Влияние коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Влияние коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ / Т. С. Кожина, К. А. Дасаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32009/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье обоснована актуальность изучения проблемы влияния коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ. Описаны этапы обучения плаванию детей, использование различных подходов и методов обучения. Наглядно отражена динамика индивидуального развития на примере двух детей. Поэтапно представлена организация обучения плаванию, которая напрямую связана с оздоровительной работой.

Ключевые слова: коррекционная гимнастика, дети с ОВЗ, индивидуально-дифференцированный подход, принцип от простого к сложному, индекс здоровья

Коррекционная гимнастика в воде является одним из основных средств коррекции в двигательной сфере, эмоционально-волевой сфере детей с ОВЗ. Именно в воде, гимнастика приобретает удивительный вид физических упражнений.

В чём же тайна воды? Все мы знаем, что вода снимает нервное напряжение, дарит радость и даёт всплеск положительных эмоций. Но есть ещё одно уникальное свойство воды — она является одним из лучших энергоинформационных носителей.

Так почему же именно вода? Почему мы используем воду на своих занятиях?

Упражнения в воде улучшают деятельность нервной системы и подвижность суставов. Значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде, а тем более упражнения в ней, улучшают обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку ребенка затрудняет вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствуя их развитию, что в свою очередь, оказывает благотворное влияние на сердечно — сосудистую и нервную системы ребенка.

У нас в саду, есть уникальная возможность использовать чудесные свойства воды для коррекционной работы с детьми. Как же, это происходит на занятиях?

Обучение детей плаванию делится на несколько этапов:

1 этап — заключается в проведении упражнений на суше, имитирующих основные плавательные движения.

2 этап — освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней.

3 этап — обучение движениям рук и ног при плавании.

4 этап — обучения полной координации плавательных движений.

Обратите внимание, что в нашем случае, мы не обучаем детей различным стилям плавания и не учим их нырять. Наша задача — это коррекция двигательной сферы, развитие эмоционально-волевой сферы, и преодоление детьми различных барьеров общения, понимания себя и других.

Коррекционная гимнастика в воде используется как продолжение целенаправленной коррекционной работы учителя-дефектолога. Основой коррекционной работы является тематический подход (лексические темы), обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы — принцип комплексности — взаимодействие специалистов. Эта работа осуществляется в процессе каждодневных занятий, каждое из которых имеет четкую структуру.

В нашей работе используется индивидуально — дифференцированный подход, так как все дети по-разному ведут себя в воде: кто-то боится, кто-то уверен в своих силах; есть чрезмерно подвижные и наоборот — медлительные; способности и познавательные навыки у детей также разные. А научившись в воде расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

При выполнении всех упражнений мы соблюдаться принцип от простого к сложному.

На занятиях широко используются звуковые и речевые сопровождения, т. к. слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использовать игровой метод, а также оценивать и фиксировать уровень овладения занимающимися упражнений по освоению с водой. Все методы обучения применяются комплексно.

Положительное влияние коррекционной гимнастики в воде, отражено в диаграммах, на примере 2-х детей. Показатели заносятся в личную карточку ребенка.

Рис. 1. динамика индивидуального развития ребенка

На конец года у Сони П. наблюдается положительная динамика, которая ярко выражена на рис.1. Соня в начале года очень боялась воды. Сейчас же, с водой она подружилась, смело и активно выполняет задания.

Рис. 2. динамика индивидуального развития ребенка

На начало года Настя не всегда понимала простейшие инструкции педагога, внимание было рассеянным, задания выполнялись, но с осторожностью. На конец года Настя стала более внимательной, выполняет простейшие инструкции.

Организация обучения плаванию, напрямую связана с оздоровительной работой, которая проводится в нашем саду. Работа эта проходит поэтапно.

На 1 этапе идёт:

– работа с родителями;

– учёт уровня состояния здоровья детей;

– учёт показания и противопоказания занятий в воде.

На основе этого формируются группы для занятий, с учётом уровня состояния здоровья детей, который отражён на рис.3.

Рис. 3.Статистические данные по группам здоровья детей

На 2 этапе, происходит непосредственная работа по выполнению коррекционной гимнастики в воде.

3 этап — мониторинг: физического состояния, уровня плавательных навыков и уровня заболеваемости, который отражен на рис.1. и рис.2.

Рис. 4. Статистические данные по заболеваемости

Как видно из данного рисунка, уровень заболеваемости снизился.

Рис. 5. Индекс здоровья

Показатель индекса здоровья за 3 года значительно увеличился.

Таким образом, недостатки психомоторного развития детей с ОВЗ существенно сглаживаются под влиянием комплексной коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой в ДОО.

Основные термины (генерируются автоматически): вод, коррекционная гимнастика, ребенок, этап, двигательная сфера, индивидуальное развитие ребенка, коррекционная работа, нервная система, оздоровительная работа, психомоторное развитие детей.


Ключевые слова

дети с ОВЗ, коррекционная гимнастика, индивидуально-дифференцированный подход, принцип от простого к сложному, индекс здоровья

Похожие статьи

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно...

Большой раздел физического воспитание детей отводится гимнастическим упражнениям. Гимнастика — это раздел, который может

В связи с физическими недостатками детей необходимо учитывать двигательные нагрузки в развитие общей моторики.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе...

Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

В развитии их физических навыков, двигательной активности и общем состоянии здоровья детей.

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста...

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для...

психическое развитие, ребенок, коррекционная ритмика, психомоторная сфера детей, движение, эмоциональная комфортность, ловкость движений, компенсирующая направленность, задержка, ритмическая...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Этапы комплексной коррекционной помощи детям раннего имладшего дошкольного возраста: Установление с детьми личностного, эмоционального и делового сотрудничества: наблюдение за детьми в группе, совместные игры.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

нарушение зрения, ребенок, физическое развитие, коррекционная ритмика, двигательная сфера, движение, пространственная ориентировка, развитие, двигательная активность, музыка.

Применение самомассажа как нетрадиционного...

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: Елизарова Светлана Владимировна. Рубрика: 7. Дефектология.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Физическое и психическое развитие детей, имеющих такой диагноз, протекает на дефектной основе. Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы)...

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников...

Недостатки развития психомоторной сферы детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так и зарубежными учеными.

Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений.

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно...

Большой раздел физического воспитание детей отводится гимнастическим упражнениям. Гимнастика — это раздел, который может

В связи с физическими недостатками детей необходимо учитывать двигательные нагрузки в развитие общей моторики.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе...

Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

В развитии их физических навыков, двигательной активности и общем состоянии здоровья детей.

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста...

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для...

психическое развитие, ребенок, коррекционная ритмика, психомоторная сфера детей, движение, эмоциональная комфортность, ловкость движений, компенсирующая направленность, задержка, ритмическая...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Этапы комплексной коррекционной помощи детям раннего имладшего дошкольного возраста: Установление с детьми личностного, эмоционального и делового сотрудничества: наблюдение за детьми в группе, совместные игры.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

нарушение зрения, ребенок, физическое развитие, коррекционная ритмика, двигательная сфера, движение, пространственная ориентировка, развитие, двигательная активность, музыка.

Применение самомассажа как нетрадиционного...

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: Елизарова Светлана Владимировна. Рубрика: 7. Дефектология.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Физическое и психическое развитие детей, имеющих такой диагноз, протекает на дефектной основе. Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы)...

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников...

Недостатки развития психомоторной сферы детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так и зарубежными учеными.

Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений.

Похожие статьи

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно...

Большой раздел физического воспитание детей отводится гимнастическим упражнениям. Гимнастика — это раздел, который может

В связи с физическими недостатками детей необходимо учитывать двигательные нагрузки в развитие общей моторики.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе...

Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

В развитии их физических навыков, двигательной активности и общем состоянии здоровья детей.

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста...

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для...

психическое развитие, ребенок, коррекционная ритмика, психомоторная сфера детей, движение, эмоциональная комфортность, ловкость движений, компенсирующая направленность, задержка, ритмическая...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Этапы комплексной коррекционной помощи детям раннего имладшего дошкольного возраста: Установление с детьми личностного, эмоционального и делового сотрудничества: наблюдение за детьми в группе, совместные игры.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

нарушение зрения, ребенок, физическое развитие, коррекционная ритмика, двигательная сфера, движение, пространственная ориентировка, развитие, двигательная активность, музыка.

Применение самомассажа как нетрадиционного...

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: Елизарова Светлана Владимировна. Рубрика: 7. Дефектология.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Физическое и психическое развитие детей, имеющих такой диагноз, протекает на дефектной основе. Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы)...

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников...

Недостатки развития психомоторной сферы детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так и зарубежными учеными.

Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений.

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно...

Большой раздел физического воспитание детей отводится гимнастическим упражнениям. Гимнастика — это раздел, который может

В связи с физическими недостатками детей необходимо учитывать двигательные нагрузки в развитие общей моторики.

Основные направления работы по психомоторному развитию...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе...

Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

В развитии их физических навыков, двигательной активности и общем состоянии здоровья детей.

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста...

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для...

психическое развитие, ребенок, коррекционная ритмика, психомоторная сфера детей, движение, эмоциональная комфортность, ловкость движений, компенсирующая направленность, задержка, ритмическая...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Этапы комплексной коррекционной помощи детям раннего имладшего дошкольного возраста: Установление с детьми личностного, эмоционального и делового сотрудничества: наблюдение за детьми в группе, совместные игры.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

нарушение зрения, ребенок, физическое развитие, коррекционная ритмика, двигательная сфера, движение, пространственная ориентировка, развитие, двигательная активность, музыка.

Применение самомассажа как нетрадиционного...

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: Елизарова Светлана Владимировна. Рубрика: 7. Дефектология.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей...

Физическое и психическое развитие детей, имеющих такой диагноз, протекает на дефектной основе. Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы)...

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников...

Недостатки развития психомоторной сферы детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так и зарубежными учеными.

Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений.

Задать вопрос