Библиографическое описание:

Иманбекова Ш. К. Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 806-808.



Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения в целом. В статье представлены признаки конфликта, конфликтной ситуации, выделены факторы, влияющие на поддержание конфликтных ситуаций, устранение конфликтов.

Ключевые слова: нравственное развитие, младшие школьники, конфликт, конфликтная ситуация, воспитание, нравственность, ученик, учитель, возрастные особенности, отношения, процесс

Subject due to the need to study the impact of conflict situations on the moral development of the individual child in the early school years, because in this period there is an active assimilation of moral norms of interaction patterns of behavior in general. The article presents the signs of the conflict, the conflict situation highlighted the factors affecting the maintenance of conflict, conflict resolution.

Keywords: moral development, junior high school students, the conflict, the conflict situation, upbringing, morality, student, teacher, age features, the relationship process

Нравственному развитию младших школьников всегда уделялось достаточно много внимания. И это не случайно, ведь это направление в воспитании детей отражает отношение ко всем значимым сферам жизни будущего члена социума, демонстрирует его патриотизм, нравственность, эстетическое восприятие, толерантность, любовь к природе, культуру поведения.

В образовательном процессе младших школьников существует специальная образовательная программа, участниками которой становятся не только педагоги и учащиеся, но и семья, ближайшее окружение детей, педагогический коллектив. Конфликтная ситуация может быть эффективным средством нравственного развития детей.

Главными механизмами нравственного развития являются эмоции, смыслополагание, рефлексия.

В младшем школьном возрасте у учащихся складываются элементарные знания о нравственных нормах; оценка нормы осуществляется не в силу ее внутренней необходимости, а под влиянием внешних факторов, наказаний и поощрений; ребенок не способен выдержать длительную борьбу противоположных мотивов и добровольно пойти ради должного на ущемление своих потребностей; ученик не видит связи между мотивом и результатом действия, между поступком и свойством своей личности. Регуляция нравственного поведения происходит на основе повторения и закрепления традиционных действий в виде общеобязательных стереотипов поведения под воздействием взрослых [5]. Е. А. Стародубова сформулировала основные положения Концепции эмоционально-нравственного развития младших школьников:

− Нравственный субъект ‒ это личность с развитым моральным самосознанием. Моральное самосознание ‒ «социально обусловленное внутреннее основание и побуждение для морального самоопределения, самореализации, самоутверждения личности посредством целеполагания, мотивации, уяснения смысла собственной жизни, саморегуляции, самоконтроля в их нравственном значении».

− Нравственный субъект развивается при освоении различных жизненных контекстов, вырабатывая соответствующее отношение к жизни на основе рефлексии, занятия позиции над ней, для суждения о ней (рефлексивный способ существования). Младший школьник как нравственный субъект, обладает рядом черт:

  1. Осознанное побуждение к соблюдению нравственных норм, даже если оно не совпадает с его желаниями (механизм аффективного предвосхищения);
  2. Способность к рефлексии в ситуации морального выбора;
  3. Способность к произвольному поведению: умение строить свое поведение в соответствии с требованиями ситуации, планировать и контролировать свои действия на основе предвосхищения его промежуточного и конечного результата; умение анализировать и оценивать свои действия.

Ведущими механизмами нравственного развития являются: эмоции, смыслополагание, рефлексия.

Таким образом, в качестве различных жизненных контекстов могут выступать конфликтные ситуации, при решении которых задействуются и такие механизмы нравственного развития, как эмоции, смыслополагание и рефлексия.

Каждому возрастному периоду соответствует собственное содержание индивидуального социального опыта при решении различных жизненных контекстов, отвечающее физическим, психическим и психологическим возможностям и особенностям человека, его месту в системе общественных и межличностных отношений. Социально-психологической задачей ребенка младшего школьного возраста является нахождение индивидуально приемлемой и социально одобряемой позиции в новой социальной ситуации, определение отношений со сверстниками и взрослыми и перестройка в связи с этим уже имеющийся у него системы отношений [2].

Младший школьный возраст — очень важный периодов в жизни ребенка, так как во время его пребывания в начальной школе активизируется имеющийся социальный опыт и формируется новый.

Перед учителем начальной школой стоит задача помочь учащимся в формировании ценностных ориентаций и поведения, обусловленных требованиями конкретного общества, в котором живет ребенок. Данные положения соответствуют государственной политике в области воспитания, основанной на принципах гуманизма и высокой гражданственности, нашедшие отражение в Конституции Российской Федерации 1993 г. и Федеральном Законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 г., а также международных актах о правах ребенка.

Очень важным результатом воспитания как функции системы образования является нравственная воспитанность, необходимая для жизни в обществе.

Младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социального опыта, благодаря которому происходит нравственное развитие. Ученик начальной школы социализируется и приобретает собственный социальный опыт в процессе:

− разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков;

− выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;

− общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности [3].

Но накопление нравственного опыта возможно не во всякой деятельности. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:

− воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

− вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

− предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой.

Конфликтные отношения субъектов учебно-воспитательного процесса неизбежны, являются неотъемлемой его характеристикой. Конфликт, имея в своей основе преодоление противоречий, является мощным фактором развития, актуализирующим личностные функции учащихся, и при успешном его разрешении является непременным условием нравственного развития школьников.

Для учащихся начальной школы характерны разного рода конфликты. Очень распространены среди учащихся начальной школы конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе [2].

Разрешая конфликты конструктивными способами, учителя помогают младшим школьникам жить полноценной, насыщенной жизнью, а конфликты при определенном управлении ими становятся средством нравственного развития младшего школьника, служат источником развития его личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет младшему школьнику подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

В качестве педагогических условий влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие младших школьников могут выступать:

− Осуществление педагогических условий по выявлению готовности младших школьников к разрешению нравственного выбора в конфликтных ситуациях.

− Обеспечение психолого-педагогическим сопровождением младших школьников в нравственном развитии.

− Разработка программы по развитию нравственности.

− Сформированность умений анализировать конфликтные ситуации с нравственным содержанием.

Если учебный процесс был построен правильно и с учетом всех особенностей возраста и предпочтений учащихся, то школьники будут иметь представление о таких понятиях и категориях, как совесть, честь, терпение, выдержка, знают и понимают законы общения в коллективе, обществе, дорожат такими ценностями как дружба, семейные отношения. Также выпускники младшей школы научатся ставить перед собой реальные цели и разрабатывать планы их достижения, придерживаться толерантности в суждениях, вести здоровый образ жизни, стремиться к красоте и опрятности, иметь представление об этике и эстетике.

Литература:

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2013. — 521 с.
  2. Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1988. 354 с.
  3. Бекмаганбетова Г. Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности [Текст] / Г. Г. Бекмаганбетова. М.: Педагогика, 2012. — 120 с.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович; Под ред. Л. В. Благонадежной — М.: Педагогика, 2012. 372 с.
  5. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В. В. Давыдов. — В кн.: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Владос, 1998. — 315 с.
  6. Колдунов Я. И. Нравственное воспитание личности школьника [Текст] / Я. И. Колдунов. — Калуга, 2007. 197 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle