Библиографическое описание:

Жураев А. Р., Нурумбетова У. К. Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового образования // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 792-794.



Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового образования

Система непрерывного образования основана на взаимосвязи образования, в результате чего обеспечивается определенная последовательность между всеми видами образования. Выполнение этого процесса предполагает не только связь между этапами образования, но и внутренние связи в разрезе классов (между темами, главами), внешние связи (между предметами) в каждой степени образования.

С принятием в Республике Узбекистан Государственного стандарта образования (ГСО) для общего среднего образования, среднего специального и профессионального образования разработаны образцовые учебные программы, разные учебные планы, основанные на официальном решении проблем последовательности между видами образования.

Известно, что эти учебные программы – не только отражение тем вновь созданных учебников и содержания учебного процесса среднеобразовательных школ, академических лицеев, профессиональных колледжей, которые считаются основными звеньями непрерывного образования. Но они также и определяют объем и уровень знаний с учетом особенностей каждого из этих учебных учреждений, навыки и квалификации которых должны освоить молодые специалисты [2, с.10–11].

В последующем после школы, полученного образования необходимо достичь расширения и углубления знаний, навыков и квалификаций, приобретенных в трудовом обучении школы.

А значит, обеспечение взаимосвязи учебных программ каждого вида образования требует рассмотрения и обеспечения непрерывности и взаимосвязи системы образования, с точки зрения взаимосвязи практики и теории, основываясь на взаимосвязи видов и этапов образования, а также взаимосвязи между предметами и темами [5, с.64–65].

Целой схемой взаимосвязи и непрерывности системы образования можно комментировать и взаимосвязи трудового образования.

По нашему мнению, в вышеуказанной схеме не отражается взаимосвязь, предназначенная для предметов трудового обучения общего образования. А это оказывает отрицательное влияние на ведение учителем взаимосвязанного учебного процесса и освоение учеником учебного материала в комплексном виде. Значит, учебная программа трудового обучения общих среднеобразовательных школ не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В учебной программе:

‒ не учтены возрастные особенности учеников;

‒ нет взаимосвязи и последовательности тем;

‒ не учтены возможности содержания трудового образования.

Поэтому, учитывая развитие науки, техники и самые передовые опыты необходимо пересмотреть учебную программу по предмету трудового образования и уровень взаимосвязи и последовательности его содержания, обосновать педагогически. А также на основании программы создать оптимизированные учебные программы по каждому направлению образования и испытать их на деле.

Основная цель создания рекомендуемой программы:

‒ обеспечить взаимосвязь между видами образования, то есть между темами и главами;

‒ исходя из этой программы (не меняя последовательность тем) оптимизировать учебные часы, выделенные особым направлениям (например: технология и дизайн, основы сельского хозяйства), обеспечить взаимосвязь тем, создать инвариантную программу (оптимизированную) по упрощению и обобщению.

А создание оптимизированной программы даёт возможность обеспечения взаимосвязи предметов трудового образования, то есть позволяет полноценно освоить учебные часы, выделенные для освоения знаний по предмету.

Известно, что учебная программа, принимаемая государством в качестве нормативного документа, в определенное время отвечает социально-экономическим требованиям общества, усовершенствуется в результате новых реформ. В то же время, под воздействием внутренних и внешних факторов изменится уровень взаимосвязанности. Поэтому необходимо установить мониторинг уровня взаимосвязанности учебных программ, который является стратегическим показателем взаимосвязанности. Преимущество функциональной (инвариант) оптимизированной учебной программы в том, что она составляется на основе опорной учебной программы по определенному предмету, даёт возможность совокуплять знания, навыки и квалификации по предмету трудового образования с другими предметами, которые должны освоить ученики.

Одна группа ученых в понятии обеспечения взаимосвязанности предлагает только внутренние, то есть учитывает только взаимосвязанность между главами, темами или понятиями. Исследователи второй группы признают внешнюю (между предметами) взаимосвязанность по определенным предметам, а третья группа учитывает обеспечение взаимосвязанности теории и практики в разрезе одного предмета.

Рекомендуемая автором взаимосвязанность учебного процесса соединяет в себе все эти факторы и создаёт целостность процесса.

Обеспечение взаимосвязанности учебного процесса заранее планируется учителем, разрабатывается методика, обеспечивающаяся через модель, взаимосвязанность будущего урока. Знания этого процесса, которые необходимо обобщить и повторить, последовательно осваиваются учениками с учетом уровня их знаний.

Эффективность процесса взаимосвязана следующими факторами:

‒ обеспеченностью взаимосвязанности содержания образования;

‒ правильным определением уровня знания каждого ученика;

‒ правильным диагностированием психического состояния каждого ученика;

‒ специальной подготовкой учителя для каждого ученика;

‒ умением заинтересовать учеников предметом;

‒ педагогическим мастерством учителя и его работа над собой;

‒ ведение мониторинга личных знаний каждого ученика[1, с.31].

Взаимосвязанность в качестве своеобразной тенденции образования входит в ряд многогранных понятий. Её нельзя обеспечить только применением в особом содержании или процессе образования. Определив в памяти и мышлении ученика последовательность взаимосвязанных знаний по определенному предмету, можно судить о применении этих знаний на практике.

В педагогических словарях понятие «связи между предметами» объясняется как взаимное соотношение учебных программ. В процессе образования связь между предметами активирует учебно-познавательную деятельность.

И. Е. Лернер и М. Н. Скаткин утверждают, что структура учебного плана, основанная на предметах, порождает опасность освоения в сознании ученика раздельно друг от друга. Знания одного предмета — от знаний по другому предмету, навыки и квалификации, полученные по одному предмету, от сформированных по другому предмету, специальных навыков и квалификаций [3, с.78].

И поэтому учебный процесс предусматривает целенаправленное к освоению межпредметных связей управление. Такое управление выполняется программными указаниями, содержанием учебников с деятельностью учителя.

В исследованиях M. И. Maxмутова и В. С. Безруковой впервые приводится комплекс тенденций, таких как: единство образования и воспитания, выполняющих взаимосвязь общего и профессионального образования, мотивации, проблемность, ориентация на профессию, политехнизм, последовательность знаний, взаимосвязь предметов.

Имеет важное значение:

a) связанность между объектами, рассматриваемыми в разных учебных предметах;

б) связанность между однородными теориями и законами;

в) связанность между методами исследований и практической деятельностью учеников;

г) связанность между физическими закономерностями и философскими понятиями;

д) связанность расчетно-измерительного и графического характера;

e) связанность в информатике и знаниях о расчетной технике;

ж) взаимосвязь педагогических, психологических и философских знаний, а также между образовательно-воспитательными методическими способами и методами[4, с.9].

Для устранения имеющихся недостатков рекомендуется нижеследующее: обеспечить взаимосвязанность в ГСО каждого вида образования, обеспечить взаимосвязанность звеньев непрерывного образования, для этого необходимо проводить семинары и конференции с участием педагогов-звеньев всех видов образования. Также потребуется пересмотреть учебные планы и программы общеобразовательных предметов по всем направлениям учебных учреждений, создать качественные интегративные учебные программы по разным предметам. Для этого нужно создать творческие группы, состоящие из служащих всех учебных учреждений, обеспечить взаимосвязанность среднего специального, профессионального образований и классификаций по специальностям высших учебных учреждений; обосновать точные правила, отражающие процессуальные и содержательные свойства взаимосвязанности в образовании и т. д.

Автор предлагает обратить внимание на обеспечение взаимосвязанности в учебной программе. При этом необходимо, чтобы учитель трудового образования не только хорошо знал свой предмет, но и все предметы общего образования в школе.

Литература:

  1. А. Р. Жураев. Выбор оптимизированного содержания трудового образования и методика его обучения (5A112101 — Методика трудового обучения).Диссертация. Ташкент 2014 г. 110 стр.
  2. НишоноваM. M. Некоторые проблемы обеспечения взаимосвязи общеобразовательных предметов учебных программ. Профессиональное образование — Ташкент, 2000. № 4. 10 -11.стр.
  3. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986 г. 152с.
  4. Махмутов М. И., Безрукова B. C. Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в среднем профтехучилище. Сб. науч. тр.: Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся средних ПТУ. М:. 1983 г.с 4–21.
  5. Толипов У. К., Чориев Р. К. “Непрерывность между видами образования и их структурирование” «Актуальные задачи усовершенствования процесса образования” Материалы республиканской научно- практической конференции. T., 2004 г. стр. 64–65.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle