Библиографическое описание:

Лебедев Ф. Л. Состояние, проблемы и тенденции развития рынка авиаперевозок в России // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 63-66.



Статья написана в рамках постоянно действующего семинара «Основы научных исследований в логистике» и соответствует плану научных работ кафедры логистики ГУУ. Основные направления исследований соответствуют ключевым вопросам функциональных подсистем логистики, фундаментальное изложение которых приведено в трудах [2,3].

Цель работы – проанализировать состояние авиаперевозок, выявить проблемы, влияющие на рост количества авиаперевозок.

Состояние авиаперевозок в России

Российский рынок авиаперевозок находится в процессе развития. Он прямо зависит от уровня экономики и уровня жизни в России. Большинство авиакомпаний маленькие и находятся на грани вывода с рынка.

Если сравнивать количество авиаперевозок с 2000 по 2014 гг., то можно сделать вывод о том, что объемы перевозок выросли.

В диаграмме 1 и диаграмме 2 приведены данные Росстата, которые иллюстрируют реальное состояние авиаперевозок в России.

Диаграмма 1 – Перевозки пассажиров воздушным транспортом общего пользования (млн. чел.)


Диаграмма 2 – Перевозки грузов воздушным транспортом общего пользования (млн. тонн)

С 2000 по 2014 г. объем перевозок пассажиров увеличился в 4 раза, а перевозки грузов — в 1,6 раз. Небольшой спад перевозок наблюдается в 2009 году в основном в связи с острой фазой мирового финансового кризиса, которая привела к увеличению цен на билеты. Однако на следующий год количество авиаперевозок стабилизировалось и увеличилось на 23%. В 2014 году объем пассажирских авиаперевозок составил 95 млн. человек, а объем грузовых перевозок составил 1,3 млн. т. [1,4,5,11]. Однако отечественный рынок авиаперевозок еще не поднялся до уровня 90-х гг.

Плавный, но продолжительный спад авиаперевозок с начала 90-х до 2000-х связан с тем, что в после распада СССР Россия перешла к рыночной форме экономики. Этот переход привел к усилению западного влияния на Российскую экономику на фоне упадка работы промышленности в стране. Отечественные самолеты отстают в технологическом развитии по сравнению с западными [1,10].

Проблемы развития грузовых и пассажирских авиаперевозок в России

С 2000-х годов идет маленький, но стабильный рост авиаперевозок, однако есть факторы, которые препятствуют быстрому развитию.

Негативные факторы, препятствующие развитию грузовых перевозок:
1) Нехватка Основных логистических операторов,
2) проблемы в инфраструктуре аэропорта предназначенной для обслуживания перевозок.
3) Нерациональная политика цен Российских аэропортов.

Негативные факторы, препятствующие развитию пассажирских перевозок:

1) Ограничения пропускной способности аэропортов

2) Ослабление конкуренции на Воздушных Линиях

3) Развитие Скоростного железнодорожного транспорта

4) использование иностранного парка самолетов вместо отечественного [6,7,12]
Тенденции развития российских авиаперевозок

Отечественная авиация поддерживает рост количества авиаперевозок в стране, которые опережают темпы экономического роста экономики и темпы роста объемов перевозок авиации в мире. В диаграмме 5 и диаграмме 6 представлены прогнозы роста пассажирооборота и грузооборота в России.

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Данные прогнозы показывают, что к 2030-му году будет утроен объем грузовых и пассажирских авиаперевозок. Также рост обусловлен тем что устаревшие самолеты будут сняты с рынка российских авиаперевозок, а вместо них будет поставлено около 2500 единиц новых.

Пассажирооборот в России в 2030 г. может составить около 630 млрд. пкм. Это может быть связано с тем, что российские авиакомпании будут производить больше перевозок, из-за спроса на авиацию.

Грузооборот увеличится, когда российские авиакомпании выйдут в мировой рынок. Для увеличения спроса на грузовые авиаперевозки, необходимо развивать российскую экономику. [8,9,12]

Вывод

Воздушный транспорт имеет огромное значение в перевозке грузов и пассажиров. С 2000-2014 гг. Количество перевозок пассажиров увеличилось в 4 раза, а перевозки грузов — в 1.6 раз. Однако отечественный рынок авиаперевозок еще не поднялся до того уровня, который был в 1990-х года. Отечественная авиация поддерживает рост объемов авиаперевозок в стране. Предполагается, что рост авиаперевозок с 2015-2030 будет составлять 6-8% за год.

Литература:

  1. Авиаперевозки в России [Электронный ресурс] // транспортный портал режим доступа: http://Urfotrans.ru/
  2. АникинБ.А., ВайнВ.М., ВодяноваВ.В., ВороновВ.И., ГапоноваМ.А., ЕрмаковИ.А., ЕфимоваВ.В., ЗаичкинН.И., КравченкоМ.В., ПузановаИ.А., РодкинаТ.А., СероваС.Ю., СерышевР.В., ФедоровЛ.С. Логистика: тренингипрактикум. Учебное пособие / Москва, 2014.
  3. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Учебное пособие / Москва, 2014.
  4. Букалова М. В. состояние рынка пассажирских авиаперевозок в РФ [Электронный ресурс] // Транспортная клиринговая компания. Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/a/a/aa5d9436d83f17ed06a49e4dcce531c6.pdf
  5. Комаристый, Е. Н. Информационно-модельный комплекс для исследования рынка граждан- ских авиаперевозок/ Отв. ред. М. В. Лычагин. ⎯ Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 144 c.
  6. Окулов В. М. Политика России в сфере грузовых авиаперевозок: Развитие мультимодальной логистики / В. М. Окулов // Конференция «Грузовые авиаперевозки – главный тренд глобальной логистики» МАТФ-2012
  7. Серёмина Р. Н. Особенности формирования российского рынка авиаперевозок [Текст] / Р. Н. Серёмина // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 219-221.
  8. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России [Электронный ресурс] // ГосНИИ ГА 2013 режим доступа: http://www.atminst.ru/up_files/doklad_1_29-01-2013.pdf
  9. Стратегические аспекты развития региональных авиаперевозок в Российской Федерации [электронный ресурс] // Наука и транспорт. Гражданская авиация 2013 режим доступа: http://www.rostransport.com/science_transport/pdf/7/6-9.pdf
  10. Фейгенбаум Ю.М. / Почему в российском небе все меньше российских пассажирских самолетов // конференция «Влияние случайных эксплуатационных повреждений на прочность и ресурсы авиационных конструкций» ФГУП ГосНИИ ГА-2013г
  11. Центральная база статистических данных [электронный ресурс]Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/
  12. Шапкин В. С. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России // “Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС” МГТУГА 2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle