Библиографическое описание:

Татаренко Л. Е., Фомовская М. В., Зорина Н. Ю. Формирование экологического сознания через восприятие дошкольниками музыки и музыкальных образов // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 121-131.



Статья посвящена специфике процесса формирования экологического сознания детей дошкольного возраста средствами музыкального сопровождения.

Ключевые слова: экология, музыка, музыкальное сопровождение, дети, ситуация

Многие из вас уже знакомы с понятием «экологическое сознание». Разговор об экологии, экологическом образовании, экологическом сознании начался в начале 90-х годов и с тех пор широко используется дошкольными учреждениями. Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. В последние годы развиваются всё новые направления экологии — социальная экология прикладная экология человека и т. д. В наши дни понятие «экологическое сознание» еще не имеет однозначного толкования. С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин, под экологическим сознанием понимают: «совокупность имеющихся у личности (группы) экологических представлений, ее субъективного отношения к природе, а также освоенных стратегий и технологий взаимодействия с природой» Н. Ф. Реймерс дает такое определение экологическому сознанию: «Экологическое сознание — глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека». Природа — благодатный источник познания и воспитания человечества. Известные ученые Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева отмечают, что дошкольный возраст является начальным этапом становления экологического сознания и формирования начал экологической культуры. А по определению И. Д. Зверева «Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, а его практическая деятельность, отвечающая требованиям бережного отношения к природе, становится важным показателем общественной активности». Педагоги за рубежом Я. А. Коменский, И. Т. Пестолоцци, Ж. Ж. Руссо считали совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Многие учёные России В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой поддерживали это мнение. Идея развития экологического сознания не является в педагогике чем-то новым. Она проходит через все гуманистические педагогические учения. В настоящее время существует огромное количество публикаций о методике экологического воспитания дошкольников и приобретает массовый характер. Российские педагоги Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева, Г. П. Новикова на протяжении многих лет исследуют эту тему. Учитывая многие наработки детских садов, методики развития экологического сознания детей используются не в полном объёме. Одним из эффективных средств развития экологического сознания дошкольников может стать взаимосвязь природы и музыки. Музыка, которая рождает в сознании ребенка поэтические образы природы, способствует пониманию ее красоты и величия. На формирование экологического сознания у ребёнка воздействует музыка в повседневной жизни. Удачно выбранная песня, инструментальная пьеса помогает вызвать эстетическое, экологическое и эмоциональное отношение к окружающему миру. Анализируя образовательную ситуацию в дошкольном учреждении, мы предположили, что экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:

– вводить музыкальный репертуар для детского сада, который будет отражать экологическую тематику. Например, для малышей это отдельные песенные образы, обозначающие живую и неживую природу. В старшем дошкольном возрасте беседы о природе родного края. Эта музыка способствует развитию музыкально — экологических положительных чувств.

– совершенствовать различные приёмы, формы, средства и методики музыкальной деятельности на занятиях по экологическому воспитанию.

Ребёнок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому очень важно правдивое отображение действительности. Музыковед И. Нестьев отмечает, что существенным источником, питающим музыкальные образы, являются реальные звуки природы. Образы, которые создаются на музыкальных занятиях, должны быть яркими предельно приближенными к переживаниям и интересам ребёнка, что бы обогатить его в экологически эмоциональном отношении. Войти в мир музыки и природы — значит научиться понимать особенный «музыкально-экологический язык». Природа музыкальна: пение птиц, журчание воды, шум леса, всё это так легко воспринимают дошкольники с помощью музыкальных произведений на экологическую тему. В связи с таким разнообразием образов в природе и способностью музыки вызывать огромное количество различных эмоций — синтез музыки и природы, эмоции и различных природных явлений в экологической среде очень желателен. Насколько ярче воспринимается и насколько эмоциональнее после таких занятии дошкольники относятся к животным, растениям, окружающему миру. Музыкальный руководитель подбирает такие произведения и задания на музыкальных занятиях, которые могут быть использованы на любых других занятиях, в том числе и экологических. Все произведения театрально обыгрываются. Педагог использует на занятиях атрибуты и костюмы, где происходит перевоплощение танцев, песен, музыкальных игр в театрально-экологическое действо. Во время проведения экскурсии в природу педагог обращает внимание детей дошкольников на зелёные леса и луга, яркие цветы, бабочек и жуков, птиц и зверей движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — всё это привлекает внимание детей, радует их и даёт возможность к музыкально — экологическому развитию. Соприкосновение со звуками природы обогащает детей эмоционально и воспитывает бережное отношение к природе и окружающему миру. Чтобы избежать мозаичности восприятия, которое приводит к воссозданию целостной картины мира, например, давая дошкольникам полное представление о животном мире, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально — экологической деятельности педагог преследует цель воспитать не музыканта, а прежде всего человека с нравственно-экологическим отношением к миру в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Ни для кого не секрет, что одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей. Ещё выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил о том, что если мы сумеем научить ребёнка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать красоту мира возможно через музыку. Каждый педагог придерживается следующих педагогических принципов: сезонность, системность, наглядность, доступность. Образовательная деятельность включает в себя интегрированные занятия. Дошкольникам интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Весна-красна!», «Встреча с солнечным зайчиком», «Друзья-пташки» и др.), где можно услышать стук каблуков по асфальту, звон капели, шорох листьев, шум ветра и т. д. Педагог предлагает обратить внимание на поведение насекомых, на повадки домашних животных, птиц, и тут же послушать соответствующую музыку. Следующим этапом педагог предлагает обсудить как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных средств. Например, рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко, наблюдаем совместно с детьми за дворовой собачкой и воробьем, сидящем на ветке слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др. В программе музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева), по которой работает педагог нашего детского сада, использует разные игровые моменты, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в трудном положении. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием помогают сове спрятаться от беркута, глупому бельчонку найти среди множества белок свою маму, и вместе с тем поют для новых друзей песни, танцуют, играют с ними. Музыкальный руководитель утверждает, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской, но и в музыкально-экологической деятельности. В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста педагог особенно обращает внимание на формирование музыкально-экологических способностей. Основу этого формирования педагог направляет на вслушивание ребёнком, различение и воспроизведение им четырёх свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра, силы). Дети сравнивают музыкальные звуки по сходству и контрасту с окружающим миром. Например, воспроизводят их в певческих интонациях как «воркует голубь»; ритмических движениях, как скачет лошадка и т. д. На музыкальных занятиях педагог старается знакомить детей с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни через различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, плакучая ива, склонившая веточки, ёжик, свернувшийся клубочком и др.). Пластические этюды развивают у детей не только музыкально-двигательное творчество, но и формируют представление о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Используя на занятиях детские музыкальные инструменты, дети находят разные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц и животных, звуки неживой природы и т. д.). Музыкально-дидактические игры «Птица и птенчики», «В лесу» и мн.др. помогают педагогу в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления. Музыкальный руководитель, формируя экологическое сознание дошкольников, проводит немало праздников, развлечений, досугов с детьми. В старшем дошкольном возрасте — это различные турниры, конкурсы, посиделки, марафоны, театральные постановки (например, праздник «Земля-матушка», «Птицы — наши друзья», «Как готовятся звери леса к зиме» и мн. др.) Через музыку мы учим детей быть добрыми, отзывчивыми, любить и беречь природу; содействовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, наслаждаться богатством ее проявлений.

Ввиду богатства содержания музыкальных произведений, отражающих природные явления, педагог широко и разнообразно использует их. Понятное содержание песни, её музыкальный образ дети сопоставляют со своим опытом. Это вызывает удовольствие, сопереживание и они радостно начинают подпевать сами. Так наблюдая за обитателями аквариума, хорошо спеть им ласковую, мелодичную песню М. Красева «Рыбка». Тёплые чувства, заботу ребят о молодом деревце передаёт песня Е. Тиличевой «Яблонька».

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание — восприятие. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом на занятиях по экологии разнообразных методов и приёмов, помогающих понять содержание образа, например в пьесе С. Майкапара «Мотылёк». Слушая, например, пьесу П.Чайковского «Песня жаворонка» и, увидев лишь изображение птицы на картинке, не каждый ребёнок сможет оценить и понять без музыкальной выразительности красивый образ поющего жаворонка.

Д. Б. Каболевский утверждал: «Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран». Велика роль музыки в воспитании у ребёнка правильного отношения к доступным его пониманию явлениям, происходящим в природе. Природа особенно представлена в музыкальном репертуаре в песнях для детей младшего дошкольного возраста. В них выражается ласковое, доброжелательное отношение к птицам, животным, разные времена года передаются через близкие и понятные детям конкретные образы: «уточка купается» А. Лазаренко, «Прилетела птичка» Е.Тиличеевой, «Медвежата» М. Красева. В песнях для детей старшего дошкольного возраста природа показана во всём богатстве её проявлений, связанных с разнообразными настроениями. Так например, осеннее время года — это не только весёлые, радостные песни об урожае, но и более тонкая по содержанию пьеса А.Александрова «Осень», где дана картина поздней осени. Формируя, экологическое мировоззрение детей дошкольного возраста педагог, что бы усилить интерес к окружающей нас природе использует музыку. А также существует целый ряд музыкальных произведений, которые помогут педагогу в доступной форме раскрыть перед детьми различные стороны жизни животных, птиц и т. д.

В нашем дошкольном учреждении широко применяется программа по ритмопластике известного педагога А. И. Бурениной, которая оказывает положительное влияние на качество понимания экологического образа. Так музыка В. Ребикова, передающая образ большого и грозного медведя настораживает детей, заставляет их правильно воспринимать повадки и поведение лесного жителя. Вот дети передают образ зайчика: отщипывает кору с молодых деревьев, грызёт её, трусливо замирает, дрожит как «осиновый листок» и т. д.

Этот образ трусливого зайки дети представляют при помощи народной песни в обработке Н.Римского-Корсакова «Заинька». Он близок и понятен детям. А вот — образ маленького мамонтёнка, который ищет и не может найти свою маму и, конечно же, песня и музыка В. Шаинского помогают детям понять, что это очень несчастный детеныш, который ищет маму-слониху. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Детские знания по экологии носят общий характер: дети умеют отличать деревья от трав, листья от цветов, называют окраску и форму природных объектов, подражают голосам животных, птиц. Замечают изменения в погоде и связь между некоторыми природными явлениями, знакомы с ближайшим экологическим окружением, узнают овощи, фрукты, растения, различают высоту звуков, имеют представления о временах года.

Согласно ФГОС ДО музыкальный руководитель направляет свою работу на интеграцию и реализацию образовательных областей. Например, вот ребята отправились на луг, к фее васильков. Вспомнили, что на лугу нужно поучиться слушать шуршание трав, песенку ветра, жужжание насекомых. Фея васильков рассказала, что бережет и стережет на лугу лекарственные травы, цветы первоцветы, гнёзда птиц и т. д. Фея васильков поинтересовалась у детей, зачем они пришли: рвать цветы, ловить насекомых? Фея васильков поведала детям о том, что к ней в гости приходят не только добрые люди, но и злые. Об этом рассказывал маковый росток: «Вот какая история приключилась на моем лугу. Мальчишки вырвали меня из земли, я сохну... И скоро, наверное, умру»... Детям было очень больно, жалко маленький росточек мака. Фея васильков просила ребят ничего не губить, не рвать. И подарила детям чудесную мелодию в обработке Л. И. Ивановой «А я по лугу». Ни для кого не секрет, что на музыкальных занятиях педагог не только знакомит детей дошкольников с музыкальным репертуаром, но и с музыкальными инструментами, на которых исполняется музыка. Поэтому была проведена игра: " Из чего сделаны пианино, скрипка, гитара?" И попутно педагог рассказывает о том, что человек преобразует природу рационально, с целью её охраны и улучшения. Заготовители древесины для музыкальных инструментов знают, какие деревья нужно спилить, чтобы не навредить природе. Фея васильков провела еще одну музыкально — экологическую игру: «Угадай, какому времени года подходит эта музыка?" И конечно же здесь использовался материал Фридерика Шопена «Весенний вальс»

Антонио Вивальди «Зима», «Лето», «Времена года». В летний оздоровительный период педагог провела экологический праздник, на территории детского сада. На этот раз в гости к детям пришел сторож — дворник детского сада. Ему дети подарили песню «Мы в дороге с песенкой о лете» В. Шаинского. Дети передавали в движении образы бабочек, медведей, лягушек. Сторож — дворник поинтересовался, умеют ли они слушать природу, она ведь тоже очень музыкальна. Природа умеет петь, шуметь, шуршать. Он предложил послушать детям фрагменты музыкальных произведений «Времена года» П. И. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Задачи формирования социально-экологического идеала решаются в единстве. Такое единство знаний, оценок поведения педагог нашла в народном творчестве, конкретно –музыкальных сказках. Малыши очень любят слушать сказки. Дети улавливают смысл, умеют следить за развитием действий, особенно детям доступны сказки о животных: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Красная шапочка», «Маша и медведь». Эти сказки несут «экологическую информацию», дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. И в то же время сопровождаются песенками, которые помогают детям понять характер и образ героев. Дошколята дружно переживают драматические события, хотят, чтобы все кончилось хорошо, стараются помочь героям, попавшим в беду. Тем самым через музыкальную сказку формируются элементы эстетико- и нравственно-экологического идеала, и очень важно, чтобы в реальной жизни этот идеал не расходился с поступками взрослых, которым ребенок верит безоговорочно.

В 2016 году музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы № 4 решили поставить по сказке «Дюймовочка» премьеру-оперу. Работа продолжалась почти 1,5 месяца: с солистами отрабатывала каждый жест, мимику, работала над выразительностью, образностью движений, особенно добивалась выразительного исполнения песен насекомых. На это музыкально-экологическое действо были приглашены все группы, родители, работники. Все были довольны, особенно выступающие дети, которые не просто пели свои партии, но и с помощью мимики и, движений представляли те или иные образы насекомых.

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», то есть с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации. Музыкальный руководитель начинает работу с инсценирования поэтических и музыкальных произведений, включающих в себя пение, декламирование, пластику, мимику.

Первые драматизации-частушки, игры-потешки и другие малые формы фольклора. Здесь органично соединяются слово, музыка, движение. Например, известные с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая».

В современном обществе экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Их разрешение возможно только при условии гуманистической направленности отношения человека к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы развития личности ребенка, построенной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.

Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие музыки и музыкальных образов предоставляет этому неограниченные возможности. В процессе каждодневной работы дошкольники приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей природе.

Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов. В нашем детском саду была проведена работа в группе № 4 по выявлению состояния экологической воспитанности и эмоционального отношения к миру природы при помощи анкетирования.

На первом этапе работы было выявлено состояние экологической воспитанности и эмоциональное отношение к миру природы у 25 ребят старшего дошкольного возраста.

Далее приводятся ответы дошкольников на вопросы анкеты.

Анкета № 1 представлена в таблице 1.

Таблица 1

Вопросы

Ответы

1. Нравится ли тебе бывать в природе? (в лесу, на лугу, на речке)

1. Нравится. (20 человек)

2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

2. а) Слушать птиц, любоваться природой, гулять. (4 человека)

б) Загорать, купаться. (6 человек)

в) Собирать ягоды, грибы. (5 человек)

г) Играть в подвижные игры. (2 человека)

д) Рвать цветы. (3 человека)

3. Приходилось ли тебе, приходя в природу петь песни или слушать музыку?

3. а) Нет, не приходилось. (15 человек)

б) Приходилось петь. (2 человека)

в) Приходилось слушать. (3 человек)

4. Знаешь ли ты русские народные песни о природе, о растениях?

4. а) Нет, не знаю. (16 человек)

б) Знаю. (4 человека)

5. Хотел ли бы ты разучить такую песню, в которой поется о красоте русской природы?

5. а) Да хотел (20 человек)

Анализ вопросов и ответов показал, что дети недостаточно общаются с музыкой, но желание у них есть. Любят природу, но рвут цветы, не знают музыки и песен о русской природе.

Если выразить данные полученные в таблице № 1, то мы получим вот такую диаграмму:

Дальнейшая наша работа заключалась в том, чтобы разучить с детьми русскую народную песню «Во поле берёза стояла», и провести экскурсию в природу.

На экскурсии мы обращали внимание детей на красоту и величие природы, пелис детьми песню, водили хоровод, чтобы дети получили максимально положительных эмоций. Задача педагога состоит в том, что бы сформировать у детей бережное отношение к природе, через слушание музыки, русских народных песен, в которых передается красота русской природы.

После проведенной работы на втором этапе проводился опрос детей той же группы с помощью анкетирования. Анкета № 2 представлена в таблице 2.

Таблица 2

Вопросы

Ответы

1. Любишь ли ты бывать в природе?

2. Знаешь ли ты музыку, песни о природе?

3. Как называется музыка, которую мы с тобой слушали?

4. О каком времени года эта музыка?

5. Что происходит в природе весной?

1. Да люблю. (20 человек)

2. Да знаю. (20 человек)

3. а) Подснежник. (6 человек)

б) Март. (10 человек)

в) Не помню. (4 человека)

4. а) О весне. (18 человек)

б) Не знаю. (2 человека)

5. а) Тает снег, бегут ручьи. (11 человек)

б) На деревьях набухают, почки распускаются листья. (5 человек)

в) Прилетают птицы с юга. (3 человека)

г) Просыпается медведь от зимней спячки. (1 человек)

д) Появляются первые цветы, подснежники. (2 человека)

После проведенной работы в результате анкетирования мы делаем вывод: общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. И наша диаграмма уже выглядит по-другому:

На этом же этапе нами было проведено тестирование детей старшего дошкольного возраста для выявления некоторых компонентов музыкальной деятельности детей с помощью заданий.

Задание № 1 — дидактическая игра «Отгадай знакомое произведение».

Задание № 2 — предложить на прогулке детям провести хоровод.

Задание № 3 — предложить исполнить свое любимое произведение о природе.

Уровень развития компонентов музыкальной деятельности детей представлен в таблице 3.

Таблица 3

п/п

Компоненты

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1

Желание слушать знакомые произведения и угадывать их

Ребенок слушает с большим желанием, не отвлекаясь, узнает произведение, понимает его смысл и правильно называет

На прослушивании ребенок отвлекается, ему не всегда интересно. Угадывает не все произведения, не всегда понимает смысл музыкального произведения. Не все называет правильно.

Желание слушать у ребенка отсутствует. Не названий музыкального произведения, отвлекается, не понимает смысл

2

Желание на прогулке провести хоровод и хором спеть разучиваемые ранее песни

Ребенок с удовольствием соглашается поводить хоровод, делает это весело, задорно. С радостью поет знакомые хороводные песни.

Ребенок с некоторым затруднением, не сразу соглашается водить хоровод, поет не очень охотно.

Ребенок совершенно не хочет водить хоровод, отказывается. Его не интересует такой вид музыкальной деятельности

3

Желание исполнить свое любимое произведение и знать его название

Ребенок с удовольствием соглашается спеть любимую песню, знает как она называется и кто автор

Ребенок с трудом соглашается спеть. Не всегда знает название либо автора произведений

Ребенок отказывается спеть. Присутствует момент стеснения или ребенку не интересно. У него нет любимого музыкального произведения

Обозначение уровней развития компонентов музыкальной деятельности детей:

В — высокий;

С — средний;

Н — низкий.

Оценка уровней выполнения заданий музыкальной деятельности детей представлена в таблице 4.

Таблица 4

п/п

Фамилия, имя ребенка

Задание №1

Задание №2

Задание №3

1

Анастасия М.

С

С

Н

2

Екатерина Е.

В

С

С

3

Иван Ч.

С

В

Н

4

Виктория Б.

В

С

В

5

Александра К.

С

С

Н

6

Игорь Л.

С

Н

С

7

Кирилл Т.

С

С

В

8

Дмитрий З

С

С

Н

9

Татьяна У.

С

С

Н

10

Григорий О.

С

В

С

11

Данил П.

С

С

Н

12

Александр Ц.

В

С

С

13

Марина Ф.

С

В

С

14

Елизавета В.

С

С

С

15

Николай М.

В

Н

С

16

Ольга Р.

С

С

Н

17

Илья С.

В

С

С

18

Фёдор Т.

С

С

Н

19

Валерия Ч.

С

С

С

20

Виталий Д.

В

В

С

Итак, подводя итоги тестирования, результаты выявления некоторых компонентов музыкальной деятельности детей в процентном соотношении представлены в диаграмме.

Продолжая наш эксперимент, мы попытались выяснить у детей их отношение к домашним животным, птицам при помощи анкетирования. Результаты анкетирования представлены в таблице 5.

Таблица 5

Вопросы

Ответы

  1. Есть ли у тебя домашние животные?
  2. Относишься ли ты к своим домашним животным как к друзьям?

3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным?

4. Знаешь ли ты про животных песню?

  1. Да, есть (16 чел)

Нет (4 чел)

  1. Да (11 чел)

Нет (9 чел)

  1. Нет, не приходилось (15 чел)

Кормил птиц зимой (4 чел)

Кормил бездомных котов и собак

(1 чел)

  1. Да, знаю (10 чел)

Нет, не знаю (10 чел)

Оценив результат анкетирования, мы продолжили работу с детьми. Для формирования у детей гуманного отношения к животным было проведено экологическое занятие на тему «В мире животных». На занятии использовали для прослушивания детьми пьесы А. Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел», а так же исполнялись детьми песни про домашних питомцах. С дошкольниками обсуждали характер музыки, говорили о соответствии названию. Задача педагога состояла в том, чтобы на этом занятии при помощи музыки сформировать у детей любовь и сострадание к животным.

На дальнейшем этапе работы мы вновь провели анкетирование дошкольников, чтобы выяснить, удалось ли нам изменить их отношение к животным с помощью тех методов, которые мы использовали.

Результаты анкетирования представлены в таблице 6.

Таблица 6

Вопросы

Ответы

1. Хотел бы ты, чтобы у тебя дома были животные?

2. Нужно ли заботиться о животных?

3. Что ты можешь сделать для животных?

4. Знаешь ли ты песню про животных?

1. Да (20 чел)

2. Да (20 чел)

3. Кормить, гулять с ними, ухаживать (17 чел)

Построим скворечник с папой (2 чел)

Меняю каждый день воду попугаю (1 чел)

4. Да знаю (20 чел)

Про птиц (5 чел)

Про собаку (12 чел)

Про кошку (20 чел)

В заключение нашей работы, после контрольного этапа, было вновь проведено тестирование детей на выявление уровня некоторых компонентов музыкальной деятельности с помощью заданий:

– Задание № 1 — Дидактическая игра «Отгадай музыкальное произведение»;

– Задание № 2 — На прогулке: «Хоровод вокруг берёзы»;

– ·Задание № 3 — Предложить детям спеть свою самую любимую песню о природе.

Уровень развития компонентов музыкальной деятельности детей представлен в таблице 7.

Таблица 7

п/п

Компоненты

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1

Желание слушать знакомые произведения и угадывать их

Ребенок слушает с большим желанием, не отвлекаясь, узнает произведение, понимает его смысл и правильно называет

На прослушивании ребенок отвлекается, ему не всегда интересно. Угадывает не все произведения, не всегда понимает смысл музыкального произведения. Не все называет правильно.

Желание слушать у ребенка отсутствует. Не названий музыкального произведения, отвлекается, не понимает смысл

2

Желание на прогулке провести хоровод и хором спеть разучиваемые ранее песни

Ребенок с удовольствием соглашается поводить хоровод, делает это весело, задорно. С радостью поет знакомые хороводные песни.

Ребенок с некоторым затруднением, не сразу соглашается водить хоровод, поет не очень охотно.

Ребенок совершенно не хочет водить хоровод, отказывается. Его не интересует такой вид музыкальной деятельности

3

Желание исполнить свое любимое произведение и знать его название

Ребенок с удовольствием соглашается спеть любимую песню, знает как она называется и кто автор

Ребенок с трудом соглашается спеть. Не всегда знает название либо автора произведений

Ребенок отказывается спеть. Присутствует момент стеснения или ребенку не интересно. У него нет любимого музыкального произведения

Оценка уровней выполнения заданий музыкальной деятельности детей представлена в таблице 8.

Таблица 8

п/п

Фамилия, имя ребенка

Задание №1

Задание №2

Задание №3

1

Ангелина Д.

В

В

С

2

Борис Л

В

В

В

3

Наталья В.

В

В

С

4

Степан Р.

В

В

В

5

Андрей Л.

С

В

С

6

Алексей И.

С

С

С

7

Варвара Г.

В

В

В

8

Таисия К.

В

С

С

9

Мария Ж

В

С

С

10

Григорий М.

В

В

С

11

Матвей Р.

В

В

С

12

Руслан Г.

В

В

С

13

София К.

С

В

С

14

Денис Л.

В

С

С

15

Валерий П.

В

С

Н

16

Павел К.

С

С

С

17

Елена М.

В

В

С

18

Ирина Х.

С

В

С

19

Пётр И.

В

С

В

20

Марк П.

В

В

В

Результаты выявления некоторых компонентов музыкальной деятельности детей в процентном соотношении представлены в диаграмме.

Вывод: диагностика уровня представлений о природе показала положительную динамику; повысился уровень осознанно-бережного отношения к природе; дети стали более глубоко и осознанно воспринимать образы природы в музыке. При помощи тестирования мы выяснили, что большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности: слушать музыку, петь песни, водить хороводы. У детей есть свои любимые произведения, которые они легко узнают и знают их названия и авторов.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

Исходя из содержания статьи «Формирование экологического сознания через восприятие дошкольниками музыки и музыкальных образов, хочется сделать некоторые выводы:

– дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного;

– вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;

– использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности;

– разработать методы и приемы использования разных видов музыкальной деятельности на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников.

Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть красоту окружающего нас мира.

Литература:

  1. Абрамова Г. Е. Экологическое воспитание средствами искусства / Г. Е. Абрамова. — Ярославль: Ярославский областной ИПК педагогических и руководящих работников, 1998. — 76 с.
  2. Асафьев Б. О русской природе и русской музыке / Б.Асафьев // Искусство в школе. — 2007. — № 1
  3. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой/В. Д. Бондаренко. — М.: Просвещение — 1997. — 296 с.
  4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М.: 1980.
  5. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: 1989.
  6. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальная музыка и ее использование в экологическом воспитании детей. // Начальная школа. — 1998. — № 6.
  7. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. — М.: 1995. — 40 с.
  8. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. — 2004. — № 3
  9. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. — 2004. — № 4
  10. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. — М.: 1987.
  11. Смолянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания / И. Ф. Смолянинов. — М.: Просвещение,1984. — 206 с.
  12. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания / В. И. Старостин. — М.: Высшая школа, 1999. — 137 с.
  13. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры // Л. А. Чистякова. — Урал: ГАРК. — 1998. — 377 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle