Библиографическое описание:

Гладких Е. Платные дороги в России // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 33-38.



В статье раскрыты основные аспекты формирования платных дорог. Обоснована актуальность внедрения такого рода проектов, как платные дороги для развития рыночных отношений. Качество дорог влияет как на социальную, так и на экономическую эффективность — позволяет сократить затраты в цепях поставок за счет обеспечения доставки «точно в срок». Также поднимается тема платных дорог в странах Европы, выявлены основные тенденции развития.

This article describes some aspects of road taxing. The relevance of the introduction of such a project is substantiated. The quality of roads affects both the social and economic efficiency — reducing costs in the supply chain by ensuring the delivery of «just in time». The article deals with the topic of toll roads in Europe, and identified the main trends of development. In conclusion, I described my view of the issue of toll roads in Russia, as well as possible ways of development.

Ключевые слова: платная дорога, дорожная сеть, цепи поставок, транспортировка, финансирование, логистический оператор.

Keywords: toll road, the road network, supply chain, transportation, financing, logistics operator.

Актуальность темы исследования.

Автомобильные дороги являются показателем благосостояния государства. А сети автомобильных дорог являются одним из системообразующих звеньев экономических систем практически всех государств мира. Высокая капиталоемкость дорожных сетей и косвенный механизм окупаемости в условиях дефицита бюджетных ресурсов становится серьезным вызовом для правительств многих стран. В нашей стране проектные характеристики автомобильных дорог в большинстве своем не соответствуют современным условиям интенсивности дорожного движения, а тем более перспективным требованиям.

Эффективность функционирования дорожного хозяйства, а также его устойчивое развитие предопределяют экономический подъем, обеспечивают целостность и национальную безопасность страны, повышают уровень и условия жизни населения [3].

Сегодня российская экономика находится в нестабильном состоянии и нуждается в государственных дорожных реформах, учитывающих воздействие дорожной отрасли на экономические и социальные процессы в стране. Необходимо рассмотреть и проанализировать возможность применения опыта зарубежных коллег. Встает острая потребность привлечения негосударственных инвесторов в эту отрасль, учитывая, что именно в этот период значительно сокращается финансирование дорожной отрасли государством.

Проанализировав схему, можно сделать вывод, о том, что в федеральном бюджете на 2013 год объем финансирования дорожного хозяйства почти на 10 % был меньше, чем в 2015 году [6].

Основной целью данной статьи является анализ плюсов и минусов, платных дорог России, освещение сути создания платные дорог, а также анализ последних публикаций относительно этой темы.

Говоря о платных дорогах, стоит разобраться, что именно подразумевается под этим понятием. Платная автомобильная дорога — автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе [8]. Недостаток государственного финансирования, таким образом, предопределяет создание платных автомобильных дорог. Данная форма оплаты вводится с целью покрытия расходов на строительство и содержание дороги. Однако стоит отметить, что в странах с большим опытом строительства платных дорог, так же уже функционируют платные мосты и туннели. Например, в Великобритании это туннель под Темзой (Дартфорд тоннель, M25, £ 1,50), туннель под рекой Мерси (Ливерпуль, 1,40 фунта), мост Королевы Елизаветы II (M25, £ 1,50), Северный мост (автомагистраль M48 на запад, 5,4 фунта). А в Германии платными являются два подводных тоннеля — Warnow Tunnel около Ростока и Herren Tunnel около Любека.

В России еще нет такого опыта, но возможно в скором будущем это дойдет и до нас.

Одной из проблем, которую я хочу осветить в этой статье, является возврат затрат на строительство дорог и благоустройство придорожных территорий.

Изыскание дополнительных источников финансирования строительства новых автомобильных дорог, а также ремонта, реконструкции и содержание существующей сети, является одной из важнейших государственных проблем не только России, но и высокоразвитых стран.

У наших иностранных коллег основной задачей при финансировании строительства автомобильных дорог является полное покрытие расходов за счет налогообложения транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Извлеченные средства не используются на другие статьи государственных расходов. А в том случае, если доходы, получаемые за счет государственного налогообложения, не способны покрыть расходы, то финансирование проектов, связанных с техническим состоянием и строительством дорог, осуществляется за счет взимания платы за проезд у участвующих в дорожном движении транспортных средств. Благодаря соответствующим ставкам налогов на нефтепродукты и автомобильный транспорт, формируются дорожные фонды на уровне правительственных местных органов власти. [5]

Говоря о том, нужны ли России платные дороги, стоит отметить, что стране необходимы скоростные дороги. В первую очередь, дороги, по которым быстро и безопасно будут перемещаться грузы и пассажиры.

За оплату участка дороги пользователь получает дополнительные услуги, связанные с тем, что движение по этим дорогам безостановочное, отсутствует пересечение в одном уровне, устранены возможные выезды тихоходной техники.

Разберемся за счет чего или кого строятся платные дороги, чтобы понимать, на что рассчитана прибыль от их пользования.

Реализация этих дорог происходит с использованием механизмов государственно — частного партнерства [4]. Как показывает практика, эти дороги и строились как в России, так и за рубежом в тот период, когда был дефицит государственного бюджета на развитие инфраструктуры. Государство приглашает частных инвесторов участвовать в строительстве платных дорог. Эти же частные компании занимаются благоустройством придорожных территорий — построением заправок, торговых центров, так как сейчас этими территориями никто не занимается.

Затем с течением определенного периода времени, инвестор возвращает вложенные инвестиции, за счет той прибыли, которая формируется.

Но, вот, сколько должно быть таких дорог? У правительства арифметика следующая — всего федеральных автомобильных дорог порядка 50 тысяч км. В рамках десятилетней программы, платными будут делать 1622 км, в долгосрочной перспективе этих дорог может оказаться около 18 тысяч при сумме федеральных дорог около 300 тыс.км. [6]

Фактически платных дорог не должно быть много. Они должны находиться только между пунктами перемещения транзитных потоков транспорта, то есть это будут международные транспортные коридоры, обеспечивающие быстрое грузоперемещение между точками экономического роста, или территориями, которые начинают испытывать бурный экономический рост.

Ниже схематично приведены примеры трасс, где взимается плата за проезд на сегодняшний день.

Это участки следующего назначения:

  • Отрезок трассы М-4 «Дон» в Московской области с 48 по 71 километр,
  • Участок той же трассы М-4 «Дон» в Липецкой области между с. Хлевное и г. Задонск,
  • Несколько отрезков в Псковской области: от г. Остров до д. Убылинка, с. Старый Изборск — Куничина гора, дорога от с. Опочка до с. Долосцы, а также от города Невель до поселка Усвяты.
  • Дорога участка Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга (пересечение с кольцевой автодорогой — ул. Благодатная).
  • Участок трассы «Алтай — Кузбасс». [1]

Соответственно от некачественных дорожных покрытий страдает, прежде всего, перевозчик. Надо заметить, что транспорт экспедитора, может испытывать определенные технические трудности при передвижении на некачественной дороге, так как осуществляет перевозку крупногабаритных грузов; во много раз возрастает ответственность за перевозимый груз. Грузоперевозчик, как уже было отмечено, отвечает за груз в рамках его транспортировки, то есть в течение того периода, пока действует договор между перевозчиком и грузоотправителем. [7]. Этим договором в обязательном порядке предусмотрено, что перевозчик гарантирует безопасность перевозки груза, а также его доставку в пункт назначения по условиям договора. В случае если возникают проблемы с качеством дороги, то выполнение данного пункта договора становится все более проблематичным. Следовательно, и логистические операторы заинтересованы в качественном дорожном полотне, которое значительно облегчит перевозку.

Следующей проблемой выступают временные рамки. Россия — страна с протяженными границами. Поэтому маршруты, по которым перевозчики осуществляют транспортировки, достаточно обширны и на перевозку с одного конца страны на другой уходит достаточно времени. Многие операторы стремятся сократить время за счет использования альтернативных путей сообщения. Но если в европейских странах существует довольно много платных участников дорожно- транспортной сети, и выбрать альтернативный вариант значительно проще, то в России такого рода коммерческих элементов немного, а это уже обусловливает актуальность применения данного технологического решения в российских условия [7].

Наряду с этим существует и один большой минус — возрастут затраты на сами услуги логистических операторов России, и многие клиенты могут просто не согласиться на большие суммы затрат в связи с их ростом на перемещение груза по платным дорогам России.

Тоже может произойти и с автовладельцами.

По этой статистике, трассы рискуют оказаться никому не нужными. Потому что по действующему законодательству, если какой-то участок является платным, то обязательно должен быть предусмотрен бесплатный объездной участок [9]. А теперь представим, что если 1000 или полторы тысячи километров дороги м4 постоят платными, то успеют ли за год построить столько же бесплатной? Скорее всего, нет! И возможно в следующем году начнутся стихийные акции протеста против введения платы за проезд по этим дорогам.

Именно такая реакция у водителей большегрузов на новый закон о платных дорогах (для тс от 12тонн).: «Стоимость проезда по федеральным трассам уже определена — 3,7 руб. за километр, взимать плату начнут с 1 ноября этого года». В противовес этому решению большинство дальнобойщиков уже подписали Петицию о платных дорогах «Пересмотр стоимости за проезд по федеральным дорогам в меньшую сторону, а именно до 64 коп./км.» [2]

Все же, такой факт, как создание платных дорог уже существует, и можно сказать, достаточно успешно. Следовательно, необходимо рассмотреть способы оплаты и насколько это удобно в сравнении с иностранными проектами такого характера.

Оплата взимается только на специальных оборудованных пропускных пунктах. И ее можно произвести тремя способами — наличными (либо банковская карта), смарт-карта или же при помощи транспондера. Наличными или банковской картой оплата вносится непосредственно кассиру, и, получив чек, водитель может продолжить движение по трассе после подъема шлагбаума и включения разрешающего сигнала светофора. А на некоторых участках уже появились пропускные пункты для бесконтактной оплаты — по транспондеру. Это значительно экономит время и позволяет избежать заторов. Но для возможности такой оплаты необходимо оборудовать автомобиль специальным устройством. Для тех, кто регулярно ездит по платным участкам, такой вариант оплаты наиболее удобен и рационален. Оплачивая проезд по платной дороге, водитель получает чек за разовый проезд или талон одного из двух типов: на определенное количество поездок, либо действующий определенное время на несколько поездок.

Данная схема у нас в стране достаточно ясна и эффективна.

Тем не менее, хотелось бы сравнить с тем, как это происходит в странах Европы.

В странах, где взимается дорожный сбор, подтверждением оплаты служат этикетки, наклеенные на внутренней поверхности лобового стекла. Они продаются в приграничных пунктах обмена валют или заправках и называются либо стикерами (от англ. sticker), либо виньетами (от франц. vignette). Выглядят, как обычные маленькие наклейки. При транзите, чтобы не менять деньги и не тратить время — удобно рассчитываться за виньеты пластиковой карточкой. В зависимости от страны клеятся в определенную часть лобового стекла. Часть наклейки клеится на стекло, а другая часть сохраняется отдельно, с обязательным условием написания номера своего автомобиля.

Для удобства сравнения проезда по платным дорогам в Европе представлена таблица по нескольким странам с необходимыми данными.

Виньетка — оплата за определённый промежуток времени (неделя, месяц, год). Специальная оплата — оплата тоннелей, мостов, паромов. За участок дороги — оплата в зависимости от пройденного расстояния.

Проезд по платным дорогам в странах Европы

Страна

Специальная оплата

За участок дороги

Виньетка

Место приклеивания

Плата не предусмотрена

Финляндия

+

Словакия

+

Правый верхний угол

Чехия

+

Правый нижний угол

Украина

+

Словения

+

Левый верхний угол

Австрия

+

+

Центр лобового стекла

Россия

+

Эстония

+

Италия

+

+

Испания

+

+

Болгария

+

+

Правый нижний угол

Рассмотрев оплату проезда по платным дорогам некоторых стран Европы можно решить, что именно будет удобнее русскому автовладельцу, только применив новшества на практике.

Готовы ли россияне платить за проезд?

Всего в мире построено около 3 млн км дорог. Из них на платные трассы приходится 140 тыс км. Цена вопроса в каждой стране своя. Вообще на стоимость проезда по дороге обычно влияет стоимость самой дороги: если на трассе полно мостов и тоннелей, то даже за несколько километров надо будет заплатить ощутимую сумму. Средняя стоимость за проезд по платным дорогам составляет 15 центов за км, в Калифорнии 57 центов. Дорого ездить в Австралии — 1 км может стоить 80 центов. По сравнению с мировыми расценками, российские дороги обойдутся очень дешево — при учете 2х рублей — около 3 центов за км. Вроде немного, но с учетом наших расстояний получаются неадекватные суммы. В связи с этим фактом, только 24 % россиян готовы платить за платные дороги. Половина россиян не будут вносить плату за проезд, ни при каких обстоятельствах.

Как сообщила пресс-служба Автодора участок трассы М11 Москва-Санкт-Петербург с 15 по 58 километр от Москвы до Солнечногорска с 23 ноября стал платным. Максимально за проезд от МКАД до Солнечногорска придется заплатить 600 рублей. Первые автомобилисты, воспользовавшиеся платным участком трассы М11, уже возмущаются завышенной ценой на проезд, неубранным с дороги снегом, отсутствием АЗС, а также многокилометровыми пробками, которые образовались перед пунктами взимания платы или на альтернативных бесплатных участках. Для тех, кто собирается ездить по данному участку каждый день, другого варианта, как купить транспондер, просто не существует. Само устройство бесплатно, но вы должны сразу положить на счет 1000 рублей. А каждый месяц со счета, даже если вы не ездите по платному участку, будет списываться по 50 рублей в качестве абонентской платы.

Выводы и рекомендации

Создание платных дорог качественным образом повлияет на решение задачи безопасного движения, сокращения времени переезда между населенными пунктами, а также транспортировки товаров и услуг «точно в срок», поскольку на сегодняшний день реализация проектов платных автомобильных дорог осуществляется, прежде всего, с целью «разгрузки» наиболее оживленных автомагистралей.

Рассматривая реализацию проекта строительства платных дорог, необходимо отметить неблагоприятную тенденцию влияния русского менталитета на решение проблем государственного значения. Имеется в виду недофинансирование проектов, которое ведет к срывам сроков их реализации. В качестве рекомендации в этом случае, я бы обратила внимание на возможность обеспечения инвестициями в объемах, значительно превышающих возможности федерального и региональных бюджетов.

Что касается влияния платных дорог на транспортно-логистические операции, то можно отметить, что данный процесс является довольно противоречивым. С одной стороны, качество услуг логистического оператора значительно повысится за счет своевременных доставок и сохранности груза. Но есть и главный минус — в связи с ростом финансовых расходов на осуществление транспортно-экспедиционных услуг, прогнозируется отток клиентов и снижение дохода перевозчика.

В любом случае, развитие сети автомобильных дорог путем строительства новых, реконструкции или достройки действующих дорог является положительной тенденцией, при которой страна значительно поднимется на новый уровень.

Литература:

  1. АвтоСалонРу [Электронный ресурс] Режим доступа http://avto-slon.ru/blog/7-glavnykh-voprosov-o-platnykh-dorogakh-v-rossii
  2. АвтоТрансИнфо [Электронный ресурс] Режим доступа http://ati.su/Media/News.aspx?HeadingID=1&ID=72983&PageSize=131
  3. Афанасьева, Н. В. Логистические системы и российские реформы. — СПб.: СПбУЭФ, 2009. — 379 с.
  4. Виллисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект //Власть. — 2006. — № 7. — С.13.
  5. ГК «Автодор» подводит итоги //Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Автомобильные дороги» № 1 (974) Январь, 2013. С. 16–17
  6. Государственная компания Автодор [Электронный ресурс]// Режим доступа http://www.russianhighways.ru/
  7. Жильцов С. В. Вестник МГОУ. Серия «Экономика». № 4 / 2013
  8. ФЗ «О платных автомобильных дорогах» Проект N 418503–4// Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/902038009
  9. ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Статья 37. Обеспечение альтернативного бесплатного проезда транспортных средств

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle