Библиографическое описание:

Крючкова А. А. О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного возраста на уроках музыки в рамках новых стандартов // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 815-818.



В статье рассматриваются принципы развития интеллекта у детей младшего школьного возраста на уроках музыки в рамках реализации и внедрения стандартов второго поколения.

Ключевые слова: принципы, урок музыки, музыкально-педагогические концепции

Начальные классы в системе школьного образования являются базовым звеном в развитии интеллектуально-творческой личности, потому что именно в этот период закладываются основы интеллектуального развития учащихся. По теории Ж. Пиаже, а также в соответствии с данными, полученными Л. Терстоуном и Н. Бейли, к 6 годам развитие интеллекта осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам — наполовину, к 12 годам — на три четверти. Таким образом, возрастной промежуток между 6 и 12 годами является важным периодом, от которого зависит все будущее человека. От того, как сформируются умственные способности в детстве, зависит, как взрослый человек будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, оценивать или самореализовываться.

Важнейшими в процессе обучения детей музыки являются принципы, которые рассматриваются в качестве исходных положений, раскрывающих сущность цели и задач музыкального образования, характер его содержания и процесса. Принципы музыкального образования можно определить как обоснование совместных действий учителя и ученика, направленных на развитие музыкальных способностей и овладение основами начального музыкального образования.

На начальном этапе обучения на уроке музыки используются общие для дидактики принципы обучения. Основополагающее значение для музыкального развития школьника приобретают принципы, разработанные в музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского:

‒ ориентация на формирование интереса детей к музыкальным занятиям, согласно которой в их основе — развитие эмоционального восприятия музыки школьниками, личностного отношения к явлениям музыкального искусства, вовлечение учащихся в процесс художественно-образного музицирования и стимулирование их музыкально-творческого самовыражения;

‒ направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности учащихся, при которой содержание музыкального образования нацелено главным образом на их нравственное, эстетическое развитие, на формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры;

‒ связь музыки и жизни в процессе музыкального образования, осуществляемая в раскрытии содержания учебных тем, в отборе музыкального материала и методах его преподнесения;

‒ введение учащихся в мир большого музыкального искусства — классического, народного, современного, охватывающего многообразие его форм, жанров и стилей;

‒ тематическое построение программы, предполагающее целенаправленное и последовательное раскрытие жанровых, интонационных, стилевых особенностей музыки, ее связи с другими видами искусства и жизнью;

‒ выявление сходства и различия на всех уровнях организации музыкального материала и во всех видах музыкальной деятельности;

‒ трактовка музыкальной грамотности в широком смысле этого слова, включающая в содержание этого понятия не только элементарную нотную грамоту, но и, в сущности, всю музыкальную культуру;

‒ понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности и музыкального воспитания в целом;

‒ направленность музыкальных занятий на развитие творческого начала в ребенке, которую необходимо осуществлять в композиторской, исполнительской и слушательской деятельности [4].

В работах Л. В. Горюновой значимыми для развития интеллекта стали два принципа:

‒ принцип целостности, который проявляется в разных уровнях: в соотношении части и целого в музыке и в педагогическом процессе; в соотношении сознательного и подсознательного, эмоционального и рационального; в процессе формирования духовной культуры ребенка и т. д.;

‒ принцип образности, опирающийся на конкретно-чувственное, образное освоение действительности, присущее ребенку, подведение его через образное видение мира к обобщениям [3].

В программе по музыке, разработанной коллективом автором под руководством Г. П. Сергеевой, важными в рамках нашего исследования являются такие принципы, как: увлеченность; триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя; тождество и контраст; интонационность; опора на отечественную музыкальную культуру [7].

В концепции музыкального воспитания детей, разработанной Ю. Б. Алиевым, мы опирались на следующие принципы:

‒ воспитывающее обучение;

‒ связь музыкальных занятий с жизнью;

‒ единство эмоционального и сознательного в музыкальном образовании детей;

‒ единство художественного и технического в музыкальном образовании [2].

Все вышеуказанные принципы имеют большое значение и для развития интеллекта у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Так, например, слушание музыки детьми предполагает:

‒ получение ими эстетического наслаждения и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров), выполнение музыкально-ритмических движений;

‒ проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.). Аналогично в вокальном исполнении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.

Из концептуальных идей Э. Б. Абдуллина мы опирались на следующие дидактические принципы музыкального обучения:

1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников;

2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;

3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;

4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;

5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т. д.;

6) принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень форсированности исполнительских навыков) [1].

Имели огромное значение в исследовании и выделенные Л. В. Горюновой линии организации художественно-эстетической среды как движение: от целостности к целому, от образности к образу, от импровизационности к импровизации, от удивления к размышлению, от насыщения художественными впечатлениями к расширению поля значений и личностных смыслов, далее: к навыкам и логическому осознанию, от изустного к письменному, от вопросительности к вопросу, от многоголосия к унисонному пению. В целом от художественности к художественному [3]. Также мы руководствовались следующими принципами музыкальной педагогики, разработанными коллективом авторов под руководством Л. В. Школяр:

‒ преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

‒ возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);

‒ проникновение в природу искусства и его закономерности;

‒ моделирование художественно-творческого процесса; — деятельностное освоение искусства [8].

Учитывая отечественный опыт обучения младших школьников на уроке музыки в общеобразовательной школе и результаты исследования, нами разработаны следующие принципы развития интеллекта у детей младшего школьного возраста:

‒ принцип познавательной направленности видов музыкальной деятельности;

‒ принцип креативности музыкального обучения детей;

‒ принцип дифференцированного подхода к развитию интеллекта у младших школьников.

Первый принцип — познавательной направленности видов музыкальной деятельности направлен на формирование познавательной активности, развитие навыков глубокого постижения музыки, активного участия во всех видах музыкальной деятельности, используемых педагогом на уроке музыки; также способствует восприятию и переработке информации, что приводит к ее конкретизации. При реализации данного принципа были учтены фундаментальные научные положения зарубежного и отечественного музыкального образования, изложенные в трудах Б. В. Асафьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева и других.

Функциональное значение данного принципа обуславливается своеобразием развития интеллекта на уроке музыки. Сложность задачи, стоящей перед учителем, требует от него обладания специальными знаниями, умениями (хорошей исполнительской подготовкой) и практическими навыками, а также психолого-педагогическими знаниями. В процессе внедрения данного принципа исследуемый принцип характеризуется научной направленностью, систематичностью и последовательностью в развитии интеллекта, связью этого развития с процессом обучения и музыкальной деятельностью. При построении процесса обучения необходимо тщательно отбирать не только учебный материал, но и методы обучения. Таким образом, взаимосвязанный комплекс функционально соотнесенных компонентов обеспечивает целенаправленное приобретение школьниками универсальных учебных действий (УУД). Правильное применение принципов способствует процессу развития интеллекта и оказывает огромное влияние на музыкальное развитие ребенка.

Для того, чтобы процесс обучения стимулировал развитие интеллекта очень важно научить детей активно использовать полученные знания на практике, в музыкальной деятельности. В рамках учебного процесса применялись следующие формы занятий, например, освоению музыкальных произведений на начальном этапе обучения на уроке музыки предшествовала подготовительная работа: знакомство с жизнью, деятельностью и жанром композитора, первоначальный глубокий анализ прослушанного произведения, индивидуальная трактовка музыкального произведения при помощи информационных технологий и др. Одновременное использование различных форм и методов обучения на весь учебный процесс в целом, способствует росту взаимосвязи обучения, воспитания и раз-вития младших школьников.

Второй принцип — креативности музыкального обучения детей указывает, что во всех аспектах исследуемого процесса должна создаваться атмосфера, имеющая (американский психолог Абрахам Маслоу) творческую направленность, врожденно свойственную всем, но теряемую большинством под воздействием среды. Креативность (от англ. сreate — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, выражающиеся в готовности к созданию принципиально новых идей, отличающихся от традиционных и входящих в структуру одаренности в качестве независимого фактора [5].

По мнению П. Торренса, креативность проявляется в повышенной чувствительности к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия, способствующие поиску в решении этих проблем на основе выдвижения гипотез или по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью развития творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учеников поощряют в формулировке множества вопросов [6].

Принцип креативности развития интеллекта у младших школьников на уроке музыки в общеобразовательных учреждениях основывается на том, что обучение должно быть интересным, содержательным, увлекательным, учитывающим творческий потенциал личности. Одновременно с обучением необходимо развивать мышление, воображение и др., а также ту базу фундаментальных знаний, которая дает возможность детям развивать свой интеллект. Выполнение основных требований данного принципа в организации исследуемого процесса обеспечивается развитием у детей в ходе занятий инициативы, творчества, самостоятельности, познавательных способностей; умением интерпретировать музыкальный материал, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать, трансформировать, выражать и т. п.

Третий принцип дифференцированного подхода к развитию интеллекта у младших школьников направлен на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, но осуществляемый на основе индивидуального подхода. В процессе обучения, направленного на развитие музыкального интеллекта, основной задачей педагогов становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, умениями, навыками. Данный принцип ориентирован на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В нем заложены механизмы, позволяющие учитывать физиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качества перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

В настоящее время в общеобразовательных организациях, фактически без внимания остается изучение психологической составляющей возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Для решения данной проблемы необходимо: формировать музыкальное мышление в практической деятельности, развивать музыкальные способности, эстетическое отношение к действительности, к музыкальному искусству, к явлениям музыкальной культуры; обучать основам музыкального искусства с целью развития интеллекта. Дифференцированный подход на индивидуальном уровне как принцип обучения музыке позволяет не только развивать способности и музыкальные интересы детей, но также и формировать у них позитивную мотивацию к урокам музыки в школе. Формирование и развитие представляют единый, взаимосвязанный процесс, способный решать задачи развивающего обучения.

Названные принципы являются базовой основой для успешного развития интеллекта у младших школьников на уроках музыки. Важным представляется стремление к осуществлению единства содержательной и деятельностной сторон обучения, которое обеспечивает одновременное действие всех принципов, их взаимосвязь, взаимопроникновение и влияние друг на друга. Только при правильном и творческом применении данных принципов возможен оптимальный результат в решении проблем развития интеллекта у младших школьников. Таким образом, совокупность и взаимодополнение обозначенных принципов музыкального образования обеспечивают целостный подход к построению содержания и организации процесса обучения и развития на уроках музыки в рамках новых стандартов.

Литература:

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э. Б. Абдуллин: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  2. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада к начальной школе)/Ю. Б. Алиев. Воронеж: НПО «МО-ДЕК», 1998.-с.352.
  3. Горюнова, Л. В. На пути к педагогике искусства / Л. В. Горюнова // Музыка в школе. — 1988. — № 2. — С. 7–17
  4. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. / Д. Б. Кабалевский // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1–3 классы. — М.: Просвещение, 1985–224 с.
  5. Карумович, М.В., Кондаков И. М. Психологический словарь Креативность http://www.psi.webzone.ru/st/050200.htm
  6. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособ. по спецкурсу.- М.: «Арена», 1994.- 222 с.
  7. Критская, Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка//Програмно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. е.О. Яременко.- М., 2001.-185 с.
  8. Усачева, В.О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство//Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко.- М., 2001. -с.221.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle