Библиографическое описание:

Кобзева А. Ю., Чернуха Д. С. Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан) // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1285-1290.



Для успешного развития экономики региона и формирование его конкурентоспособности на данном этапе технологического уклада необходимо развитие инновационной экономики, которая представляет собой стремительный рост социально-экономической эффективности видов экономической деятельности, с помощью потока инноваций и постоянного технологического совершенствования продукции. Инновационная экономика строится через образование новых или усовершенствованных рынков, где с помощью новых идей, разработок, интеллектуальной собственности, инновационных продуктов старые структуры экономики заменяются и переводятся в новое качество.

Формирование инновационной экономики невозможно без накопленного инновационного потенциала. Он определяется совокупностью ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности экономической системой или комплексом ресурсов, содержащих кадры, материально-техническую базу, финансы, менеджмент и т.д., достаточный для осуществления полного инновационного цикла и удовлетворения установленных потребностей в инновациях [1, 3].

Так, основой для формирования инновационной экономики являются ресурсы ее обеспечивающие и способность региона их рационально использовать. Инновационный потенциал состоит из нескольких групп ресурсов: кадровые, финансовые, информационные и институциональные. Каждая группа взаимно дополняет друг друга и их совокупное эффективное использование позволит добиться высоких результатов в инновационной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Ресурсы, обеспечивающие инновационную экономику

1. Кадровые ресурсы. Развитие инновационной деятельности напрямую зависит от уровня кадровой обеспеченности инновационного процесса. Именно кадры науки являются разработчиками новых технологий, что является основным в развитии науки и техники.

Анализ кадровой обеспеченности научной деятельности в Республике Башкортостан показал, что в период с 2010 по 2014 годы численность работников, выполнявших исследования и разработки, возросла незначительно, всего на 8,5%. Численность исследователей и техников в общей численности сотрудников также с каждым годом возрастает на 11%. (рис. 2) [4].

Рис. 2. Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, чел.

Несмотря на небольшой рост кадров за последние 5 лет, состояние российской науки и образования начиная с 1990-х годов и до сегодняшнего дня остается кризисным. Занятость в научном секторе в России в 1992-2011 гг. уменьшилась в 2,5 раза – с 1943 тыс. человек до 732 тыс., а количество исследователей – почти в 3 раза (с 992 тыс. человек до 370 тыс.).

Также проблемой является низкая доля кандидатов и докторов наук в общей численности исследователей. За 2014 год 11,5% составляют кандидаты наук и 3,5% доктора наук.

Увеличение качественно и количественно обеспеченности кадрами в науке молодыми учеными осуществляется с помощью набора и обучения аспирантов. За период 2007-2012 года численность поступивших в аспирантуру сократилось на 154 человека или на 16%, однако к 2009 году видно увеличение численности на 208 человек или на 22% по отношению к 2007 году. Но для развития науки интерес представляет не столько численность аспирантов, сколько и качественное их обучение, и выпуск на защиту. Наименьшая доля аспирантов с защищенной диссертации в общей численности закончивших аспирантуру составил в 2012 году 32%, максимальное значение данного показателя наблюдалось в 2010 году 40%. Таким образом, процент успешно закончивших аспирантуру за 6 лет не превышает 50%, что крайне негативно характеризует систему подготовки аспирантов

Уровень и качество подготовки специалистов высшей квалификации, является важным фактором кадровых ресурсов, обеспечивающих инновационную деятельность [5]. Сюда относится доступность, полнота и актуальность системы образования, ее ориентированность на реалии и запросы рынка труда в инновационной экономике.

В целом по республике наблюдается высокий уровень образования населения, но анализируя данный показатель среди муниципальных образований, можно сделать вывод о том, что доля населения с высшим образованием в среднем среди районов I зоны агломерации в 2 раза ниже, чем в столице, в районах II зоны – в 2 раза ниже, чем в близлежащих к Уфе муниципальных районах [8, 2].

По уровню изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения) Республика Башкортостан за 2014 год занимает 11 место среди других регионов России и составляет 1,76%. Этот показатель является достаточно низким по сравнению с такими субъектами как г. Москва (6,02%), Томская область (3,32%), Республика Татарстан (2,24%), Новосибирская область (1,93%).

Также можно отметить ряд других проблем подготовки научно-исследовательских кадров как в Республике Башкортостан, так и в Российской Федерации в целом:

- низкий уровень защит аспирантов как в срок, так и в целом;

- невысокий престиж научной деятельности и низкий уровень оплаты труда специалистов научной сферы;

- усиление оттока кадров инновационной экономики, аспирантов и докторантов в иные сферы деятельности;

- отсутствие эффективного взаимодействия между предприятиями реального сектора экономики и вузами и др.

2. Институциональные ресурсы. Рассматривая содержание государственной политики в области научной и инновационной деятельности, можно разделить нормативно-правовые акты, разделить на следующие виды: общие (устанавливают основные направления государственной политики); базовые (устанавливают общие основы государственного регулирования); программные (документы планово-прогнозного характера); организационные (регулируют организацию управления в научной и инновационной сферах).

Общие направления развития науки и инноваций определены в главных программных политико-правовых документах, выражающих видение главой государства стратегических направлений развития – Посланиях Президента РФ (2010, 2011, 2012, 2013 годов). Помимо этого, общие стратегические направления развития науки и инноваций содержатся в стратегических документах страны: Концепции долгосрочного социального экономического развития на период до 2020 года; Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года.

Законодательство в сфере науки и инноваций носит комплексный характер: отдельные нормы расположены во многих отраслях права, затрагивает различные направления, формы и методы государственного регулирования, что осложняет взаимоувязку принимаемых нормативно-правовых актов и координацию государственной политики между органами государственной власти на федеральном, межрегиональном уровнях и на уровне субъектов РФ.

На текущий момент основным законом является Федеральный закон №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», принятый ещё в 1996 году и за всё время претерпевший более 32 редакций, однако данный закон содержит всего одну главу из 5 статей, касающихся инновационной деятельности, что крайне мало для основополагающего нормативно-правового акта.

Недостатком федерального законодательного регулирования также является отсутствие норм, определяющих особенности правового положения и роль в инновационной системе технопарков и технополисов, инновационных технологических центров, центров трансфера технологий, технологических кластеров, инновационных и венчурных фондов и т. п.

Если проводить сравнение базовых положений в основных законах субъектов РФ (табл. 1), то можно сделать вывод о том, что в Законе Республики Башкортостан от 28 декабря 2006 года № 400-з «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» отсутствуют нормы регулирующие виды объектов и субъектов инновационной деятельности, формы государственного регулирования, ответственность организаций и деятельность инновационных фондов. Практически аналогичная ситуация в законах Свердловской и Новосибирской областях, в то время как закон Республики Татарстан регулирует достаточно широкий перечень вопросов.

Таблица 1

Анализ содержания основных законов лидирующих субъектов РФ и Республики Башкортостан

Основные положение законов субъектов РФ

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Свердловская область

Новосибирская область

Содержание инновационной политики

+

+

-

+

Субъекты инновационной деятельности

-

+

+

-

Объекты инновационной деятельности

-

+

-

-

Полномочия органов государственной власти в области инновационной деятельности

+

+

-

+

Основные требования, предъявляемые к инновационным проектам

+

+

+

-

Основания для отказа в государственной поддержке инновационной деятельности

+

+

-

-

Формы государственного регулирования

-

+

-

-

Формы государственной поддержки

+

+

+

+

Финансирование инновационной деятельности

+

+

-

+

Ответственность организаций

-

+

-

-

Деятельность инновационных фондов

-

-

-

-

В целом, анализ основных нормативно-правовых актов субъектов РФ, наиболее развитых в научной и инновационной деятельности, показал, что Республика Татарстан и Новосибирская область наиболее полно и широко трактуют формы государственной поддержки инновационной деятельности.

Данные субъекты РФ разработали и эффективно используют многочисленные формы финансирования и стимулирования субъектов научной и инновационной деятельности.

Органам государственной власти Республики Башкортостан необходимо перенимать положительный опыт регулирования научно-технической и инновационной деятельности в указанных субъектах Российской Федерации. Именно эффективное и наиболее полное нормативно-правовое регулирование является первым шагом к эффективному функционированию научной и инновационной деятельности, что в конечном этапе приведёт к активизации научно-инновационного потенциала региона.

3. Финансовые ресурсы. Успешное и эффективное функционирование любой экономики не возможно без финансовых ресурсов и развитие инновационной экономики не является исключением. На начальном этапе перехода к инновациям необходимы высокие затраты и инвестиции на научные и технологические разработки, без которых невозможно создание качественной инновационной продукции. Финансовые ресурсы инновационной экономики подразумевают под собой такие показатели, как: объем инновационных товаров, работ, услуг; удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; внутренние затраты на научные исследования и разработки; удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; инвестиции на научные исследования и разработки. В таблице 2 представлено положение Республики Башкортостан, пятерки лидеров и пятерки аутсайдеров по финансовым ресурсам.

Таблица 2

Положение Республики Башкортостан среди других регионов по финансовым ресурсам

Место в рейтинге

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

Инвестиции на научные исследования и разработки

всего

в том числе инновационные товары, работы, услуги

1

г. Москва

г. Москва

Сахалинская область

г. Москва

2

Тюменская область

Сахалинская область

Республика Мордовия

г. Санкт-Петербург

3

Московская область

Республика Татарстан

Нижегородская область

Московская область

4

г. Санкт-Петербург

Московская область

Самарская область

Нижегородская область

5

Республика Татарстан

Самарская область

Республика Татарстан

Красноярский край

Республика Башкортостан

7

8

25

23

76

Еврейская автономная область

Республика Северная Осетия – Алания

Магаданская область

Еврейская автономная область

77

Чеченская Республика

Республика Алтай

Карачаево-Черкесская Республика

Оренбургская область

78

Республика Алтай

Республика Ингушетия

Чукотский автономный округ

Псковская область

79

Республика Ингушетия

Республика Калмыкия

Республика Хакасия

Кабардино-Балкарская Республика

80

Республика Калмыкия

Республика Тыва

Республика Тыва

Липецкая область

Доля отгруженных инновационных товаров собственного производства в общем объеме отгруженных товаров республики ежегодно увеличивается, а в 2014 году объем составил 6,01%, что на 2,7 % выше, чем в 2013 году, по этому показателю Башкирия занимает 8 место. В 2014 году объем инвестиций упал 1,8 раза. Доля затрат на исследования и разработки в Республике Башкортостан в период с 2010 года по 2013 годы увеличилась на 0,1% и составила в 2013 году 0,69 %, в то же время, в целом по России данный показатель составляет 1,13%. Нерегулярный и довольно низкий уровень инвестиционных вливаний и затрат в научную сферу не способствует ее эффективному развитию и реализации продуктов научных исследований и разработок.

4. Информационные ресурсы. Информационные ресурсы являются наиболее важными факторами формирования общества в двадцать первом веке. С помощью информационных ресурсов осуществляется влияние на экономику, взаимодействие государственных структур, население, производственную и предпринимательскую сферы. Инновационная экономика должна характеризоваться высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием.

На сегодняшний день в Российской Федерации используется 204546 передовых производственных технологий, лидерами являются такие регионы как: Московская область, г. Москва, Нижегородская область, Свердловская область, г. Санкт-Петербург; аутсайдерами являются – Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, Республика Калмыкия и Карачаево-Черкесская Республика. Республика Башкортостан занимает 7 место.

По количеству персональных компьютеров республика занимает 10 место, в 2014 году этот показатель составил 279534, что почти в 2 раза выше среднего по России. Доля организаций, имевших веб-сайт в сети Интернет, в общем числе организаций в Республике Башкортостан составляет 48,1% и является выше общероссийского показателя, который составляет 40,1%.

В основе инновационной экономики лежит научное исследование, которое невозможно без новых знаний, в свою очередь получение новых знаний в современном обществе не возможно без информационных и коммуникационных ресурсов.

Проанализировав ресурсы инновационной экономки и их рациональное использование регионом, была проведена оценка состояние развития инновационной экономики по степени кризисности ситуации. Выявлено семь типов: нормальный, 1 предкризис, 2 предкризис, 3 предкризис, 1 кризис, 2 кризис, 3 кризис [7].

Больше половины регионов (44) России находятся в стадии 2 кризис, остальные регионы (36) имеют степень – 1 кризис. В таблице 3 показано состояние развития инновационной экономики с 2010 г. по 2013 г. субъектов Российской Федерации, которые считаются лидерами в инновационном развитии и Республики Башкортостан.

Таблица 3

Степень кризисности ситуации в Республике Башкортостан

Субъект РФ

2010

2011

2012

2013

Республика Башкортостан

8

8

8

8

Московская область

8

8

8

8

Г. Москва

16

8

8

8

Г. Санкт-Петербург

8

8

8

8

Республика Татарстан

8

8

8

8

Свердловская область

8

8

8

8

Новосибирская область

8

8

8

8

В России инновационное развитие находится в кризисной ситуации, и говорить об инновационной экономике пока рано. Необходимо стремиться улучшать показатели ресурсного обеспечения для выхода из кризиса и стабилизации экономики, и для формирования инновационной экономики.

Инновационная экономика должна характеризоваться высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием, что подразумевает под собой увеличение информационных ресурсов.

Для того чтобы знать какие ресурсы должны эффективнее работать, необходимо построение модели региона, которая покажет рациональное ресурсное обеспечение инновационной экономики [6].

Литература:

  1. Бибик, С.Н. 2013. Инновационный потенциал региона: сущность, содержание, структура. В: Креативная экономика. № 5 (77) (2013), С. 3-9.
  2. Зиннурова, Г.Р., Закиров, И.Д. 2011. Технологии реализации населением местного самоуправления. В: Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Часть I (2011), С. 189-193.
  3. Кортов, С.В. 2004. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО. В: Университетское управление: практика и анализ. № 1 (2004).
  4. Кобзева, А.Ю., Атаева, А.Г. 2015. Базисные факторы формирования трудового потенциала региона в условиях усиления межмуниципальных связей городских агломераций. В: Фундаментальные исследования. №11. Ч. 6 (2015).
  5. Мигранова, Л.И. 2015. Состояние и перспективы развития сферы образования Республики Башкортостан. В: Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Часть I (2015). С. 116-122.
  6. Орешников, В.В. 2014. Подход к разработке и применению адаптивно-имитационной модели региона. В: Современные проблемы науки и образо-вания. № 6 (2014). С. 614.
  7. Печаткин, В.В. 2013. Инновационное развитие регионов России на основе кластерных технологий: проблемы и пути их решения (на примере Республики Башкортостан). В: Региональная экономика: теория и практика. №26 (2013). С. 24-30.
  8. Уляева, А.Г., Гайнанов, Д.А. 2015. Межмуниципальное сотрудничество: перспективы эффективного взаимодействия. В: Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Часть 1 (2015). С. 29-37.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle