Библиографическое описание:

Чабан А. Р. Особенности и специфика перевозки пищевых продуктов // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 132-134.



Один из самых главных циклов, составляющих транспортную логистику, является логический цикл товара, рассмотренный на примере пищевых продуктов. Эта тема является очень актуальной в наше время, так как людям важно качество конечного продукта, который они покупают в магазине. В связи с этим огромное внимание уделяется перевозки пищевых продуктов, ее особенностям и специфики.

Ключевые слова: перевозка пищевых продуктов, срок хранения, температурный режим, влажность, рефрижератор, санитарные правила.

Ни для кого не секрет, что перевозка пищевых продуктов занимает особое положение в сфере перевозочных услуг. Главное отличие от других типов грузов заключается в ограниченном сроке хранения продуктов, зависимость от климатических условий и специфике перевозки, для обеспечения максимального срока хранения продукции. Кроме того, контроль над данным видом перевозок намного жестче, так как продукты должны отвечать всем санитарным нормам и не повредить здоровью людей [3–5].

В то же время не все пищевые продукты требуют индивидуальных условий хранения в течение перевозки. Существует классификация пищевых продуктов, которая и помогает понять, какие продукты как нужно перевозить. Таких категорий всего две: нескоропортящиеся продукты и скоропортящиеся.

К нескоропортящимся продуктам относятся: мука, крупа, макароны, сахар, соль, сухие овощи и фрукты, баночные консервы и многие другие. Для перевозки данных продуктов, на автотранспорте не обязательно присутствие специального оборудования для поддержания температурного режима. Но это тоже нужно рассматривать индивидуально, так как некоторые продукты все равно нужно перевозить с определенной влажностью воздуха.

Со скоропортящимися продуктами все намного сложнее. Такие продукты имеют ограниченный срок годности и должны перевозиться с учетом соблюдения температурного режима и влажности. Для этого требуются транспортные средства со специальными рефрижераторами. Среди скоропортящихся продуктов принято выделять 3 категории:

1) продукты питания растительного происхождения (ягоды, фрукты, овощи) Наилучшая укладка плодов и овощей в тару такая, при которой они не будут касаться друг с другом. При касании плодов друг с другом повышается риск появления плесени и порчи продукта. Для предотвращения касания продуктов используют бумагу, древесную стружку, полиэтиленовую пленку. Так же расставить тару в вагоне нужно так, чтоб потоком воздуха омывалось каждое грузовое место. И нужно определить расстояние хранения каждого продукта от самого рефрижератора, так как разные овощи и фрукты нуждаются в индивидуальном температурном режиме;

2) продукты питания животного происхождения (мясо, птица, рыба, молоко, яйца) При транспортировке мяса железнодорожным транспортом используют 5-вагонные секции с оборудованием для подвешивания тушь. Распространенный вариант перевозки охлажденного мяса в ящиках. Такой способ позволяет перевезти больше мяса, не теряя его качества. Перевозка мяса автомобильным транспортом кардинально не отличается.

Охлажденную рыбу перевозят в ящиках, либо в сухотарных бочках. Рыбу сухой заморозки перевозят в картонных коробках при температуре -12°С. Самым сложным продуктом для перевозки считается живая рыба. Для этого нужны узкоспециализированные живорыбные вагоны с аэрацией воды. Температурах в данных вагонах должна составлять от 2°С до 4°С;

3) продукты переработки (колбасные изделия, сыры, молочные продукты) Молочные продукты имеют очень короткий срок хранения, поэтому их перевозка тщательно организована. Чаще всего молоко перевозят в специальных цистернах. Сливочное масло перевозят в ящиках и бочках, топленое — в бочках.В зависимости от температуры транспортировки масло укладывают плотно (при температуре не выше -20 °С), вертикальным или шахматным способом. Сыры упаковывают в дощатые ящики и деревянные барабаны. Крупные сыры можно перевозить без тары на стеллажах. Температуру поддерживают от 0 до 5 °С. Не ограничивают сроки доставки в изотермических вагонах сливочного масла, сыров; для молока этот срок не больше 3 суток, творожных сырков 2 суток [6–7].

Примерами осуществления перевозок скоропортящихся продуктов могут служить разные логистические компании. Компания «ПроЛив» занимается перевозками жидких пищевых и химических грузов, в частности сока. Эта компания предлагает перевозку соков на современных машинах DAF и Mercedes — Benz, и используя проверенные европейские цистерны марок Magyar и Wielton. Эти цистерны обладают такими технологическими характеристики, как: теплоизолированный корпус из нержавеющей стали, автономный обогревать и охладитель, дыхательные клапаны, компрессор для выгрузки. Менеджеры компании подберут самый кратчайший маршрут, для того, чтобы доставить продукт свежим [8].

Компания «Ван Транс Логистики» занимается перевозками мяса по России. Эта компания может перевозить 5 видов мяса, такие как: парное, остывшее, охлажденное, подмороженное, замороженное. В автопарке имеется транспорт с грузоподъемностью от 1,5 тонны, до 20 тонн. Стоимость 1 часа машины с грузоподъемностью 1,5 тонны составляет 550 рублей, внутри МКАДа. За пределами МКАДа стоимость идет не за часы, а за километры. Таким образом, 1 километр за МКАД стоит 17 рублей. Использования машины с грузоподъемностью 20 тонн обойдется в 1300 рублей в час и 32 рубля километр за пределами МКАД [9].

Соблюдение норм хранения и перевозки пищевых продуктов контролируется санитарными правилами и нормами («Санитарные требования к перевозке пищевых продуктов»). Что касается транспорта, то для перевозки пищевых продуктов должен применяться транспорт, не перевозивший ядовитые и химические вещества. Ко всему прочему, на транспорт, предназначенный для перевоза продуктов, должен быть оформлен санитарный паспорт. А водитель транспортного средства должен имеет при себе медицинскую книжку.

Что касается чистоты кузова, то тут тоже существуют свои правила. Чистота кузова должна быть подтверждена конкретными документами на основании независимой проверки. Поэтому особое внимание уделяется сопутствующим вещам, а именно: моющим средствам, температура воды, контроль после дезинфекции. Важно помнить, что мойку кузовов могут осуществлять только специализированные аккредитованные организации, которые могут предоставить все нужные документы, подтверждающие проведения необходимых процедур мойки. Эти процедуры заключаются в следующем:

1) удаление пыли пылесосом и щетками;

2) промывка наружной стороны кузова щелочным раствором;

3) промывка внутренней поверхности кузова моющими средствами;

4) ополаскивание всего кузова чистой водой;

5) сушка всего кузова;

6) дезинфекция активным хлором;

7) промывка водой;

8) просушка и выветривание запаха хлора.

Перед погрузкой пищевых продуктов в кузов проверяется не только чистота кузова, но и температура внутри кузова. Внутренний температурный режим должен соответствовать норме. После загрузки продуктов кузов должен быть опломбирован, если на каждой таре груза данной пломбировки нет [10].

В заключении хочется сказать, что перевозка пищевых продуктов очень важна в наше время. Этому виду перевозок нужно уделять особо внимание, так как эти продукты в будущем попадают к нам на стол, и мы хотим, чтоб они были свежие и экологически чистые. Поэтому нужно проводить огромную работу в данной сфере, чтоб происшествий с некачественными продуктами становилось все меньше. А в этом поможет ужесточение норм перевозок продуктов и контроль организации, которые занимаются данным видом деятельности.

Литература:

  1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И.А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  2. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Федоров Л. С. Учебное пособие / Москва, 2014.
  3. Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.
  4. Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.
  5. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
  6. Транспортная компания «Чароит» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.charoit.net/index.php?page=articles/osobennosti_perevozok_pischevoi_produkcii (Дата обращения: 10.12.2015).
  7. Интернет газета «Холодильщик» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.holodilshchik.ru/index_holodilshchik_issue_1_2006_Refrigeration_transport.htm (Дата обращения: 10.12.2015).
  8. Транспортная компания «ПроЛив» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.proliv-russia.ru/ru/our-services/transportation-of-non-hazardous-food-cargoes/perevozka-sokov (Дата обращения: 10.12.2015).
  9. Транспортная компания «Ван Транс Логистик» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vantrans.ru/perevozka_mjasa_po_rossii.php (Дата обращения: 10.12.2015).
  10. Транспортно-экспедиционная компания «Диал» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gruztech.net/article/68 (Дата обращения: 10.12.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle