Библиографическое описание:

Абдурахманов Н. С. Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение Советской и Российской идеи патриотического воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 755-760.



В настоящее время все более заметной стала актуальность формирования традиционно российского патриотического сознания нашим обществом. Становится необходимым глубокий и всесторонний анализ феномена «патриотизм», выявление причин его трансформации, и возможность выработки единой концепции по формированию чувства истинного патриотизма у школьников с учетом прошлой исторической эпохи посредством государственных программ, институтов гражданского общества и средств массовой информации.

В советском обществе патриотическое воспитание являлось составной частью нравственного воспитания, поэтому, понятие патриотизма теоретизировалось идеологами педагогического воспитания, например, Н. И. Болдыревым и Б. Т. Лихачевым.

По верному замечанию Б. Т. Лихачева, «нравственное воспитание как педагогический процесс, имеет только ему свойственные специфические цели. Характер этих целей определяется господствующими общественными отношениями, преломляющимися в такой форме общественного сознания, как нравственность. Социалистическое нравственное воспитание преследует цели формирования ответственного отношения к труду и общественной собственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, уважения к людям и требовательности к себе» [11, с. 118].

Историческим типом патриотизма был «советский патриотизм», и содержание патриотического воспитания состояло в воспитании «любви к Отечеству, развитие чувства национальной гордости, готовности в любую минуту встать на защиту Родины, формирование чувства любви и уважения к другим нациям» [5, с. 21].

При этом отличительной чертой советского патриотизма являлся его «действенный характер, то есть настоящие патриоты — это те, кто своими делами и трудом стремится возвеличить Родину, советский народ» [7, с. 13].

Чувство патриотизма даже являлось генератором определенных моральных качеств. Так, «коммунистическое отношение к труду и социалистической собственности, дисциплинированность, социалистический гуманизм, честность зависят от патриотических чувств и убеждений советских людей» [7, с. 12].

Также одной из важных характеристик советского патриотизма была его тесная связь с пролетарским интернационализмом. «Советский патриот свободен от национальной ограниченности, ему чужды расовая и национальная исключительность, национализм и шовинизм, ненависть к другим народам и нациям» [7, с. 20].

Если не принимать во внимание коммунистическое наполнение патриотизма, то можно выделить основные направления и формы патриотического воспитания в советское время.

Так, Н. И. Болдырев отмечал, что важной формой патриотического воспитания детей среднего и старшего возраста является вовлечение их в различные виды общественно-полезного труда. Также высокое и благородное чувство советского патриотизма у своих детей многие родители воспитывают при помощи бесед о нашей родине, о наших людях. Многие родители в целях патриотического воспитания детей посещают с ними музеи и выставки. Такие посещения дают ценнейший материал для пробуждения и закрепления у детей чувства гордости за свою страну, за свой народ. Чувство любви к родине у детей зарождается и проявляется вначале как любовь ко всему близкому и родному — к родителям, родным местам, к товарищам. Поэтому патриотическое воспитание детей-школьников нужно начинать с воспитания и закрепления у них любви и привязанности к тому, что непосредственно окружает их, с чем они повседневно связаны [6, с. 11–13].

Ответственными институтами за патриотическое воспитание были общеобразовательная школа, а также пионерские лагеря и комсомольские организации. При этом ведущая роль отводилась школе, в стенах которой учителя должны были знакомить школьников с яркими примерами проявления патриотизма советских людей, уважения к народам других национальностей.

Обращалось внимание и на роль средств массовой информации в пропаганде идей «советского патриотизма». Так, отмечалось, что «печать, радио, телевидение, кино — это могучие средства идеологического воздействия. В советский период до 70 % городского и сельского населения смотрят телевизионные передачи. Все это создает широкие возможности для идеологического воздействия, для духовного роста всех слоев населения, и прежде всего молодого поколения» [8, с. 40].

Стоит заметить, что данное положение актуально и в наши дни. Так, роль и значение СМИ только возросло и к ним добавилось еще более мощное средство воздействия — интернет. На конец 2015 года аудитория интернет-пользователей в России выросла почти на 4 миллиона человек (5 %) и составила 84 млн человек [16].

Смена политического режима в 90-е годы в нашей стране, и последовавшая либерализация в экономике также затронула и духовную сферу. Вместо коллективизма и чувства общей сопричастности к истории, судьбе государства заняли место индивидуализм, автономность каждого индивида. Бесспорно, провозглашение равных прав, свобод и возможностей является важным достижением демократического государства, но вместе с этим произошла трансформация тех духовно-нравственных ценностей, на которых конструировалось сознание советских граждан, а новой платформы для формирования общего сознания общества предложено не было.

Вместо этого предложенная государством свобода в выборе духовных ценностей и моделей поведения постепенно создала необходимость формирования единого, общего пространства для развития духовной сферы. При этом духовная жизнь страны стала наполняться идеалами западной культуры, духовные ценности коммунизма отметались как не приносящие выгоды и пользы для создания комфортной и обеспеченной жизни.

В духовной жизни граждан прочно заняла место массовая культура. Особенно это коснулось подростков, сознание которых еще только формируется и его легко переориентировать.

Не только смена авторитарного политического режима на демократический, но и распад Советского союза, вызванный стремлением бывших республик к независимости, разобщил дружественные народы, ослабив чувство всеобщего патриотизма за единую Родину, поставив под сомнение коммунистическую идею о сплоченности советских граждан.

После преодоления рубежа 90-х годов государством стала осознаваться сложность в вопросе духовно-нравственного развития молодежи. Патриотизм не получил нового теоретического наполнения, единой концептуальной формы и поддержки со стороны государства. Вместо этого необходимость возрождения патриотизма как «национальной идеи» осознавалась отдельными социальными группами. А в обыденной жизни среди граждан такие радикальные идеологии как шовинизм и национализм стали оказывать влияние на трансформацию патриотических чувств.

Различные аспекты проблемы патриотического воспитания в 90-е годы XX века активно анализировали: Е. П. Белозерцев, З. Т. Гасанов, А. Д. Солдатенков, Т. М. Суходолова, М. А. Терентий, Ш. Ш. Хайрулин, Н. Ф. Харламов, Н. Е Щуркова и др.; вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста И. И. Валиев, М. А. Горбатов, Е. И. Корнеев, Н. Ф. Кузьменко, В. Н. Никифоров, Р. Л. Рождественская и др. Значительный вклад в разработку проблемы по всем ее направлениям, включая ее фундаментальное методологическое обоснование, внесли В. И. Лутовинов, А. К. Быков, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, С. Л. Рыков.

В этот период приходит осознание, что в воспитательную деятельность в духе патриотизма, кроме традиционных форм воздействия (фильмы, выставки, экскурсии по памятным местам военных действий), необходимо внедрять более активные методики, а именно патриотически-направленные дела: поисковые отряды, проведение мероприятия, посвященного памяти Героя школы, гимназии, организация помощи ветеранам района, на котором расположена школа.

Например, Н. Е. Щурковой разработаны оригинальные формы патриотического воспитания: «Когда говорят предметы» — использование таких средств как письмо с фронта (реальное и воображаемое), сумка медсестры, военная форма, награды [15, с. 182].

Многие методики при серьезной подготовке педагога и заинтересованности школьников могут эффективно решать задачи патриотического воспитания.

Сейчас патриотическое воспитание подразделяется на следующие направления:

− Гражданско-патриотическое;

− Героико-патриотическое;

− Военно-патриотическое;

− Спортивно-патриотическое;

− Воспитание историко-краеведческими средствами [8, с. 14].

В настоящее время патриотизм все больше рассматривается в рамках теории гражданско-правового воспитания. И, на взгляд А. К. Быкова, «является одной из центральных категорий гражданско-правового воспитания, ведь без любви к Родине, без уважения к прошлому, своей стране, к традициям и обычаям своего народа, без знания истории Родины, без стремления работать на ее благо нельзя считать молодого человека настоящим гражданином, нравственно воспитанным человеком» [8, с. 15].

Некоторые ученые даже доминирующее место в системе гарантий единства и целостности государства уделяют не праву и его институтам, а гражданскому патриотизму [10, с. 65].

В поиске своего места в глобализированном мире, решая проблемы в разных сферах жизни общества, российское государство стремится создать прочный культурно-цивилизационный фундамент с опорой на духовно-нравственный потенциал российского общества.

В целях осмысления сущности и перспектив развития феномена патриотизма необходимо принимать во внимание историческую эпоху, уровень развития общества в целом.

При формировании консолидирующей идеи и, особенно при ее реализации, необходимо учитывать опыт и уроки прошлого.

В 2010 г. В. В. Путин на заседании Госсовета и Совета по национальным проектам назвал главную причину обострения межнациональных отношений в современном российском обществе — отсутствие у граждан «патриотического настроя», а также высказал идею о необходимости развития общероссийского патриотизма с целью создания обстановки межэтнического и межконфессионального мира в стране. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, до сих пор так и не найден эквивалент тому, что было изобретено в Советском Союзе: «Советской власти удалось создать некую субстанцию, которая оказалась над межнациональными отношениями… Есть только одно, что может заменить то, что было в Советском Союзе. Это общероссийский патриотизм. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот» [17].

Таким образом, советский патриотизм в наши дни заменен понятием общероссийский патриотизм.

При этом Н. А. Ореховская и А. В. Ореховский выделяют два типа патриотизма: государственный патриотизм и гражданский патриотизм. «Государственный патриотизм при идеологическом подходе к патриотическим ценностям рассматривается как стержень, необходимое условие государственности. Главной идеей здесь является возрождение России как великой Державы. Следовательно, государство рассматривается как объект патриотизма. В данном случае патриотические ценности предполагают наличие у граждан и молодежи, в том числе, общего интереса, всеобщей цели, отношения к государству как к величайшей ценности «объединителя народов» и, конечно, чувства любви и ответственности за судьбу Отечества. В основе гражданского патриотизма лежат: любовь к родному краю, своему отчему дому, народу, гордость за историческое прошлое своей страны, приверженность и уважение к традициям народа» [12, с. 205–206].

В настоящее время значительная роль в формировании понимания патриотизма и его направляющей силой принадлежит государству. Так, по мнению С. Н. Богатыревой, «функция государства заключается в том, чтобы выявить основные ценности, аккумулировать в общенациональные интересы и реализовывать их в своей практической политике. Основополагающая идея может быть только национальной, так как влияние идей осуществляется на массы не непосредственно, а через духовный уклад народа, который включает в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верований, способов мышления» [4, с. 215].

В этом направлении государство разрабатывает и реализует концепции и программы в сфере патриотического воспитания, например, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы» [2], Ведомственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 гг.». [1], проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [3].

Д. В. Топчий справедливо замечает, что «в современных условиях необходимо особое внимание уделять молодёжи, прививать ей любовь к Родине на самом раннем этапе социализации. Однако, осознанно и целенаправленно занимаясь воспитанием молодого поколения, следует видеть чёткую границу между понятиями «патриотизм» и «национализм», что позволит в дальнейшем не допустить проявления крайне радикальных взглядов, этноцентризма, расизма и других экстремистских настроений» [14, с.189].

Поэтому, изначально на государственном, законодательном уровне необходимо начинать формирование сознания в сторону возрождения «национальной идеи» патриотизма, посредством реализации государственных программ и проведения различных мероприятий, акций в школах, в вузах и других ориентированных на молодежь институтах общества.

При этом «молодежная политика государства проявляется не только в ее законодательном обеспечении, но и в создании на всех уровнях управления специализированных социально-политических служб, способствующих выявлению, организационному структурированию и осуществлению молодежных инициатив» [9, с. 125].

В последнее время фактами, свидетельствующими об активном и целенаправленном формировании «национальной идеи» патриотизма в молодежной среде может свидетельствовать масштабное празднование 70-летия Великой победы, акции в честь присоединения Крыма. Государство осознает, что именно идеалы патриотизма могут стать ориентиром духовного роста нации в рамках одной страны.

«Менталитет россиян так исторически сложился, что отсутствие национальной идеи является для них не теоретической проблемой, а практической каждодневной помехой: не понятно, как жить, как строить семью, как воспитывать детей …» [13, с. 102].

Все системы общества взаимосвязаны между собой, возможно, справедливым будет утверждение, что политическая и экономическая сфера задают тон социальной и духовно-культурным сферам, так как от потребностей экономики и в интересах защиты национальной безопасности формируется и парадигма общественного сознания.

Семья и школа являются основными агентами социализации. Семья тот резервуар, где ребенок черпает ценности, перенимает модель поведения родителей, однако в школе ребенок проводит значительную часть своего времени, поэтому влияние сверстников и учителей так же значительно, как и родственников. От духовно-нравственного развития школьников зависит будущее страны, так как именно молодежь является основным субъектом модернизации общества. Поэтому наполнение идеями еще в школьном возрасте становится уже государственной задачей. Одним из главных «потребителей» новых теоретических положений о возрождении патриотизма являются школьники, у которых необходимо сформировать истинное чувство патриотизма.

Родители тоже являются потребителями той информации, которая поступает из средств массовой информации, поэтому они также являются носителями той идеи развития общества, которое преподносит государство.

В настоящее время существует очевидная необходимость в разработке и последовательной реализации новых теоретических оснований духовно-нравственного развития общества с учетом внешних и внутренних реалий современной жизни. При этом концепция патриотического воспитания должна органично сочетаться с политическим устройством страны, и должна быть оформлена в соответствующие организационно-правовые рамки. Разработка государственных программ патриотического воспитания должна сопровождаться такими мероприятиями как:

− Развитие исторического самосознания граждан;

− Формирование правосознания и активной гражданской позиции;

− Дальнейшее развитие институтов гражданского общества;

− Борьба с нигилизмом и политическим абсентеизмом.

И главным образом, необходимо, чтобы трансформация патриотизма в период дезориентированности общества относительно национальных ценностей не приобрело крайние формы национализма.

Анализ подходов к патриотическому воспитанию в советское и постсоветское время позволяет сделать некоторые полезные обобщения. Ценным дополнением сущности «советского патриотизма» были идеи интернационализма, что остается актуальными и для современного многонационального российского государства. Институтами «советского патриотизма» и «общероссийского патриотизма», в первую очередь, выступает семья, также ведущая роль отводится общеобразовательной школе, молодежным организациям.

Можно констатировать, что в советском обществе, как и в современной России, патриотическое воспитание заключается в систематической и целенаправленной деятельности органов государства, общественных организаций общеобразовательной школы, а также отдельных субъектов по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою Родину, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов своего государства.

Несмотря на всю значимость и обширность полученных к настоящему времени результатов исследования вопросов патриотического воспитания, в теории и практике остается много нерешенных и спорных моментов. Одной из причин такой ситуации является отсутствие единого контекста исследования проблем патриотического воспитания без учета всех достоинств и недостатков опыта предыдущего поколения. Конечно, в современных условиях глобализации у российских школьников уже другие идеалы и ценности, чем у молодежи — «строителей коммунизма», но сущность патриотизма остается неизменной, могут меняться лишь формы и средства формирования чувства патриотизма.

Так, для эпохи глобализации характерно стремительное развитие электронных средств коммуникации, способных сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство. А одним из основных агентов общественно-политической социализации молодежи остается школа, способная сформировать у подрастающего поколения правильные понятия Родины, Отечества. В современных условиях активного развития средств массовой информации и информационных технологий важным инструментом в педагогическом обеспечении патриотического воспитания старшеклассников может служить интернет-сопровождение. Является бесспорным тот факт, что всеобъемлющее свойство социальных сетей является мощным плацдармом для трансформации «национальной идеи» патриотизма.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 01.04.2011 г. № 1446 «О ведомственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» // СПС Гарант.
  2. Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422 (ред. от 13.11.2006) «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» // СЗ РФ. 2005. № 29. Ст. 3064.
  3. Проект Постановления Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (по состоянию на 03.04.2015) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Богатырева С. Н. Патриотизм: старое и новое в консолидирующей идеи объединения российского народа // Казанский педагогический журнал. 2016.№ 3 (116). С. 213–218.
  5. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе: учеб пособие для студентов пед. ин-тов / Н. И. Болдырев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
  6. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание детей в семье. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1955. — 54 с.
  7. Болдырев Н. И. О моральном облике советской молодежи. Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1954. — 82 с.
  8. Быков А. К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников // Образование в современной школе. 2012. № 4. С. 12–15.
  9. Кузина С. И. Патриотизм молодежи и преемственность поколений в современной России // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 4–6. С. 125–129.
  10. Ладария Л. П., Турк С. Н. Формирование чувства патриотизма в процессе преподавания истории у студенческой молодежи // Альманах мировой науки. — 2015. — № 3–3 (3). С. 65–66.
  11. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1979. — 320 с.
  12. Ореховская Н. А., Ореховский А. В. Патриотизм как созидающая идеология российского общества // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 205–210.
  13. Романович Н. А. Представления о патриотизме в эпоху «междувременья» // Научный Вестник Воронежского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. № 1(5). С. 101–108.
  14. Топчий Д. В. Между патриотизмом и национализмом: русские философы о духовном возрождении России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории практики.2015. № 10–3(50). С. 188–190.
  15. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 222 с.
  16. Сайт Интерфакса // URL: http://www.interfax.ru/russia/491974(дата обращения: 28.01.2016).
  17. Сайт Вести.ru // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=417067&cid=5 (дата обращения: 27.12.2010).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle