200.
  4. Эльконин Б. Д. Поле и задачи посреднического действия — URL:http://www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/teoriya-i-istoriya/131-pole-i-zadachi-posrednicheskogo-dejstviya.html(датыобращения: июнь2016)
  5. Волошина Е. А. Средства педагога в технологии индивидуализации — URL:http://www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/tyutorstvo-v-nachalnoj-shkole/173-sredstva-pedagoga-v-tekhnologii-individualizatsii.html(даты обращения: июнь 2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle