Библиографическое описание:

Кондаурова И. В., Яковлева С. В. Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 77-80.



В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когнитивной сферы.

Художественная деятельность детей с самого начала тесно связана с жизнью. Прежде всего, ребёнку необходимо отчётливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребёнка является развитие восприятия в разных его видах — зрительного, слухового, осязательного, кинестетического, тактильного. Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели. Например, общеизвестна ассоциация цвета и звука. Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей является основой раскрытия многих творческих процессов. С психологической точки зрения, все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (изобразительное искусство), аудиальные (музыка), кинестетические (танец) и полимодальные (театр). Но такая связь не даёт нам право предполагать, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, отображая ритм, нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям (Анри Матисс. «Музыка» 1910). Известный педагог и психолог П. П. Блонский первый предложил систему полихудожественного синтеза. Таким образом, можно считать, что синтез искусств является необходимым условием для развития восприятия как психической составляющей.

С точки зрения исследователей в области эстетического восприятия (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина) восприятие искусства и окружающей действительности, является важным компонентом художественной деятельности, оказывает значительное влияние на её формирование. Л. В. Выготский в своих трудах отмечал, что восприятие является важным составляющим в формировании познавательного аспекта личности.

Современные исследователи отмечают так же, что работа по развитию художественно-эстетического восприятия даёт не только сиюминутные результаты. Доказательство тому — работы Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгера, К. Н. Поливановой, Е. Ю. Сутковой, тема которых — подготовка детей к школе, диагностика психического развития и его коррекция. Авторы отмечают, что недостаточный уровень развития образных представлений, затруднения при восприятии — частые причины трудностей в учёбе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже. Поэтому, как считают они, если у ребёнка имеется эта проблема, то её надо как можно скорей «компенсировать» изобразительной деятельностью. Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно предположить, что любые разработки и исследования в области развития восприятия у детей дошкольного возраста имеют важное значение. И следует предположить, что процесс развития художественно-эстетического восприятия нуждается в планировании, и уровень развития можно отследить с помощью методик и качества продуктивной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ теоретического и практического материала по вопросу создания педагогических условий развития эстетического восприятия.
  2. Выявление уровня художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработка и апробация системы по организации художественно — эстетического восприятия, направленной на развитие и совершенствование механизмов сенсорного восприятия, преодоление сенсорных стереотипов, развитие когнитивной сферы — ассоциативного мышления, сенсомоторной и произвольной памяти, развитие способности к эмпатии.
  4. Создание стимульного и дидактического материала.
  5. Констатация результативности.

Мы предположили, что нам понадобятся следующие педагогические средства: методы — частично — поисковые, проблемные ситуации, поощрение, стимулирование, приёмы — словесные, наглядно — образные, наглядно — действенные, разные формы организации детей и формы проведения НОД — игра, конкурс, «вхождение», сказка. Появилась необходимость создать стимульный материал.

Поставив задачи и выбрав средства спланировали дальнейшую деятельность следующим образом.

Первый этап — этап ознакомления с проблемой, который позволил изучить статьи разных авторов. Особенность восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности — это тема исследований Е. А. Аркина, Н. П. Сакулиной, Л. А, Венгера, Э. Г. Пилюгиной. Все они отмечают особенности восприятия цвета детьми. Их исследования показывают, что точность цветоразличения повышается с возрастом под воздействием организованной, насыщенной среды. Таким образом, можно избежать цветовых штампов у детей. Н. П. Сакулина отмечает «большое влияние на развитие образных представлений и характеристик цвета оказывает использование на занятиях по рисованию поэтических произведений» — «Как молоком облитые стоят сады вишнёвые», «Одуванчик молодой был совсем, как золотой». [6, с.180]

Отечественные психологи и педагоги А. В. Запорожец, А. П. Усова, Т. Н. Доронова утверждают, что дети часто используют цвет как выразительное средство, характеризующее образ. Проблемой восприятия цвета и развития цветовосприятия так же занимается Н. В. Дубровская. Исследователи отмечают, что дети 5–7 лет проявляют интерес к произведениям искусства и способны воспринимать не только содержание, но и средства выразительности (В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева). Им доступно восприятие средств художественной выразительности графики, их условность (В. Я. Кионова, Р. А. Мирошкина, Н. В.Квач). А Курочкина Н. А. отмечает, что дети старшего дошкольного возраста эмоционально откликаются на художественные образы, но при эстетической оценке произведения искусства часто аргументация бедна или несущественна. Отсюда следует, что для развития у детей умения выражать в речи своё суждение необходимо вести работу по накоплению и активизации словаря. А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская разработали приёмы развития художественного восприятия и мышления ребёнка дошкольника. Они предлагают вести работу одновременно в двух направлениях: развивать «художественное» восприятие жизни и воплощать это отношение средствами искусства.

На следующем этапе был проведён мониторинг на выявление уровня как восприятия в целом, так и художественно-эстетического восприятия. Был использован материал: тест «Восприятие цвета» авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, тест «Дорисуй предметы» методика Т. Н. Головиной [4], диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю» — с опорой на исследования и методические разработки Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Н. А. Курочкиной, Н. П. Сакулиной, а так же был проанализирован продукт детской деятельности.

Система работы была выстроена в следующей последовательности. На первом этапе при ознакомлении детей с предметами и явлениями восприятие натуры происходило в детальном рассмотрении. Главное на этом этапе вызвать у детей интерес, удивление и желание изображать данный объект. Учитывая, что игра является основным видом деятельности, широкое применение нашли игры на развитие кинестетического, тактильного, зрительного, слухового восприятия и на закрепление сенсорных эталонов. Процесс восприятия строится следующим образом: вызвать интерес, самостоятельно рассмотреть объект, выразить собственное эстетическое отношение к объекту, повторное самостоятельное рассматривание. На следующем этапе, опираясь на уже полученные знания о свойствах и форме и учитывая, что знакомая форма может вызвать пониженный интерес, были использованы педагогические средства, направленные на активизацию процесса восприятия: «диалог с живой культурой», основанный на созерцании; развитие восприятие цвета и оттенков с помощью дидактических игр («Составь палитру», «Цвет и настроение» и т. д.); использование пластических упражнений по поводу воспринимаемого объекта — элементы пантомимы и театра; применение в процессе восприятия мнемотаблиц; использование метода сравнения и сопоставления, а так же использование сюжетно-ролевых игр («Я — экскурсовод»).

На следующем этапе расширился круг задач, форма проведения занятий стала более разнообразной. «Созерцая» произведения искусства дети не только рассматривали его, но и придумывали своё название, отмечали настроение, цветовую гамму, подбирали лирическое и музыкальное произведение. Применение этих методов способствовало развитию эстетического восприятия, воспроизведения на уровне чувственного опыта. Что в последствии отслеживалось в детском творчестве — разнообразие цветовой палитры, передача настроения в цвете, построение интересных композиций. Широкое применение на этом этапе нашло применение игр «интеграционного типа», в ходе которых соединяются элементы дидактики, моделирования — поиска, который нанизывается на стержень содержания. Это интерактивные путешествия, экскурсии. Главная ценность этих игр в том, что они построены на принципах творческого равноправного диалога. Обязательным компонентом в этой системе стал цикл занятий, направленных на восприятие и копирование шедевров искусства. Работа в этом направлении позволила развивать у детей старшего дошкольного возраста умение замечать яркие различия и незначительные, умение видеть творческую манеру художника. В дальнейшем следовало усложнение — создание самостоятельной творческой работы с учётом определённой манеры исполнения.

Выстраивая систему и организовывая процесс художественно-эстетического восприятия, не следует забывать о важном компоненте детской изобразительной деятельности — воспроизведении. Опыт восприятия повсеместно отражался в продуктивной деятельности.

Подведём итоги функционирования системы по развитию художественно-эстетического восприятия. На начало функционирования опыта дети старшего дошкольного возраста испытывали следующие трудности при восприятии: отмечалась низкая концентрация внимания, сам процесс был непродолжителен, отмечалось неумение выделять составляющие рассматриваемого объекта, действия при восприятии интериоризованы, то есть не перешли во внутренний план, в продуктивной деятельности использовалась минимальная цветовая палитра. Работа по организации процесса художественно-эстетического восприятия дала следующие результаты: дети стали выделять большинство художественных средств выразительности (цвет, форма, линия), отмечается наличие развитого художественно-эстетического мышления, рост уровня развития целостного и дифференцированного эстетического восприятия. При передаче образа дети отображают его близко к реальности, работы детей стали цветонасыщенны, правильно построены композиционно. Дети стали вкладывать в творчество все свои знания и наблюдения, так, как осознали, что художник — это внимательный наблюдатель.

Диагностические показатели на начало и на конец функционирования опыта.

В ходе проведенных нами диагностических исследований на основе разработанных методик выявлена положительная динамика в развитии эстетического восприятия старших дошкольников. Данные результаты доказывают эффективность разработанной нами системы по развитию эстетического восприятия, включающей: развитие положительной эмоциональной реакции на «эстетическое» явление, ситуацию, объект, установление детьми взаимосвязи между особенностью выразительных средств и содержанием художественного образа, развитие эмпатийного включения, вхождение в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и выражение всего этого в собственной художественно-творческой деятельности, формирование на этой основе у детей эстетических переживаний и суждений. Доказано положительное влияние художественно-эстетического восприятия на уровень продуктивной деятельности старших дошкольников.

Литература:

  1. Бугрименко Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов./Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Суткова под ред. В. В. Слободчикова. — Библиотека развивающего обучения. Вып. II. Томск, 1992.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства./Л. С. Выготский. — М., 1968.
  3. Комарова Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова.- Ярославль, 2006.
  4. Краснощёкова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей./ Н. В. Краснощёкова. — Ростов-на-Дону, 2007.
  5. Мелик-Пашаев А. А. К проблеме общего и специального в художественной одарённости человека./ А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — М., 1988.
  6. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве./ Н. П. Сакулина. — М.: Просвещение, 1975.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle