Библиографическое описание:

Матусевич А. М. Актуальные проблемы профилактики наркомании // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 826-827.



Ключевые слова: психосоциальный аспект, профилактический аспект, психоактивные вещества, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, терминология, эпидемиологический подход, мониторинг, превентивные программы

Актуальность изучения проблемы употребления ПАВ объясняется увеличивающимся ростом распространения этого явления в Российской Федерации и тяжелыми медицинскими и социальными последствиями.

Теоретический анализ литературы позволил выделить основные моменты, необходимые для формирования превентивных стратегий. Проблема потребления ПАВ должна рассматриваться в следующих аспектах: биологическом, психосоциальном, эпидемиологическом, социологическом, правовом, профилактическом, организационном и кадровом.

Профилактический аспект рассматривает великое множество вопросов: эпидемиологию, причины начала употребления ПАВ, вопросы проведения профилактической работы, вопросы эффективности проведения превентивных программ и многое другое.

Хотелось бы рассмотреть актуальные проблемы профилактики наркомании. Во-первых, недостаточность теоретических исследований в области профилактики и оценки эффективности превентивных программ не позволяет нам рассматривать и внедрять уже адаптированные и более эффективные программы. Во-вторых, на сегодняшний день существует недостаточная связь науки и практики. Проводится достаточно большое количество исследований в высших школах, но порой результаты их до практических рекомендаций не доходят.

Очень важный вопрос в отношении терминологии. Говоря о профилактике, мы должны знать, что существует первичная, вторичная и третичная профилактики. Первичная профилактика является сугубо массовой и направлена на всю популяцию населения в целом, чтобы предупредить распространение употребления ПАВ (психоактивные вещества). Вторичная профилактика является и массовой и индивидуальной, она направлена на уменьшение вреда, связанного с употреблением ПАВ. Третичная профилактика — это уже лечение и реабилитация, ее цель — профилактика рецидивов и сохранение результатов воздержания употребления ПАВ.

В каждой из вышеперечисленных профилактик есть свой потребитель информации, ведь каждая из них имеет свои цели, задачи, методологию, целевые группы.

Немаловажный вопрос политики и нормативно-правового регулирования в отношении профилактики. Все мы знаем, что первичная профилактика потребления ПАВ опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование общественного мнения, непримиримого в отношении употребления табака, алкоголя и наркотиков, в частности детьми, подростками и молодежью.

Политика в отношении табака, алкоголя и наркотиков, лиц, их потребляющих, и мер по противодействию распространения ПАВ определяется действующим законодательством в стране и является единой на всей территории Российской Федерации. Основными нормативными документами являются следующие: ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), Конституция Российской Федерации, уголовный, административный и семейные кодексы, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» (1993), ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998), ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). В 2000 году принят важный документ «Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в общеобразовательной среде». Тем самым профилактика передана была в компетенцию образовательных структур. Но на сегодняшний день есть разобщения. Наркологи, как и педагоги, работают с детьми и подростками, но их прерогатива — лечение. Но и профилактических функций у них никто не отнимал. Образование и медицина должны работать в едином профилактическом ключе, дополняя друг друга, а не параллельно.

Так же важно знание правовой базы и для педагогов для составления алгоритма действия, если ребенок находится в наркотическом опьянении. Что сделать нужно в первую очередь: вызвать скорую или полицию, а может быть, родителей. Многие педагоги сомневаются в правильной оценке своих действий.

Занимаясь профилактической работой, специалисты должны знать, что проведение мониторинга и эпидемиологических исследований — один из важных и ключевых моментов. Иногда проводится профилактическая программа, а оценить ее или невозможно, или просто оценка ее эффективности не включена. Мы должны четко знать, на каком этапе будет проводиться мониторинг, когда, кем и для чего. Имеется разрыв между проводимыми исследованиями и специалистами, проводящими превентивную работу. Практики не участвуют в исследованиях, а исследователи в профилактической работе. Потенциал эпидемиологических исследований не полностью используется в работе специалистов- практиков.

Успех эффективности профилактических программ во многом определяется взаимосвязью между эпидемиологией и профилактикой, между исследовательской работой и практикой.

Профессионально проведенное эпидемиологическое исследование может дать важную информацию по моделям употребления ПАВ и проблемам, связанным с употреблением наркотиков, которые имеют важное значение для разработки превентивных стратегий.

Важна в исследовательской деятельности оценка эффективности той или иной профилактической программы. Отсутствие критериев эффективности не позволяет сравнивать различные программы и в полной мере использовать ресурсы их распространения. По определению, принятому Европейским мониторинговым центром по наркотикам и наркозависимостям, оценка профилактических программ — это систематический и научный сбор данных, связанных с внедрением программы, их обработка и анализ, с целью определения эффективности и действенности программы.

Таким образом, оценка эффективности профилактических мероприятий дает возможность приобрести новые знания в этой области, объединить уже имеющийся опыт и полученные результаты и определить, достигнуты ли конечные цели, а также затраты на их достижение и эффективность применения методов.

Литература:

  1. Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013.
  2. Буйнов Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.
  3. Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина //Современные проблемы науки и образования№ 4, Пенза, 2012 — стр.242.
  4. Матусевич М. С. Активные формы работы с подростками и молодёжью по профилактике аддиктивного поведения: Методические рекомендации по организации профилактической работы с подростками и молодёжью. -СПб.: Издательское агентство «ВиТ принт», 2006. -112 с.
  5. Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.
  6. Матусевич М. С., Макарова Л. П., Плахов Н. Н. Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Журнал «Молодой ученый» (№ 3 (62), март 2014 г.
  7. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.
  8. Матусевич М. С., Ткачук В, А. «Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте»// Журнал «Молодой ученый» (№ 3 (62), март 2014 г.
  9. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.
  10. Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222–226.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle