Библиографическое описание:

Седукин С. О. Уменьшения потерь народного хозяйства путем повышения безопасности дорожного движения // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 210-213.



Рассматриваются вопросы уменьшения потерь народного хозяйства от дорожно транспортных происшествий.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, проектные решения, экономическая оценка, социально-экономические потери, ущерб от дорожно-транспортных происшествий

Безопасность дорожного движения является одним из основных приоритетных направлений в сфере проектирования автомобильных дорог. Фактически за 5 месяцев 2016 года на автомобильных дорогах России погибло 7000 человек, что является тяжелой утратой, как для семей погибших, так и для экономики страны в целом, так как средний возраст погибшего составляет 30 лет, какой колоссальный прирост к производственным мощностям могли дать эти люди.

Отдельно хотелось бы отметить, что за 6 месяцев текущего года на автодорогах страны погибли 472 ребенка в возрасте до 16 лет, и более 10 тысяч были ранены. За прошедшие полгода количество погибших сократилось на 4,5 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Количество раненых сократилось на 4,1 процента.

Как ни странно, но сокращение числа погибших не является показателем, объективно характеризующим эффективность мероприятий по снижению дорожно-транспортных происшествий. Так, например к погибшим в результате дорожно-транспортного происшествия относят только тех, кто скончался в течение семи дней после аварии. Для сравнения: в некоторых странах погибшими в дорожно-транспортном происшествии считаются те, кто умер в течении двух недель после аварии, а в некоторых и те, кто почил в течение месяца. В Российской Федерации на сегодняшний день считается, что если человек скончался, даже не приходя в сознание, на десятый день, он попадает в число раненых в дорожно-транспортном происшествии. Надо сказать, что и немногие из раненых проживают хотя бы год. Но кто-то выживает. И зачастую остается инвалидом.

Таблица 1

Статистика дорожно-транспортных происшествий произошедших вРФ

Год

Количество ДТП

Погибло

Ранено

2004

208 558

34 506

251 386

2005

223 342

33 957

274 864

2006

229 140

32 724

285 362

2007

233 809

33 308

292 206

2008

218 322

29 936

270 883

2009

203 603

26 084

257 034

2010

199 431

26 567

250 635

2011

199 868

27 953

251 849

2012

203 597

27 991

258 617

2013

204 068

27 025

258 437

Рис. 1. Динамика изменения количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших граждан

На сегодняшний день существует Р-03112199–0502–00 «Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий» [1], которая нормирует ущерб народному хозяйству от потерь связанных с дорожно-транспортными происшествиями.

К основным составляющим ущерба от дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими относятся следующие:

а) экономические потери из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения;

б) затраты на оказание пострадавшим первой медицинской помои и лечение;

в) выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших);

г) оплата по временной нетрудоспособности.

При подсчете потерь в результате гибели человека определяется предполагаемая продолжительность его трудовой деятельности до пенсионного возраста и оценивается недополученный вклад в ВВП. Средний возраст погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется на основе данных государственной статистической отчетности.

Таблица 2

Стоимостная оценка ущерба от дорожно-транспортных происшествий

Наименование показателя

Стоимостная оценка ущерба, тыс. руб.

1997 год

1998 год

1999 год

2015 год

Гибель человека, имевшего семью

1421,9

1509

2262

41286,24

Гибель человека, не имевшего семьи

1340,2

1426,8

2139

39037,25

Ранение с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы

692,1

745,6

1118

20399,62

Ранение с получением инвалидности и возможностью частичной работы

398,2

430,2

645,0

11770,27

Ранение без получения инвалидности

6,8

7,85

12,0

214,78

Гибель ребенка

1674,9

1731,9

2596

47384,78

На основании расчета социально-экономического ущерба, можно сказать, что в 2015 году ущерб экономики страны от дорожно-транспортных происшествий составил около 3 трлн. рублей.

При проектировании автомобильных дорог одним из основных критериев является экономическая эффективность проектных решений рассматриваемых в рамках их дальнейшей реализации. В качестве примера повышения безопасности дорожного движения, а также снижения социально экономического ущерба рассмотрим мероприятия представленные в табл. 3., табл. 4 в соответствии с ВСН 25–86 «Указания по обеспечению безопасности дорожного движения» [2].

Таблица 3

Ширина проезжей части

Ширина проезжей части при укрепленных обочинах, м

Эффективность снижения числа ДТП (при укрепленных обочинах),%

Социально-экономический ущерб, млн. руб.

Эффективность снижения числа ДТП (при неукрепленных обочинах),%

Социально-экономический ущерб, млн. руб.

6

-35

25,56

-150

47,32

1

2

3

4

5

7

-5

19,88

-75

33,12

7,5

0

18,93

-50

28,39

9

20

15,14

0

18,93

10,5

30

13,25

10

17,03

14–15 (без разделительной полосы)

40

11,35

20

15,14

14 (с разделительной полосой)

50

9,46

30

13,25

Таблица 4

Пересечения автомобильных дорог

Тип пересечения

Эффективность снижения числа ДТП%

Социально-экономический ущерб, млн. руб.

В разных уровнях

65

6,63

Кольцевые пересечения

30

13,25

В одном уровне при интенсивности движения на пересекаемой дороге 1 % от суммарной на двух дорогах

-50

28,39

В одном уровне при интенсивности движения на пересекаемой дороге 10–20 % от суммарной на двух дорогах

-200

56,79

В одном уровне при интенсивности движения на пересекаемой дороге более 20 % от суммарной на двух дорогах

-300

75,72

В настоящее время, необходимо основываясь на вышеуказанной методики расчета разработать план мероприятий по назначению определенных проектных решений для снижения аварийности на автомобильных дорогах, с учетом сравнительной характеристики и экономической целесообразности, пользы назначаемых решений для народного хозяйства.

Литература:

  1. Р-03112199–0502–00 «Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий».
  2. ВСН 25–86 «Указания по обеспечению безопасности дорожного движения».
  3. СП 34.13330.2013. Автомобильные дороги: актуализированная редакция СНиП 2.05.02–85*. Введены 2013–01–07. М., 2013.
  4. В. В. Чванов, И. Ф. Живописцев Научно-технический информационный сборник Вып. 4. Методы выявления участков концентрации дорожно-траспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования. — ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР», 2004 — С. 48–54.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle