Библиографическое описание:

Шарапов Н. А. Влияние системы «Платон» на логистику в стране // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 134-137.



В данной статье рассматривается вопрос о влиянии системы «Платон» на логистику в стране. Особое мнение уделяется рассмотрению ситуации со стороны государства и водителей. Показано, как дальнобойщики относятся к сбору, и как на них он сказывается. По мнению автора, отмена налога вряд ли последует, скорее всего, будет произведено изменение тарифов.

This article discusses the impact of the «Platon» logistics in the country. Dissenting opinion is given to the situation of the state and drivers. It is shown how truckers are collecting and how it affects them. According to the author, the abolition of the tax is unlikely to be followed, is likely to be produced by a change in tariffs.

Ключевые слова: сбор, налог, система, платон, машина, грузовик, фура, товар, грузооборот, водитель, тенденции, Российская Федерация, митинг, логистика, недовольство, протест, тариф, проблемы.

Keywords: collecting tax system, pl aton, car, truck, van, goods, cargo turnover, the driver, the trends, the Russian Federation, meeting logistics, discontent, protest, tariff issues.

Поток машин движется очень медленно. Целый конвой фур едет с маленькой скоростью, затрудняя движение. На обочине горят покрышки, обволакивая голубое небо дымом. Не знающий человек, возможно, удивится, что творится на дороге. А это протест против системы «Платон», которая была введена 15 ноября. Что же такое система «Платон»? Система взимания платы «Платон» (далее — «Система») создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. [2]. Система устанавливает плату для фур с разрешенной максимальной массой более 12 тонн за проезд по трассам федерального значения: по 1,53 рубля за километр (изначально правительство установило тариф 3,73 рубля). Реализация масштабной системы взимания платы с водителей было решено в форме концессии. С частной компанией «РТ-Инвест транспортные системы» Росавтодор заключил соглашение о разработке данной инфраструктуры. В соглашении говорится о том, что «РТ-Инвест транспортные системы» строит всю систему за свой счет, используя ее в последующие 13 лет, после этого права передаются государству. Деньги, которые она будет собирать, будут перечисляться в бюджет. Ожидается получение 1 триллиона рублей за 13 лет. Бюджет будет выплачивать РТИТС ежегодные вознаграждения в размере 10,6 миллиардов рублей. РТИТС на 50 процентов контролируется Игорем Ротенбергом (сын Аркадия Ротенберга).

Дальнобойщики не согласились с такими условиями, так как посчитали, что это им не по карману, и начали организовывать шествия против этого сбора, которые вспыхивают по всей стране уже в течение месяца.

В последний месяц эта тема очень актуальна в нашей стране. Ведь от ее исхода зависит не только изменение ситуации на логистическом рынке, но и изменение себестоимости перевозимой продукции. Тема широко обсуждается и тиражируется многими СМИ. РБК, Ведомости, Известия, Lenta, Meduza, LifeNews, BFM, ГазетаРу, Коммерсантъ широко изучают данную проблему.

Что же движет дальнобойщиками и насколько правильные их действия? И как данная система может повлиять на состояние транспортных перевозок и на изменение цен на перевозимые продукты? Именно это я и хочу рассмотреть.

Логистика — это инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств, контроля и регулирования движения материальных и информационных потоков в производстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. [4]

2002

2004

2006

2008

2010

2012

2014

Транспорт- всего

Желознодорожный

1510

1802

1951

2116

2011

2222

2301

Автомобильный

167

182

199

216

199

249

247

Трудопроводный

2100

2413

2499

2464

2382

2453

2483

Морской

112

66

62

84

100

45

32

Внутренний водный

84

92

87

64

54

81

72

Воздушный

2,7

3,0

2,9

3,7

4,7

5,1

5,2

Это определение очень хорошо описывает суть логистики, а точнее логистических компаний- достижение целей с помощью снижения затрат и удовлетворения потребителя. Что это обозначает? Компании хотят минимизировать издержки на перевозки, но при этом, чтобы их услуги удовлетворили клиента, который, позже, возможно, обратится еще раз к услугам этой компании. Среднестатистический клиент хочет при минимальных затратах, получить груз вовремя. Автомобильные перевозки занимают не маленькую часть в грузообороте по видам транспорта в Российской Федерации [3]. С каждым годом грузооборот падает, но при этом обгоняет морской, внутренний водный и воздушный, уступая лишь железнодорожному транспорту, который стремительно растет, в связи с расширением железнодорожных путей и обновления старых. Это говорит о том, что имея не малый процент в транспортных перевозках, это проблема может повлиять на рынок в целом.

Для чего вообще был введен этот сбор? Для дополнительных сборов в бюджет, средств которого, по утверждению властей, не хватает на капитальный ремонт дорог. По подсчетам правительственных экспертов, наибольший ущерб дорогам наносят грузовики массой более 12 тонн: проезд одного такого автомобиля равен износу полотна от проезда примерно 20 тысяч легковых машин.

Мнения дальнобойщиков разделились: одни говорят, что у Платонов еще есть -проблемы, можно нарваться на штраф из-за сбоя в системе, другие говорят, что не готовы платить ни копейки, третьи готовы платить, но не по таким тарифам. Кто-то готов платить, но здесь и скрывается большая проблема. Продукт не был готов, он был «сырым», то есть при особом желании не было возможности полностью воспользоваться функционалом данной системы.

Очень интересной является запись разговора представителя одной транспортной компании с колл-центром. [7] Разговор происходил 11 ноября, за 4 дня до ввода системы. Представителя интересовал вопрос, когда им будут доступны бортовые устройства «Платон». Ответа он не получил, консультант повесил трубку. Перезвонив, ему было предложено ездить посредством маршрутной карты- документ, формируемый на основании данных о планируемом маршруте. То есть водитель должен держаться только заданного маршрута и не съезжать с него, в противном случае за это придется заплатить штраф. Но маршрутные карты не подходят ко всем особенностям работы перевозчиков, не всем они будут удобны, маршруты логистических компаний меняются в режиме онлайн или круглосуточно, по несколько точек выгрузки-загрузки в течение дня меняется. К примеру, при доставке груза в Нижний Новгород, водитель на обратном пути будет пустой, но вдруг появляется новый заказ из Чебоксар по тому же маршруту, проблема решена, но с маршрутной картой такое невозможно. Из-за этого компании понесли денежные потери в связи с тем, что им не были выданы бортовые устройства.

29 ноября глава Росавтодора выложил видеообращение к дальнобойщикам, в котором говорит о пользе системы «Платон» для дорог страны. [8] Они предполагают собрать в следующем году 39 миллиардов рублей и направить эти деньги на конкретные проекты. Он утверждает, что 1,53 руб почти не увеличит цены в магазинах. На примере груш, он показывает, что в общей доставке, себестоимость груши увеличивается всего лишь на 30 копеек на килограмм груш. Кажется мало? Но нет. Дальнобойщик Александр *** дал интервью BBC в котором, рассказал о введении «Платона» и как он повлиял на его бизнес. Александр занимается перевозками уже шесть лет, и он взял в лизинг три машины с прицепами. Совершая свою деятельность законно, не обманывая при этом своих клиентов и водителей (сменил за все время больше тридцати).

Чтобы машина окупила себя, рассказывает Александр, в месяц она должна пройти 15–20 тыс. километров. За переброску груза из Москвы в Самару можно заработать 40 тыс. рублей (он отмечает, что в последнее время ставки даже немного понизились), обратно берется попутный груз, за который можно выручить 12 тыс. Итого 52 тысячи за рейс туда-обратно. Почти половина этой суммы уходит на топливо. 52 тыс. минус 24 тыс. = 28 тысяч. Рейсов за месяц машина накатывает максимум 7, поскольку много времени уходит на обслуживание, ремонт, иногда происходят задержки с отправлением груза и так далее. 28 умножаем на 7, получаем 196 тыс. рублей. Из этой суммы вычитается ремонт и резина (50 тыс.) и выплаты по лизингу (70 тыс. за тягач и прицеп). Остается 76 тыс. рублей.

Далее следует зарплата водителя, которая сейчас составляет около 40 тыс. рублей в месяц. Итого имеем 36 тыс. рублей прибыли. Но в уме надо держать также расходы на штрафы и поборы сотрудников ДПС (до 5 тыс. в месяц). Кроме того, ежеквартально до 2 тыс. рублей уходит на единый налог на вмененный доход и раз в год около 40 тыс. уходит на транспортный налог.

Теперь посчитаем, сколько фура, преодолевающая 15 тыс. км в месяц, должна отчислять системе «Платон» по тарифу 1,53 рубля за 1 км. Производим соответствующую калькуляцию и получаем 22,9 тыс. рублей. То есть из 36 тыс. прибыли надо отнять 22,9 = чуть больше 13 тыс. рублей.

Александр, подсчитывавший свои расходы по изначальной ставке 3,73 рубля, вычислил, что будет уходить в минус, и вышел из бизнеса еще до 15 ноября, когда «Платон» заработал.

Дальнобойщики, считающие себя обворованными от сбора, протестуют уже продолжительное время. Они хотят полной отмены налога. Водители просто не понимают, зачем им нужно платить несколько раз. Они и так платят акцизы на топливо и транспортный налог. Дороги же строятся не только для легковых машин, есть ГОСТы и нормы, допускающие проезд грузовика полной массы до 40 тонн, утверждает Сергей Волощук, член профсоюза водителей-дальнобойщиков.

Что делают водители, чтобы решить эту проблему? Свое недовольство водители начали проявлять в первых числах ноября, создав затор на нескольких трассах. Акция помогла добиться снижение цены до 1,53 рубля за километр (изначально 3,73 рубля). Дальнобойщики хотели полной отмены налога. «На ремонт трасс и так должны идти деньги с транспортного налога и топливных акцизов — зачем третий сбор?» -говорят участники акции. Некоторые водители не против этого налога, но им нужны гарантии, что деньги будут уходить на ремонт автодорог, а не пропадать «непонятно где».

Большинство протестующих- индивидуальные предприниматели, у которых один грузовик в собственности. Вот для них это большая проблема. Сборы или штрафы — нет разницы. Это большие деньги, которые ставят существование их бизнеса под вопросом. Это большая масса, у которой нет четкого плана для всех, одни митингуют у офисов РТИТС, другие отказываются ездить в определенных направлениях, кто-то перекрывает дороги. Но чаще всего протестующие едут большой колонной с маленькой скоростью, не больше 10 километров в час, тем самым создавая большие многокилометровые пробки, при этом они не нарушают правила. Данными протестами им удалось добиться снижения штрафов. Чтобы решить проблему с координацией водителей, был создан сайт. В нем можно координировать все протесты. Главной целью являлась Москва, к которой тянулись фуры со всех краев Российской Федерации. Дальнобойщики добились снижения штрафов. Раньше стоимость штрафа составляла 500 тысяч рублей. Теперь за первое нарушение придется заплатить 5 тысяч рублей, при повторном правонарушении, штраф будет удвоен.

15 декабря вступил в силу закон, который снижает штраф за проезд без оплаты с 450 тыс. рублей до 5 тыс. рублей. Но этот закон не решает основную проблему- плату за использование дорог, она сохранилась. [5] Отмены «Платона» вряд ли последует. Ведь за первые 5 дней система принесла государству компании 191 миллионов рублей [6], а по итогам двухнедельной работы 500 миллионов. Компании покрупнее попытаются смириться с новыми сборами, если капитал позволяет. Но частники и маленькие фирмы, возможно, продолжат митинги и массовые перекрытия дорог, ведь, в основном, весь груз ложится на их плечи, на кону их бизнес. Как вообще простые граждане относятся к этой ситуации? Левада-центр провел опрос, в котором спросил у москвичей об отношении к протестам дальнобойщиков. Результаты центра говорят о том, что дальнобойщиков, которые протестуют против системы «Платон», поддерживают 71 % москвичей. [1] Вот как описывает эту ситуацию социолог, представитель Левада-центра Гончаров Степан: «Дальнобойщики — эта категория населения, которая большинством воспринимается как «свои». И их проблемы люди записывают на свой счет». Пойдут ли на уступки перед дальнобойщиками? Все зависит от напряженности ситуации, и будут ли продолжаться митинги по России. Какие минусы принесет введение «Платона» в перспективе? Транспортные перевозки возрастут в цене. В связи с этим повысятся цены на перевозимые продукты, и мы будем покупать товары в магазинах по большей цене, получается, расплачиваться за все будем мы, простые покупатели. Крупногабаритные фуры приносят вред, разрушая дороги, и для профессиональных перевозчиков дорога- основа бизнеса. Но кто платит за сохранность дорог, на которые уходит большая часть дорожных расходов бюджета? Налогоплательщики, то есть, народ. Получается «Платон» поможет в будущем в развитии транспортной инфраструктуры (постройка новых дорог, мостов), но, возможно, это скажется на простом населении.

Литература:

  1. Москвичи о протестах дальнобойщиков [Электронный ресурс]// Levada.ru: российская негосударственная исследовательская организация. 9 декабря 2015 г. URL:http://www.levada.ru/2015/12/09/moskvichi-o-protestah-dalnobojshhikov/ [дата обращения 10 декабря 2015 г.]
  2. О системе «Платон» [электронный реcурс]//platon.ru: Система взимания платы. Ноябрь 2015 URL:http://platon.ru/ru/about/ [дата обращения: 3 декабря 2015 г.]
  3. Основы логистики | Под редакцией д-ра экон. наук, проф. Б. А. Аникина, д-ра экон. наук, проф. Т. А. РОДКИНОЙ/ 339 стр. 2012 г.
  4. Официальная статистика. Грузооборот по видам транспорта по Российской Федерации [Электронный ресурс]// gks.ru: федеральная служба государственной статистики. 2014 г. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/# [дата обращения: 3 декабря 2015 г.]
  5. Притормозили. Александр Потемкие. [Электронный ресурс]//expert.ru: Деловой общенациональный аналитический ресурс. 15 декабря 2015 г. URL:http://expert.ru/2015/12/15/shag-na-meste/
  6. Система «Платон» за 5 дней собрала с грузоперевозчиков 191 млн рублей [Электронный ресурс] //ria.ru: информационное агентство. 21 ноября 2015 г. URL:http://ria.ru/economy/20151121/1325558941.html [дата обращения: 21ноября 2015 г.]
  7. Система Платон не готова — плата с грузовиков свыше 12 тонн за красивые слова. Radi Vsehnas [Видео ресурс]// YouTube.com: видеохостинг.,11 нояб. 2015 г.,
  8. URL:https://www.youtube.com/watch?v=L_rKfwAK6a4 [дата обращения: 5 декабря 2015 г.]
  9. Федеральное дорожное агентство Росавтодор. «Глава Росавтодора — про Платон. Обращение к дальнобойщикам!» [Видео ресурс]// YouTube.com: видеохостинг. 29 нояб. 2015 г., URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z-acErp0r38 [дата обращения: 5 декабря 2015 г.]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle