Библиографическое описание:

Аненкова А. К вопросу о применении логистических решений при устранении последствий дорожно-транспортных происшествий // Молодой ученый. — 2016. — №13.1. — С. 4-7.



В данной статье рассмотрены дорожно-транспортные происшествия как один из основных источников появления так называемых пробок — дорожных заторов, одной из важных проблем больших городов. Цель статьи — рассмотреть варианты применения логистических решений для устранения последствий ДТП. Рассмотрены различные варианты решения данной проблемы, такие как применение беспилотных летательных аппаратов, монорельсовой системы, системы Эры-ГЛОНАСС и другие.

Ключевые слова: ДТП, логистические решения, эмерджентность, данные госавтоинспекции, службы спасения, беспилотные летательные аппараты, монорельсовая система, ЭРА-ГЛОНАСС, диспетчерский центр, ЖК-дисплеи.

На сегодняшний момент ДТП в мире, а особенно в России, является довольно распространенным явлением. Разного рода столкновения, опрокидывания транспортных средств; наезды на стоящие транспортные средства, на препятствия, на пешеходов, на велосипедистов, на гужевой транспорт, на животных и иные виды ДТП происходят каждый день. Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 10 лет назад встречалось по 1–2 ДТП в год, то сейчас их количество возросло до 1000 и более. Связано это прежде всего с существенно увеличившимся количеством автомобилей на улицах российских городов. А особенно много транспортных средств, как мы знаем, в мегаполисах. Ярким примером является Москва.

Больная тема Москвы — отсутствие достаточного количества дорожных информационных знаков. В Москве сложно ориентироваться даже москвичу. Что же говорить о приезжем водителе, который не может разобраться в движении, и где собственно он находится. Нет названий улиц перед перекрёстками в достаточном количестве, вот водитель и вынужден «тормозить», создавая при этом пробку, а то и аварийную ситуацию. А авария в свою очередь создаёт пробку из-за того, что аварийные машины долго стоят, тем самым создавая помеху движению других транспортных средств.

По данным статистики на период сянваря по сентябрь 2015 года пик аварий в Москве наблюдается по пятницам (на пятницы пришлось около 1200 ДТП за указанный период). Чаще аварии происходят с 17.00 до 20.00 в любой день недели. Количество ДТП составило 490 случаев (на данный период, согласно данным Госавтоинспекции [4]). Это говорит о том, что все спешат побыстрее приехать домой после тяжёлого рабочего дня, либо спешат заехать куда-нибудь и отдохнуть, после чего садятся за руль в нетрезвом состоянии.

По данным статистики на период с января по сентябрь 2015 года наиболее часто происходящими ДТП в Москве являются столкновения транспортных средств (около 3417 случаев за указанный период) и наезды на пешеходов (около 2557 случаев за указанный период, согласно данным Госавтоинспекции [4]).

Для решения проблемы пробок целесообразно применить логистическое управление. Логистическое управление можно считать инновацией, которая способна дать прорывной синергический эффект. Современный экономический словарь определяет синергию как возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта, эмерджентности. Эмерджентность, в свою очередь, это свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему.

Поэтому важно бороться с данной проблемой комплексно.

Начать можно с того, что пересадить инспекторов с машин на мотоциклы, для того чтобы они смогли быстро приехать на место ДТП, и мотивировать их, введя норматив времени по ликвидации ДТП с дороги. Также можно поступить и с сотрудниками страховых служб. В Москве это уже активно применяется. Второй спецбатальон ДПС — единственный в Москве, где есть патрули на мотоциклах. Эта смена уже прошла инструктаж и заступает на дежурство.

Важный вопрос, который может возникнуть: «Как же быстро сообщить об аварии?».

Целесообразно создать в Москве единый диспетчерским центр, операторы которого будут вызывать ближайшего инспектора ГИБДД.

Возможно, сделать специальный «короткий» телефонный номер в диспетчерский центр, в котором автоматически определят координаты телефона средствами сотовой связи [6].

Ещё одним шагом к решению проблемы, по нашему мнению, является применение беспилотных летательных аппаратов для гражданского назначения, а именно для борьбы с последствиями ДТП. Будет разумно — создать службу БПЛА, предназначенных для выявления ситуации при ДТП. В этом помогут беспилотные самолёты или беспилотные вертолёты.

БЛА самолетного типа предназначены для ведения воздушной разведки в любое время суток на удалении от 15 до 50 км с передачей видеоизображения в режиме реального времени. Беспилотные самолеты успешно решают задачи по обеспечению безопасности объектов и людей, по определению их координат.

БЛА вертолетного типа не требуют специально подготовленной взлетно-посадочной площадки, что делает их незаменимыми при проведении воздушной разведки в труднодоступных районах и в местах, где отсутствуют условия для взлета и посадки БЛА самолетного типа. [9]

Сегодня беспилотные летательные аппараты представлены достаточно широко. Их производство под силу многим странам, поскольку с этой задачей могут справиться небольшие лаборатории или институты. В чем же преимущества беспилотных летательных аппаратов? Во-первых, они в среднем на порядок дешевле пилотируемых самолетов, которые нужно оснащать системами жизнеобеспечения, защиты, кондиционирования. Нужно, наконец, готовить пилотов, а это стоит больших денег. В итоге получается, что отсутствие экипажа на борту существенно снижает затраты на выполнение того или иного задания. Во-вторых, легкие беспилотные летательные аппараты потребляют меньше топлива. Представляется, что для них открывается более реальная перспектива и при возможном переходе на криогенное топливо. В-третьих, в отличие от пилотируемых самолетов, машинам без пилота не нужны аэродромы с бетонным покрытием. Достаточно построить грунтовую взлетно-посадочную полосу длиной всего 600 метров («беспилотники» взлетают с помощью катапульты, а приземляются «по-самолетному», как истребители на авианосцах).

Основной критерий выбора типа летательных аппаратов — стоимость. Благодаря стремительному развитию вычислительной техники существенно подешевела «начинка» — бортовые компьютеры «беспилотников». На первых аппаратах использовались тяжелые и громоздкие аналоговые вычислительные машины. С внедрением современной цифровой техники их «мозг» стал не только дешевле, но и умнее, компактнее и легче. Это означает, что аппаратуры на борт можно взять больше, а ведь именно от нее зависят функциональные возможности беспилотных самолетов [10].

В связи с вышеизложенным применение БЛП видится необходимым.

Поэтому очевидцам или участникам ДТП останется только позвонить в данную службу. Далее диспетчеры направят необходимый летательный аппарат, который наглядно продемонстрирует ситуацию с места событий. И тогда будет решаться вопрос, какие службы требуется отправить: службы МЧС, пожарные службы или другие.

Мало кто знает, но сейчас активно разрабатывается программа ЭРА-ГЛОНАСС, а именно, система экстренного реагирования при авариях (ДТП), основана на европейском стандарте eCall. Стандарт eCall направлен на установление устройств в автомобилях, которые будут автоматически набирать номер 112 в случае серьезного ДТП, в случаях развертывания подушки безопасности и информации датчика удара. eCall основана на E112(номер крайней необходимости). По некоторым оценкам, eCall может ускорить процесс реагирования на чрезвычайные ситуации на 40 % в городских районах и на 50 % процентов в сельской местности [10].

В России система разработана с использованием системы глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС по поручению Правительства РФ. Система полностью интегрирована с европейским стандартом eCall, а также белорусской ЭРА-РБ и казахской ЭВАК, создающимися в рамках Таможенного союза.

При тяжёлой аварии, например, сопровождающейся срабатыванием подушек безопасности, терминал автоматически определяет местоположение пострадавшего транспортного средства через спутники системы ГЛОНАСС, устанавливает связь с фильтрующим контакт-центром «ЭРА-ГЛОНАСС» и передаёт данные об аварии по каналам сотовой связи — координаты и время ДТП, VIN транспортного средства. Оператор голосом уточняет детали происшествия и в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа направляет службы экстренного реагирования, например, спасателей МЧС, Скорую помощь, ГИБДД. Водитель или пассажиры могут также вручную включить устройство, передать данные и связаться с оператором. Деятельность фильтрующего контакт-центра «ЭРА-ГЛОНАСС» организована силами дочерней компании ОАО «Ростелеком» «Ростелеком Контакт-центр» [10].

Система ЭРА-ГЛОНАСС призвана спасать до 4000–6000 жизней ежегодно, снизив смертность на дорогах России более чем на 20 %. Это достигается за счет сокращения времени реагирования на происшествие службами МВД, МЧС и скорой помощи.

В качестве варианта считаем целесообразным использовать следующий механизм. В районе развязок МКАД установить дисплеи, благодаря которым водители смогут увидеть, на каких участках образовались заторы, аварии, узнать пути их объезда, а также скорость, с которой лучше двигаться в определенный момент. Информация будет передаваться и по радио, и через интернет, что позволит автомобилистам узнать дорожную обстановку через планшет, смартфон, навигатор.

К примеру, на выставке «Тибо-2015» представили данную систему детектирования инцидентов и маршрутного ориентирования, созданную по инициативе Минского городского исполкома и столичной Госавтоинспекции.

На некоторых участках Минской КАД и трассе М2 планируют установить видеокамеры, которые автоматически определяют параметры транспортного потока: интенсивность движения, скорость. Также они начнут фиксировать произошедшие инциденты: пробки, остановку транспортных средств и прочее. Информация будет автоматически передаваться в командный центр, оттуда дорожно-постовым службам, а при необходимости — МЧС и скорой. «Это позволит сократить время реагирования данных служб. А значит, не раз спасет жизни людям, которые будут нуждаться, к примеру, в неотложной помощи» — пояснил создатель данной системы А. Пыхтин.

На сегодняшний день данная система работает в тестовом режиме на пересечении Минской кольцевой автодороги с Партизанским проспектом [5].

Следующим вариантом решения нам видится прокладка монорельса поверх оживленных дорог либо поверх опасных участков на дорогах для бригад МЧС и скорой помощи. Бесспорным и основным преимуществом монорельсового транспорта является прохождение его вторым уровнем над улицами и дорогами, что означает отсутствие пересечений его с любым другим видом транспорта. Участникам ДТП не придётся долго ждать, когда же прибудет скорая или МЧС. По иронии судьбы пострадавших, находящихся в критическом состоянии, не всегда успевают довезти до больниц по причине пробок. Поэтому монорельсовая система может помочь быстро транспортировать пострадавших в больницы, тем самым не попадая в пробку, как это часто случается на наземном транспорте.

Монорельсовая система поможет бороться не только с последствиями ДТП, но и с транспортным коллапсом в целом. Основное преимущество монорельсовой дороги заключается в том, что она, как и традиционный метрополитен, не занимает место на перегруженных магистралях города. Скорость, развиваемая монорельсом, в теории может значительно превышать скорость традиционных рельсовых составов, так как отсутствует опасность схода состава с рельс. Кроме того, вероятность столкновения с другими объектами дорожного движения ничтожно мала. Но главным недостатком данного вида транспорта является то, что содержание монорельсовой линии гораздо дороже, чем линии любого другого общественного транспорта [7].

Однако страной с самой развитой монорельсовой системой является Япония. В Токио существует несколько линий монорельсового транспорта, появившихся в японской столице в 1957 году. Поезда на монорельсовых линиях движутся по одному рельсу, полностью автоматизированы (не имеют машиниста), встречные составы разъезжаются только на станциях. Рельсы могут располагаться как под вагонами, так и над ними.

Поэтому строительство монорельсовой системы нам видится целесообразным решением, так как монорельс быстр в строительстве и в вводе в эксплуатацию по сравнению с подземным метрополитеном без необходимости дорогостоящего выкапывания подземных тоннелей или переноса подземных коммуникаций.

Подводя итог, важно отметить, что только построение логистических моделей взаимодействия всех субъектов, участвующих в жизни крупного города, а также формирование единого логистического пространства и грамотности в области логистики среди жителей позволят находить приемлемые эффективные решения ряда логистических проблем мегаполиса.

По официальным данным, полученных из органов дорожной инспекции, аварии обычно возникают под влиянием четырёх факторов: среды (климатических условий, и окружающих машину объектов), трассы (организации передвижения, инфраструктуры и состояния дорожного покрытия), само средство передвижения (его техническое состояние и возможности) и автомобилист (его умение, навыки и стиль езды). Любой из этих факторов может спровоцировать возникновение аварии, но один только автомобилист своими правильными действиями сможет уменьшить возникновение влияния вышеперечисленных факторов. Поэтому будьте внимательны на дорогах, и тогда не придётся прибегать к таким сложным методам ликвидации последствий ДТП.

Литература:

  1. Логистика и мегаполис: проблемы и решения, (2011), Лобанов Н. — Режим доступа: / www.e-xecutive.ru/community/articles/1453825/
  2. Актуальные вопросы и тенденции развития логистики, (2014), Ташбаев Ы. Э. –Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_80/article_2701
  3. (2015). — Режим доступа: http://www.fort-monitor.ru/era-glonass/
  4. Официальный сайт статистики ГИБДД, (2014). — Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/
  5. Клуб логистов, Новости/Технологии, (2015). — Режим доступа: http://www.logists.by/news/view/Na-MKAD-ystanovyat-displei
  6. Логистика как инструмент решения проблемы пробок в мегаполисе, (2014). — Режим доступа: http://www.rostransport.com/article/12/
  7. Городской пассажирский транспорт, (2012). — Режим доступа: http://www.transportrussia.ru/gorodskoy-passazhirskiy-transport/monorels-za-i-protiv.html
  8. Московский спецбатальон ДПС — охотники на «летучих голландцев», (2010). — Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=386656
  9. Беспилотный летательный аппарат (2013). — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Беспилотный_летательный_аппарат
  10. ZALAAEROGROUP Беспилотные системы, (2015). — Режим доступа: http://zala.aero/category/production/bla/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle