Библиографическое описание:

Рахимов Б. Р., Зарипова Д. Б. Компоненты творческой деятельности учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 845-846.



Сегодня перед учителем поставлена одна из главных задач, которую требует решить само время. Потому что развитие информационно-коммуникативных технологий требует украсить учебную деятельность самыми яркими красками, видеороликами, картинками, а главное, инновационными технологиями, чтобы у учащихся возникало желание творческой деятельности.

Нельзя представить творческий опыт без способности творчески мыслить, способности к сотрудничеству. Последнее одно из важных компонентов творческой деятельности, ей свойственны умение сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложений партнера, аргументированно критиковать свои и чужие идеи. Развитие у учащихся способности к сотрудничеству эффективно сказывается на их творческой результативности. Эта способность встречается не у всех учащихся. Например, она присутствует у учащихся, которые имеют хорошую память и логическое мышление, то есть у них изначально есть высокий интеллект и большое самомнение. Они не умеют слушать других, тех, чьи успехи в учебе оставляют желать лучшего. Они пренебрежительно относятся к их идеям. Чаще всего это приводит к конфликту во время работы в команде. У неуспевающих учащихся также отсутствует способность к сотрудничеству, потому что они боятся сделать какой-либо вывод или высказать свою идею, то есть боятся выглядеть некомпетентными перед своими сверстниками.

Другим компонентом опыта творческой деятельности является мотивация творчества, которая считается качеством личности. Если она сформирована у учащихся, это может повысить у них желание решать творческие задачи. Это зависит от мнения родителей, одноклассников, учителя учащегося. На появление желания решать самостоятельную работу заметное влияние оказывает мотив самоутверждения. У учащихся, изучающих определенный предмет по профильной, углубленной программе, этот мотив достаточно распространен. Они решают творческие задачи нередко для того, чтобы утвердиться в правильности выбора профиля обучения, а также для самоутверждения как личности.

Мотивацию творчества существенно повышает также удовлетворение, полученное от решения творческих задач.

Творческое мышление также является одним из компонентов опыта творческой деятельности. Оно зависит от качеств личности учащегося, его мотивации и целеустремленности. Творчество имеет содержательный характер. Творческое мышление имеет ряд специфических черт одной, из которых будет рефлексия, способность к осмыслению и переосмыслению. Без рефлексии невозможно преодолеть стереотипы мышления.

В данной статье приводим несколько примеров к творческим задачам:

  1. Составьте четверостишие, используя знаки химических элементов
  2. Составьте десять прилагательных, используя названия химических элементов — золото (золотой), серебро (серебристый), железо (железный), и т. п.
  3. Составьте радугу из веществ, используя их физические свойства (цвет) – йод (фиолетовый), диоксид азота, дихромат аммония (оранжевый), хлор (зелёный), фосфор (красный) и т. п.
  4. Найдите стихотворение великих поэтов, где можно встретить названия химических элементов — например:

а) У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом; (А. С. Пушкин)

б) И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском (А. С. Пушкин)

в) Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.

В первый раз я в себе заметил -

Так я еще никогда не думал.

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Все принимая, что есть на свете.

Вот почему, обалдев, над рощей

Свищет ветер, серебряный ветер. (С.Есенина)

г) Сверкнула в темноте ночной краса ее чела — свеча,

И словно солнце вдруг взошло — светлее звезд была свеча!

Ей голову сжигает страсть, а ноги держит медь оков, —

Не потому ли от безумств себя уберегла свеча? (А.Навои)

  1. Составьте загадку о свойствах какого-либо вещества.

Сказка осере

Жила-была красавица Сера. Все ее любили, потому что она была такая хрупкая, желтенькая, ну просто загляденье. Сера обожала ходить в бассейн. А как она плавала, класс! И воды не боялась, а почему бы ей воды бояться? Ведь она нерастворима в воде. Зато терпеть не могла сероуглерод и анилин. Всегда ругалась с ними, чтобы они к ней близко не подходили.

И вот однажды в жаркий день повстречала Сера Водород и влюбилась!!! Да так влюбилась, что жить без него не может. И Водороду она понравилась. Решили они пожениться. Но вздумалось Сере перед свадьбой сходить на кладбище к своей маме (серосодержащему органическому веществу). Идет по кладбищу, ищет могилу матери. Но что это за запах! Такой неприятный, жуткий. Дышать невозможно. И вдруг вспомнила, что мать ей перед смертью наказывала не выходить замуж за водород, так как родится у них ребенок, имя которого — Сероводород. Будет он бесцветный и такой же, как водород – газ. Но любить его никто не будет. Все будут сторониться его. Расплакалась Сера. Не может выдержать она этого. Так и осталась Сера одна и всю жизнь, любила лишь одного водорода.

  1. Составьте примеры, используя химические элементы периодической системы так, чтобы разница их электроотрицательности равнялась 1

О — С = 3,5–2,5 =1

Также можно составить примеры, используя химические элементы периодической системы так, чтобы разница их электроотрицательности равнялась 2

F — H = 4,1- 2,1 = 2

Задачу можно усложнить.

Характерной чертой творческого мышления является способность к преодолению трудностей. Задача, решение которой требует творческого подхода, должна быть не простой, но в то же время и не сложной. Если задача легкая, то учащийся не сможет интеллектуально расти. То есть творческое решение появляется после нескольких попыток. В голове ученика решение должно появляться неожиданно, словно его озарила идея. Чем больше решенных учащимися проблем, тем богаче содержание опыта его учебного творчества, которое во многом связано с тем учебным материалом, который им использовался.

Без гибких и осознанных знаний творчество невозможно.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. — М.: Педагогика, 1989.
  2. Границкая А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7–11.
  4. Скаткин М. Н. Принципы обучения // Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1982.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle