Роль человеческого капитала в экономическом росте развивающихся стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ходжаниязов, Э. С. Роль человеческого капитала в экономическом росте развивающихся стран / Э. С. Ходжаниязов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.4 (116.4). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32226/ (дата обращения: 25.04.2024).

 

Понятие человеческого капитала (humancapital) и его теории возникло во второй половине ХХ века, как ответ экономической науки на вызовы времени, на ускоренное формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного обществ.

Роль специалистов и работников интеллектуального труда в современной экономике и обществе колоссально выросла, а роль и доля неквалифицированного труда, напротив, снизилась и продолжает снижаться с начавшимся процессом формирования экономики знаний, в которой доля человеческого капитала в национальном богатстве в наиболее передовых и развитых странах мира составляет 80–90 % национального богатства.

По Гэри Беккеру, человеческий капитал — это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и иных благ их обладателей.

Г. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки – упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив 12–14 % годовой прибавки доходов для работников с высшим образованием. Гэри Беккер одним из первых перенес понятие HC на уровень организации. Он ввел различие между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, в том числе, получение в организациях и фирмах специальных знаний и навыков [1].

Человеческий капитал является многогранным понятием, компоненты которого меняются с развитием общества. Человеческий капитал включает в себя уровень образования людей, качество высшего образование и уровень развития [2].

Хотя экономика Узбекистана быстро растет с 2000 года, для того, чтобы быть конкурентоспособными на международных рынках, она отчаянно нуждается в инвестировании в человеческий капитал [2].

Огромные инвестиции должны быть направлены в социальный сектор, в основном в систему образования. Понимая это, правительство страны регулярно выделяет 50 % своего государственного бюджета на образование. Таким образом, уровень расходов на образование ставит его в один ряд c ведущими странами.

Однако расходы на научные исследования и разработки подводят его близко к менее развитым экономикам. Появляется необходимость увеличения инвестиций в научные исследования и разработки в Узбекистане и довести их до уровня других развитых стран.

В целом, если международная тенденция приводит к увеличению числа людей, которые получили высшее образование, то в Узбекистане наоборот: за последние 20 лет заявки на получение высшего образования начали снижаться [2].

 

C:\Users\elbek\Desktop\Untitled11.png

Рис. 1. Пропорции населения с высшим образованием

 

Необходимость наращивания человеческого капитала в Узбекистане определяется следующими процессами:

Рост наукоемких отраслей. В период с 2000 по 2011 год среднегодовой темп экономического роста составил 6,7 %, в то время как инвестиции ежегодно увеличиваются в среднем на 11 %. Отличительной чертой этого периода является тот факт, что быстрый рост ВВП в настоящее время осуществляется в основном за счет увеличения доли промышленности, а не с помощью традиционных сырьевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство.

Например, в 2011 году доля сельскохозяйственной продукции ВВП составила 17,6 %, снизившись на 12,5 % по сравнению с 2000. Доля отрасли за тот же период увеличилась с 14,2 до 24,0 %, в то время как услуги выросли с 42,5 до 45,1 %.

Изменение в требованиях к качеству жизни. Быстрый рост экономики и инвестиций привело к росту реальных доходов населения (на 21,4 % в год). В результате, доля сбережений в совокупных доходах домохозяйств выросла с 2 % в 2000 году до 20,2 % в 2010. Улучшение финансового положения людей приводит к увеличению требований к системам, которые определяют качество жизни.

Мобильность трудовых ресурсов. Одной из главных тенденций в развитии современного мира является высокая мобильность. Это включает в себя людей с хорошим образованием и возвышенных устремлений, которые составляют творческий класс — часть общества, что, благодаря их достижениям, тянет страну на новый уровень развития. «Утечка мозгов» является серьезной проблемой, так как отток знаний из страны создает препятствия для развития научных исследований и разработок (R & D). Один из немногих надежных способов поддержания творческого класса в стране является способность обеспечить его высококачественными учреждениями, которые формируют и создают человеческий капитал (образование, здравоохранение и система науки) [3].

Для того, чтобы человеческий капитал стал фактором экономического роста и инноваций, важно применять целостный подход, при котором каждый элемент принимает во внимание другие части системы. Только тогда инвестиции в человеческий капитал начинают давать отдачу в виде повышения производительности, основанной на инновациях. С этой целью основное внимание должно уделяться в следующих сферах:

1. Более радикальные реформы в системе высшего образования Узбекистана.

                     Изменение социальных задач высших учебных заведений — способствовать быстрому экономическому развитию и развиваться в очень быстром темпе, чтобы помочь модернизировать общество.

                     Увеличение автономии высших учебных заведений — в целях повышения качества их обучения, расширить свое сотрудничество с частным сектором и повышение эффективности их управления финансами.

                     Адаптировать высшее образование к изменяющимся потребностям путем увеличения исследовательского компонента и интеграции международных норм в профессиональном образовании.

2. Стимулы для высших учебных заведений – сотрудничать с другими организациями, участвующими с инновациями. Исследования и инновации высшими учебными заведениями осложняются слабым сотрудничеством как между собой, так и с бизнесом, государством и обществом. Государственная политика должна быть направлена на развитие сотрудничества следующими способами:

Формирование национальных «технологических платформ», которые представляют собой автоматизированную электронную систему, которая способствует развитию академических, научных исследований и консультационных услуг.

Разработка мер по стимулированию сотрудничества между предприятиями и университетами в целях поощрения инноваций в сфере образования и науки.

Развитие образования взрослых — создание системы непрерывного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации для людей всех возрастов. Это позволило бы обеспечить:

                     поддержку государственно-частного партнерства в области неформального образования;

                     финансирование программ повышения квалификации в секторе финансируемым правительством;

                     формирование ядра образовательных консультантов.

 

Литература:

 

  1. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал — фактор развития или деградации? — Воронеж: ЦИРЭ, 2005.
  2. Human Capital for Sustainable Growth and Development, Center for Economic Research, Tashkent, Issue # 9 (October 2012).
  3. Improving the Quality of Human Capital in the Context of Modernizing the Economy and Society, Center for Economic Research, Tashkent, Issue # 9 (October 2012).
Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, высшее образование, Узбекистан, инвестиция, качество жизни, национальное богатство, образование, творческий класс, уровень развития, экономический рост.


Похожие статьи

Особенности инвестиций в образование и человеческий...

человеческий капитал, заработная плата, образование, система образования, простой труд, интеллектуальный потенциал населения, сфера образования, инвестиция, физический капитал, экономический рост.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык, рынок труда.

Перспективы развития человеческого капитала в Узбекистане

За исторически краткий период Узбекистан достиг широкомасштабных реформ и успехов в сфере экономики, политики, образования, в том числе человеческом развитии. Следует подтвердить что...

Человеческий капитал как определитель роста

человеческий капитал, экономический рост, образование, экономическое развитие, социальный капитал, развитие, высшее образование, физический капитал, канадская экономика...

Проблемы формирования человеческого капитала в России

человеческий капитал, Россия, человеческий потенциал, национальное богатство, государство, переходный период, рыночная экономика, удельный вес, индекс развития, качество жизни.

Национальная модель и её эффективность для экономического...

Разрешение этой проблемы означало поиск таких факторов развития экономики, которые обеспечили бы повышение уровня жизни при постоянном росте населения.

а. достижение политической и макроэкономической стабильности; б. инвестиции в человеческие ресурсы

Человеческий капитал как основной фактор инновационного...

Научный прогресс и создание информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развитиячеловеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих...

Основные направления инновационного развития экономики...

высоким уровнем развития образования и науки; − высоким и конкурентоспособным качеством жизни

Похожие статьи. Малый бизнес и частное предпринимательство как особая форма развития экономики в Республике Узбекистан.

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

Высокие темпы экономического роста в Узбекистане обеспечены прежде всего за счет глубоких структурных изменений в экономике.

Похожие статьи. Становление и развитие географического образования учащихся с нарушением умственного развития в 20–70-е годы...

Особенности инвестиций в образование и человеческий...

человеческий капитал, заработная плата, образование, система образования, простой труд, интеллектуальный потенциал населения, сфера образования, инвестиция, физический капитал, экономический рост.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык, рынок труда.

Перспективы развития человеческого капитала в Узбекистане

За исторически краткий период Узбекистан достиг широкомасштабных реформ и успехов в сфере экономики, политики, образования, в том числе человеческом развитии. Следует подтвердить что...

Человеческий капитал как определитель роста

человеческий капитал, экономический рост, образование, экономическое развитие, социальный капитал, развитие, высшее образование, физический капитал, канадская экономика...

Проблемы формирования человеческого капитала в России

человеческий капитал, Россия, человеческий потенциал, национальное богатство, государство, переходный период, рыночная экономика, удельный вес, индекс развития, качество жизни.

Национальная модель и её эффективность для экономического...

Разрешение этой проблемы означало поиск таких факторов развития экономики, которые обеспечили бы повышение уровня жизни при постоянном росте населения.

а. достижение политической и макроэкономической стабильности; б. инвестиции в человеческие ресурсы

Человеческий капитал как основной фактор инновационного...

Научный прогресс и создание информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развитиячеловеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих...

Основные направления инновационного развития экономики...

высоким уровнем развития образования и науки; − высоким и конкурентоспособным качеством жизни

Похожие статьи. Малый бизнес и частное предпринимательство как особая форма развития экономики в Республике Узбекистан.

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

Высокие темпы экономического роста в Узбекистане обеспечены прежде всего за счет глубоких структурных изменений в экономике.

Похожие статьи. Становление и развитие географического образования учащихся с нарушением умственного развития в 20–70-е годы...

Похожие статьи

Особенности инвестиций в образование и человеческий...

человеческий капитал, заработная плата, образование, система образования, простой труд, интеллектуальный потенциал населения, сфера образования, инвестиция, физический капитал, экономический рост.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык, рынок труда.

Перспективы развития человеческого капитала в Узбекистане

За исторически краткий период Узбекистан достиг широкомасштабных реформ и успехов в сфере экономики, политики, образования, в том числе человеческом развитии. Следует подтвердить что...

Человеческий капитал как определитель роста

человеческий капитал, экономический рост, образование, экономическое развитие, социальный капитал, развитие, высшее образование, физический капитал, канадская экономика...

Проблемы формирования человеческого капитала в России

человеческий капитал, Россия, человеческий потенциал, национальное богатство, государство, переходный период, рыночная экономика, удельный вес, индекс развития, качество жизни.

Национальная модель и её эффективность для экономического...

Разрешение этой проблемы означало поиск таких факторов развития экономики, которые обеспечили бы повышение уровня жизни при постоянном росте населения.

а. достижение политической и макроэкономической стабильности; б. инвестиции в человеческие ресурсы

Человеческий капитал как основной фактор инновационного...

Научный прогресс и создание информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развитиячеловеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих...

Основные направления инновационного развития экономики...

высоким уровнем развития образования и науки; − высоким и конкурентоспособным качеством жизни

Похожие статьи. Малый бизнес и частное предпринимательство как особая форма развития экономики в Республике Узбекистан.

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

Высокие темпы экономического роста в Узбекистане обеспечены прежде всего за счет глубоких структурных изменений в экономике.

Похожие статьи. Становление и развитие географического образования учащихся с нарушением умственного развития в 20–70-е годы...

Особенности инвестиций в образование и человеческий...

человеческий капитал, заработная плата, образование, система образования, простой труд, интеллектуальный потенциал населения, сфера образования, инвестиция, физический капитал, экономический рост.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык, рынок труда.

Перспективы развития человеческого капитала в Узбекистане

За исторически краткий период Узбекистан достиг широкомасштабных реформ и успехов в сфере экономики, политики, образования, в том числе человеческом развитии. Следует подтвердить что...

Человеческий капитал как определитель роста

человеческий капитал, экономический рост, образование, экономическое развитие, социальный капитал, развитие, высшее образование, физический капитал, канадская экономика...

Проблемы формирования человеческого капитала в России

человеческий капитал, Россия, человеческий потенциал, национальное богатство, государство, переходный период, рыночная экономика, удельный вес, индекс развития, качество жизни.

Национальная модель и её эффективность для экономического...

Разрешение этой проблемы означало поиск таких факторов развития экономики, которые обеспечили бы повышение уровня жизни при постоянном росте населения.

а. достижение политической и макроэкономической стабильности; б. инвестиции в человеческие ресурсы

Человеческий капитал как основной фактор инновационного...

Научный прогресс и создание информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развитиячеловеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих...

Основные направления инновационного развития экономики...

высоким уровнем развития образования и науки; − высоким и конкурентоспособным качеством жизни

Похожие статьи. Малый бизнес и частное предпринимательство как особая форма развития экономики в Республике Узбекистан.

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

Высокие темпы экономического роста в Узбекистане обеспечены прежде всего за счет глубоких структурных изменений в экономике.

Похожие статьи. Становление и развитие географического образования учащихся с нарушением умственного развития в 20–70-е годы...

Задать вопрос