Библиографическое описание:

Степнов А. Навигация и картографические сервисы в логистике // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 108-112.



Данная статья содержит в себе информацию по влиянию картографических сервисов на логистику, и изменению ее с приходом данных сервисов в массовое пользование. А также, поможет понять сущность картографических сервисов, их развитие и влияние на транспорт и другие сопряженные элементы.

Ключевые слова: Логистика, оптимизация, картографические сервисы, электронные карты, цифровые карты.

Abstract: This article contains information on the effect of map services, logistics, and change with the advent of data services in the market. And also, will help to understand essence mapping services, their development and impact on transportation and other associated elements.

Key words: logistics, optimization, map services, electronic maps, digital maps.

Первые дороги в мире стали появляться около 6000 лет назад. Актуальность, как дорог, так и автомобильного транспорта в целом не спадает на протяженности всего этого периода. Во все времена требовалось доставлять караваны, конвои и другие снабженческие единицы от точки A до точки B. Всего каких-то 50 лет назад построение маршрута выглядело как сложный математический процесс с набором формул. Измерений и других видов вычислений. Так же, этот процесс включал в себя такие пункты как: общую дистанцию, возможность остановки (если требовалась дальняя перевозка), расчет топлива, дополнительный или объездной маршрут. Все это занимало большое количество времени, требовало внимательности к деталям, знаний в разных сферах, таких как: география, экономика, требовало математической точности. Данными операциями занимался специальный отдел (зачастую несколько), результатом работы этой группы был спланированный маршрут, учитывающий множество факторов, начиная от погодных условий и заканчивая расходом бензина той, или иной единицей.

К концу XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную и снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Что повлекло за собой компьютеризацию всех процессов и некоторое усложнение ее структуры. В наше время, процесс подсчета и других массивных вычислений упрощен и скрыт от наших глаз под удобным интерфейсом.

Виртуальные карты представляют собой динамическую визуализацию цифровых карт при помощи видеомониторов и соответствующего программного интерфейса. Применение карт вообще и в логистике в частности вызвано необходимостью повышения эффективности использования информации.

Слои являются видом картографических моделей, которые построены на основе типизации и объединения пространственных объектов или набора данных, имеющих какие-либо общие свойства или функциональные признаки. Такими свойствами могут быть: принадлежность к одному типу пространственных объектов (жилые здания, подземные коммуникации, административные границы и т.д.); отображение на карте одним цветом; представление одинаковыми графическими примитивами (линиями, точками, полигонами), что не может не помочь в логистике.

Многослойная организация электронной карты при наличии гибкого механизма управления слоями позволяет объединить и отобразить не только большее количество информации, чем на обычной карте, но существенно упростить анализ картографических данных путем селекции данных, необходимых для текущего рассмотрения, и применения механизма "прозрачности" электронной карты. Электронные карты как модели картографической информации относятся к классу динамических моделей, но они могут создаваться в двух режимах: в режиме разделения времени (например, электронные атласы) - аналоги обычных карт и в режиме реального времени (навигационные системы).

В логистике их сегодня используют в основном во втором режиме, поскольку стремление повысить экономическую эффективность дистрибьюции и работать с товаром без промежуточных складов, прямо с колес делает весьма актуальным этот режим. С его помощью можно в пространстве и времени следить за процессом товародвижения, посредством спутниковой связи, оценивать соответствие текущей ситуации запланированной и принимать решения по устранению отклонений от плана.

В 21 веке картографические приложения способны визуализировать и выдавать результат, удовлетворяющий запрос пользователя. Режимы реального масштаба времени накладывают повышенные требования к вычислительным ресурсам таких систем, а именно к компактности оборудования в сочетании с высоким быстродействием.Электронные карты в определенном смысле подобны справочникам, которые должны храниться в библиотеках (банках данных), содержать подробную информацию, занимать минимальный объем и быть всегда доступными. [1]

Современные электронные карты используют набор возможностей мультимедиа, что придает им большую выразительность и наглядность по сравнению с обычными картами и дает преимущество в оптимизации цепей поставок.

Карты Google. Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса). С сервисом интегрирован бизнес-справочник и карта автомобильных дорог, с поиском маршрутов, охватывающая США, Канаду, Японию, Гонконг, Китай, Великобританию, Ирландию (только центры городов) и некоторые районы Европы, в том числе и некоторые города в России. Пользователи, в частности, могут просматривать фотографии крупных европейских городов, населенных пунктов Австралии и пр. Например, через Google Maps можно с высоты рассмотреть Москву, Лондон, Париж, Сидней и т.д.
Изображения можно сдвигать влево, вправо, вверх, вниз, уменьшать или увеличивать масштаб, а также быстро возвращаться в исходную точку, с которой начался просмотр.

Проект Яндекс.Карты предлагает вам ознакомиться с картами России, Европы и нескольких крупных российских городов. Карты являются интерактивными: пользователь может масштабировать карту, измерять расстояние между различными точками, получать справку по какому-либо изображенному на карте объекту. Измерить расстояние на карте Распечатать фрагмент карты
Используя службу Яндекс Карты, вы сможете оперативно спланировать маршруты передвижения по городу, отыскать интересующую вас улицу или выяснить, как проехать к нужному зданию.

Карты Mail . На данный момент представлены подробные карты Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и всей России. На Картах@Mail.Ru также доступны поиск и навигация по объектам и тематическим слоям (досуг, медицина, туризм, спорт, имидж), на которых по выбору пользователя отображаются бары, рестораны, кинотеатры, музеи и т.д.
Также присутствует виртуальная "линейка", позволяющая измерить расстояние от одного объекта до другого. [8]

ArcGIS Explorer - это бесплатное приложение от ESRI, которое можно передавать всем вашим пользователям. Explorer используется для построения интерактивных веб-карт, предоставляющих 2D и 3D визуализацию географической информации. Эти ГИС-карты могут интегрировать различные наборы информации. ArcGIS Explorer обычно опирается на ArcGIS Web и прочие веб-сервисы (KML, WMS и т.д.), но может использовать и локальные наборы данных. [9]

Внедрение навигационной системы актуально на любом предприятии, обладающим собственным парком транспорта и решает следующие задачи:
Экономия средств
- сокращение расходов на ГСМ до 50%;
- увеличение срока эксплуатации транспорта;
- увеличение оборачиваемости рейсов;
- сокращение расходов на диспетчерскую службу;
Контроль над транспортом
- сокращение простоев и несанкционированных рейсов;
- мониторинг местоположения транспорта в реальном времени;
- контроль рабочего времени техники;
- повышение дисциплины водителей;
Обеспечение безопасности транспорта и груза
- непрерывный мониторинг транспорта и груза;
- дистанционное управление узлами автомобиля;
- экстренное реагирование при срабатывании тревожной кнопки;
- возможность установки фотокамеры внутри салона автомобиля;
Оперативное управление
- оптимизация маршрутов;
- предоставление оперативной информации о местоположении транспорта, пробеге, скорости движения и расходе топлива.

В настоящее время эффективное управление логистикой по степени дает ощутимые преимущества в развитии любого бизнеса. В современном мире перемещение материальных потоков неразрывно связано с движением информации. Причем циркуляция данных происходит уже не только внутри корпоративных информационных ERP-систем, но также порождается в других материальных объектах, к которым относятся транспортные средства, различное оборудование дорожной инфраструктуры. Это создает возможность в он-лайн режиме осуществлять контроль за работой коммерческого и общественного автотранспорта, за логистическими операциями. Таким образом, основным трендом развития информационных CSM-систем, рассматриваемым в этой статье, является все большая «интеллектуализация», которая еще только начинает находить свое применение в практической деятельности предприятий. В последние годы существенное влияние на развитие логистики и управления цепями поставок оказал бурный рост информационных технологий. С момента появления персональных компьютеров кардинальном образом изменились принципы ведения бизнеса по оказанию транспортных и логистических услуг. На раннем этапе информационные системы управления логистикой и цепями поставок использовались для автоматизации лишь основных операций – прием заявок от клиентов, оформление счетов на товар и услуги, накладных на груз. В дальнейшем программное обеспечение постоянно совершенствовалось, наращивая функционал, в котором появились возможности вести складской учет, финансовый учет, управление транспортом и пр. На российском рынке GPS навигационных систем особой популярностью пользуются следующие их виды:

- NAVSTAR (США)

- ГЛОНАСС, Цикада, Циклон (Россия)

- Галилео (Европейский Союз)

- Beidou (Китай)

- Системы радионавигации наземного базирования: LORAN | RSDN-20 | Консоль

http://www.la.by/sites/default/files/blogs/web-tech-stat-13.jpg

Данные использования картографических сервисов за 2013-2014 год

Рассмотрим данные виды навигационных систем.

Российские приемники ГЛОНАСС/GPS протестированы европейскими и азиатскими компаниями и уже используются за рубежом. Причем сфера использования отечественных приемников ГЛОНАСС/GPS разделяется на две области: местная система навигации и встраивание готовых модулей в оборудование, импортируемое в Россию. До недавнего времени использование картографических данных в Российской Федерации было связано с определенными ограничениями. Разработка информационных систем, в которых бы решались задачи маршрутизации, бала связанна со значительными трудностями, т.к. на свободном рынке отсутствовали электронные векторные карты. А европейские и американские информационные системы, имевшие встроенные картографические возможности были слишком дороги для российских транспортных предприятий. Развитие средств электронной техники GPS/ГЛОНАСС, их удешевление и уменьшение размеров, а также широкое распространение скоростного Интернет в России за последние годы стали предпосылкой к взрывному росту инсталляций WEB-ориентированных систем мониторинга автотранспорта. [2]

NAVSTAR GPS — система спутниковой навигации (глобальная система позиционирования), разработанная и поддерживаемая министерством обороны США, позволяющая определять текущее местоположение и скорость объектов.

Для наиболее точного определения координат объекта требуется «видимость» четырех спутников. Местоположение определяется путем измерения расстояний от спутников с известными координатами до объекта с учетом временной задержки распространения сигнала. [4]

Галилео это Европейская глобальная навигационная спутниковая система, обеспечивающая высокую точность, гарантированное обслуживание глобального позиционирования под гражданским контролем. Он взаимодействует с GPS и ГЛОНАСС, американской и Российской глобальной спутниковой навигационной системами. Предлагая двойные частоты в качестве стандарта, Галилео устанавливается в реальном времени обеспечивая точность позиционирования вплоть до метрового диапазона. [5]

Beidou Навигационная спутниковая система КНР. Системные цели: сохранить независимость и удержать инициативу в своих руках, держать открытой, совместимой, стабильной и надежной на технологии, предлагать глобальные услуги, тем самым улучшая фундамент навигационной спутниковой промышленная. Главная же цель заключается в поддержании и расширении этой системы, расширяя спектр применения в экономической и социальной сфере. [6]

Система LORAN активно использовалась в годы Второй Мировой Войны, однако в наши дни используется более совершенная ее версия – eLORAN. Систему eLORAN планируется развивать и использовать в будущем как вспомогательную совместно с глобальными спутниковыми системами навигации. Одно из важных качеств данной системы по мнению специалистов - устойчивость к помехам, связанная с использованием диапазона длинных радиоволн для передачи сигналов. В то время как для спутниковой системы GPS подтверждена возможность постановки преднамеренных помех и нарушения нормальной работы системы. [7]

Для расширения первой области применения необходимо дальнейшее развитие ГЛОНАСС и снижение стоимости модулей. В настоящее время осуществляются только разовые закупки.

По поводу использования российских модулей ГЛОНАСС в импортной технике ведутся переговоры, однако окончательных договоренностей пока не достигнуто. Более того, подобные системы со встроенным приемником ГЛОНАСС, например высокоскоростные системы беспроводной передачи данных, где требуется дополнительная высокоточная синхронизация опорных станций, сравнительно недавно стали появляться на российском рынке, поэтому говорить о больших партиях не приходится [3].

Литература:

  1. Матвеев, С.Ю. Цифровая модель местности и ее использование в современных геоинформационных системах / С.Ю. Матвеев, В.А. Курочкин, И.С. Швецов, С.И. Кемайкин // "ВЕСТНИК" Калининградского государственного университета, #1 "Наука КГУ-региону". - Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2000. - 250 с.

2. Яценков В. С. Основы спутниковой навигации. Системы GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС.

3. Журнал “Борника” / Интернет-приложение для управления автотранспортом и логистикой 2014г. http://www.bornica.ru/expert/fuel_online/

4. USNO NAVSTAR Global Positioning System http://tycho.usno.navy.mil/gpsinfo.html

  1. Galileohttp://www.esa.int/Our_Activities/Navigation/The_future_-_Galileo/What_is_Galileo
  2. BeiDou Navigation Satellite System http://www.beidou.gov.cn/2012/12/14/201212142e8f29c30e0d464c9b34d6828706f81a.html

7. Chronos Launches GPS Interference & Jamming Detection and Monitoring Service http://elorantechnologies.com/

  1. Электронные карты http://comp-science.narod.ru/CCI/maps.html

9. Картографические приложения - основной пользовательский интерфейс ГИС. Разновидности картографических ГИС-приложений. http://mapexpert.com.ua/index_ru.php?id=10&table=obychenie

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle