Библиографическое описание:

Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 90-94.



Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.

Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране — одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

Экологическое образование дошкольниковэто непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. [6,с.15]

Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

Целью данной работы является изучение игры как метода и определение её роли в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

  1. Определение места игры в экологическом воспитании дошкольников.
  2. Выявление структуры дидактических игр.
  3. Классификация дидактической игры в зависимости от решаемых задач.
  4. Использование разнообразных игр экологического содержания, разработанных специалистами С. Н. Николаевой, М. А. Рыжовой, Г. Н. Казаручик.
  5. Разработка и использование дидактических игр экологического содержания для детей разных возрастных групп.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. «Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения».

«Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания».

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.

Известна структура и классификация дидактических игр [1, с. 276].

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактический материал позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие составные элементы игры:

– дидактическая задача;

– игровая задача;

– игровые действия;

– правила игры;

– результат (подведение итогов).

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Подробнее остановимся на дидактических играх экологического содержания.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.

Дидактические игры экологического содержания

а) дидактические игры для обогащения экологических представлений

При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений:

– старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

– дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

– в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

– о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

– о человеке как части природы;

– о культуре поведения в природе.

Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

б) дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения кприроде

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующие отношения к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:

а) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

б) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте; прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т. д.) должны рассказывать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие — возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, — создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, то есть проявляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков человека в природе, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

Особенностью дидактических игр этого блока — является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.

в) дидактические игры для приобщения кэкологической ориентированной деятельности.

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения — на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т. д.

Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания. Введение игровых приёмов в практику обучения и воспитания дошкольников можно проводить следующим образом:

С детьми младшего дошкольного возраста при наблюдении за осенними деревьями, рассматриваем листья берёзы, клёна, выделяем и называем характерные признаки их формы, окраски. Потом проводим игру «Найди дерево» («Раз, два, три, под клён беги»)

С детьми постарше, получившим первые знания о лесе, можно водить вокруг берёзки хороводы, приговаривая и припевая народные слова, изображая руками, как она качается («Берёзка зелёненькая, весной весёленькая, среди поля стоит, листочками шумит»).

В закреплении знаний о природе так же большую роль играет дидактическая игра. Воспитателю необходимо разъяснять правила игры, соблюдение которых делает игру интересной и не сводит её к упражнению. Со старшими дошкольниками используются настольно — печатные игры («Зоологическое лото», «С какой ветки детки» и т. д.)

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащений. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышления, гибкость и динамичность представлений. Умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам: внимание, быстроту, реакцию. Например: «Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец. «Белка осенью запасает корм………», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что………» или «Лимон жёлтый, а огурец……», «Ромашка белая, а василёк…» и т. д.

Среди игр экологического содержания в практике используются предметные игры, которые предполагают использование игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т. д. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребёнка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам: цвету, размеру, характеру происхождения, форме. На экскурсиях и прогулках используется игра «Угадай, что в мешочке?» В небольшой мешочек помещаются различные природные предметы. Задача ребёнка — на ощупь определить предмет. Это один из вариантов игр, направленный на сенсорное развитие ребёнка.

Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги расширяют и обогащают знания детей о родной природе. Благодаря этому у детей формируются и ярко проявляются познавательные интересы, появляются вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей более развернутыми.

Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников.

Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность.

Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно — печатных игр.

Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.

Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Литература:

  1. С. А. Козлова, Т. А. Куликова «Дошкольная педагогика» М.: «Академия», 1998
  2. С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: «Академия», 1999.
  3. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
  4. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы», Санкт-Петербург 1996.
  5. Черезова Л. Б. «Теория и методика экологического образования детей», Волгоград, издательство ВГПУ «Перемена» 2010.
  6. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду», Москва 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle