Библиографическое описание:

Жидкова Л. И. Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 37-40.



На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи. Данная система создает оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребёнка, его способностей, интересов, потребностей в усвоении правильных произносительных умений.

Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад

С каждым годом логопедическая наука развивается и вносит различные коррективы в методики, технологии, документацию и т. д. Но, тем не менее, опыт авторов прошлых лет остаётся неизменным, являясь базой для развития данной науки в целом. Попытки комплексного подхода с использованием игровых приёмов при создании программ по развитию речи в своё время проводились в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина. Этой проблемой занимались Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, И. А. Максакова, Г. А. Каше, А. Г. Томбовцева, Г. А. Тумакова. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста отражено в работах Генинга М. Г., Германа Н. А., Ефименко Л. Н., Косинова Е. М., Лопухина И. С., Пожиленко Е. А., Селивёрстова В. И. и многих других.

Овладение детьми старшего дошкольного возраста нормативной фонетикой языка в норме становится всё более актуальной проблемой в настоящее время. По результатам диагностики количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, превышает реальные возможности. В подготовительных к школе группах недостатки звукопроизношения имеются у 60 % детей. Нарушение звукопроизношения является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Ошибки на письме ещё долго остаются даже после исправления нарушения звукопроизношения. Многолетняя практика работы с детьми также показывает, что все нарушения произносительной стороны речи, если их вовремя не исправить, осложняют, затрудняют и содержательное, и полноценное развитие у ребёнка, его природных способностей и возможностей. Поэтому дорога помощь детям вовремя.

Задачи. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта ДО, необходимо создавать благоприятные условия для индивидуализации обучения в условиях детского сада (сохранение, развитие, реализация индивидуальных особенностей детей). В связи с этим возникает необходимость оптимизации пути коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть. Для проведения этой работы были созданы все оптимальные условия. Усовершенствованы ранее разработанные подробные планы-конспекты индивидуально-подгрупповых занятий по следующим группам звуков: свистящие звуки: [с], [с,], [з], [з,], ц; шипящие звуки: [ш], [ж], [ч], [щ]; соноры: [р], [р,], [л], [л,]; йотированные; группы звуков раннего онтогенеза: [б], [б,], [п], [п,], [в], [в,], [ф], [ф,], [д], [д,], [т], [т,], [к], [к,], [г], [г,], [х], [х,].

Все этапы коррекционного процесса обеспечены необходимым инструментарием, позволяющим осуществить коррекцию в условиях индивидуализации обучения. Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно. Учителя-логопеда всегда заботит то, как сделать занятие интересным, разнообразным и, в то же время, продуктивным для ребёнка. Логопедическое занятие — это не урок, это некоторое действо, и оно должно захватить ребёнка. Для этого необходимо наполнить его занимательным смыслом, от которого у детей появляется стойкое желание научиться правильно говорить. Поэтому построение индивидуально-подгрупповых занятий, которые я предлагаю, имеет частичное отличие от учебно-дисциплинарной модели.

Основное отличие состоит в том, что дидактический материал занятия вписывается в выбранную или предложенную сюжетно-игровую основу с определённой игровой мотивацией. Такое построение занятий способствует становлению и проявлению индивидуального стиля деятельности ребёнка, которому необходима достаточная свобода. Также сюжетно-игровая основа занятия позволяет широко организовывать зону неопределённости, в которой он бы имел возможность следовать своим мотивам, потребностям, целям, самостоятельно выбранным средствам и способом действия. Данная основа способствует логопеду с детьми творчески выстроить все занятия по одной сюжетной линии. Метод реагирования в сюжетно-игровых ситуациях стимулирует и поддерживает инициативу, активность, самостоятельность детей. Сюжетно-игровая основа занятия позволяет детям чувствовать себя свободнее, они имеют право на передвижение во время занятия, общение с другими детьми в процессе деятельности и имеют возможность в выборе средств. Такое построение занятий позволяет ребёнку учиться и играть. «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» — В. А. Сухомлинский

В разработанных и используемых планах-конспектах указано достаточно большая тематика сюжетно-игровой основы занятий. Предлагается несколько типов сюжетно-игровой основы, использование которых представляют различные дидактические возможности, а именно: сюжеты по лексическим темам, временам года, календарю; сюжеты на пословицы и поговорки; путешествия, праздники; многофункциональные учебно-игровые карты; литературные персонажи; игрушки-аналоги; сказочные сюжеты.

В процессе работы с детьми сюжетно-игровая основа видоизменяется, дополняется, предлагаются детьми и родителями новые варианты, учитывая индивидуальные интересы детей. Таким образом, ребёнок является не прямым наследником, приемником образцов, по которым нужно сохранять и целостно воспроизводить, а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать, освобождаясь от подражания.

Готовые подробные конспекты логопедических занятий по коррекции звукопроизношения позволили мне, учителю-логопеду, совместно с детьми и родителями тщательно подобрать материал к каждому занятию: опорные картинки, серии картинок, мнемотаблицы; плакаты для автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках, потешках, текстах; образцы весёлых картинок из счётных палочек и морских камешек; аудиозаписи всех используемых в занятиях чистоговорок, скороговорок; логоритмических попевок; графических схем. Большинство материала, пособий для занятий — гибкие, разноуровневые по сложности и многофункциональные. Такая вариативность создаёт оптимальные возможности для индивидуального обучения.

Созданные наилучшие благоприятные условия для занятий позволяют детям получить уникальную возможность учиться выбирать средства по автоматизации звуков на каждом этапе работы. Дети, согласно своим интересам, возможностям, психоэмоциональному состоянию, выбирают или видоизменяют тот материал, с помощью которого он может закрепить произношение поставленных звуков с желанием и самостоятельно. Утомительный рутинный процесс по автоматизации звуков превращается в занимательную интересную игру. У ребёнка повышается работоспособность, снижается утомляемость, эмоциональное состояние становится позитивным. Это сохраняет его психическое и физическое здоровье. Часто дидактический материал дополняется детьми и родителями интересными собственными вариантами, и модификациями. У детей появляется больше возможностей сделать это самому. Данный вид работы — мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления совместно с ребёнком. Дети учатся и играют. Ребёнок трудится над умением произносить правильно звуки родного языка согласно своим индивидуальным особенностям. Учитывая в логопедическом процессе фактор индивидуализации, можно с ответственностью сказать, что ребёнок приобретает уверенность в своих силах, у него появляется стойкое желание включаться в процесс деятельности логопедического занятия. У ребёнка повышается самооценка. Он желает демонстрировать свои успехи детям и взрослым.

Возможно, предложенный вариант обучения не охватывает всех частных проблем, но претендует на наиболее экономный путь коррекции звукопроизношения, где индивидуализация обучения является эффективным и приоритетным фактором. Это показывает диагностика, положительные результаты очевидны.

Приведу пример, как можно интересно, продуктивно использовать пособия по сюжетно-игровой основе занятий в индивидуальном сопровождении ребёнка по исправлению звукопроизношения.

Ребёнку 6 лет с фонетическим нарушением речи. Он часто пропускает занятия по состоянию здоровья. У него низкая работоспособность, неустойчивое внимание, неуверенность в собственных силах. Результаты диагностики показывают, что особый интерес ребёнок проявляет к морской тематике. Учителю-логопеду необходимо направить данный интерес ребёнка в нужное русло. Эта тематика поможет создать благоприятные условия на обучение правильного произношения звуков. Необходимо привлечь родителей участвовать в логопедическом процессе. Совместно создавать ситуации, чтобы ребёнок проявлял максимум активности. Поощрять, воодушевлять за каждое проявление самостоятельности.

Сначала всем вместе необходимо пофантазировать, как можно организовать морское путешествие (помочь осуществить желание ребёнка). Постепенно из набросков, рисунков, эскизов может появиться электронный вариант сюжетно-игровой основы занятия под названием «Путешествие по удивительным островам на учебно-игровом корабле Говоряндия». Вариант карты и стимульных карточек можно распечатать разных размеров в цветном и чёрно-белом варианте. Командир корабля — сам ребёнок, он главный, он ответственный за путешествие. Все остальные — его друзья и помощники (учитель-логопед, родители, все сказочные герои).

Во время путешествия должны посетить 8 островов, где произойдёт встреча с помощниками звука, гостями и волшебными жителями. На острова можно попасть на корабле с помощью разных превращений вовремя и на время логопедических занятий. Возвращаться необходимо в конце занятия на корабле «Говоряндия». Способы возвращения тоже разнообразны. Придумывать их можно всем вместе. В рабочей тетради, в карте самоанализа после каждого занятия ребёнок должен отмечать свои ощущения и чувства от выполненной работы на островах: я доволен собой (кружок полностью закрашен), я действовал не совсем уверенно (кружок наполовину закрашен), я недоволен собой (кружок не закрашен).

Пребывание на островах предусматривает все этапы работы по коррекции звука. Для этого прилагается примерный перспективный план, где указываются предлагаемые задания, упражнения, игры, насыщенные автоматизированным звуком и окрашены выбранной лексической тематикой. Большое количество заданий, упражнений и игр можно найти в наших книгах, изданных в соавторстве: Жидкова Л. И., Капицына Г. А., Емельянова Н. В.«Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ» и «Коррекция звукопроизношения у детей 5–6 лет с фонетическим нарушением в условиях логопункта ДОУ» — Емельянова Н. В., Жидкова Л. И., Капицына Г. А. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 и 2014г.

Остров Знакомия (учимся и играем): подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука; сформировать точные движения органов артикуляции (в игровой форме). Предлагаемые задания, упражнения, игры. Игра «Какую речь ты выбираешь?». Прослушивание аудиозаписи чистой речи и речи с нарушениями в звукопроизношении. Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Общая артикуляционная гимнастика. Помощник — Звукознайка. Используются аудиозаписи, диктофон, элементы мультимедийных приёмов.

Эмоционально-волевая сфера ребёнка: пребывание на острове Знакомия поможет понять важность и нужность учиться правильно говорить, ребёнок должен почувствовать себя принимаемым и понимаемым, все желают ему помочь, в карте самоанализа после занятия может появиться значок «Я действовал не совсем уверенно».

Пещера Звучандия: предлагаемые задания, упражнения, игры (из перспективного плана): специальный комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука (студия «Весёлый язычок»), рассматривание схемы артикуляционной позы звука, постановка звука.

Эмоционально-волевая сфера ребёнка: на острове Звучандия происходит настрой на сознательное обучение. Метод реагирования стимулировал и поддерживал инициативу, самостоятельность и активность ребёнка. В карте может появиться отметка «Действовал не совсем уверенно».

Остров морских фей: автоматизация изолированного звука. Предлагаемые задания, упражнения, игры:встреча с морскими феями. Они приглашают всех гостей в синюю (зелёную) комнату. Там звук является самым уважаемым гостем. Здесь будут праздновать его рождение. Феи готовят игры, чтобы звук быстрее рос и набирал сил (игры с гибким материалом: морские камешки, кружочки, палочки, бросовый материал). Ребёнку понравится учиться произносить звук и сопровождать действиями с предметами. Это доставит ему радость от процесса учёбы и продлит время работоспособности.Изготовление бус, цветов, разных сувениров в подарок с помощью морских камешек.

Эмоционально-волевая сфера ребёнка: разнообразная деятельность на острове морских фей предоставляет возможность делать то, чем он мог гордиться. У него всё получится, его все будут поощрять, он будет уверен в успехе, и оценит себя положительно «Я доволен собой». Ребёнок учится задавать вопросы и делать выбор.

Остров Мудрый Кит: автоматизация звука в словах с прямыми, обратными слогами и со стечением согласных.Предлагаемые задания, упражнения, игры (с мячом).

Эмоционально-волевая сфера ребёнка: в это время ребёнок приобретёт определенную уверенность в том, что у него всё получится. На остров Мудрого Кита приглашаются Звукознайка и Словознайка. Все игры должны способствовать проявлению активности, самостоятельности, чтобы ребёнок был оживлён, бодр, с позитивным настроем и наслаждался своими успехами. У него появится уверенность в своих силах и способностях. Он должен обсуждать, планировать, выбирать и действовать, создавать на равных со взрослыми и героями.

Остров Логопедии Логопедовны: автоматизация звука в предложениях и чистоговорках, насыщенных автоматизируемым звуком. Предлагаемые задания, упражнения, загадки, чистоговорки — На дне морском

Эмоционально-волевая сфера ребёнка: на острове обнаружили прекрасную Игротеку (плакат) с удивительными игровыми столами. У ребёнка есть возможность рассмотреть и выбрать игровой стол. Герои этого стола предлагают различные задания (на каждом занятии не более трёх). Ведущая роль отдаётся ребёнку, незаметно направляя его к цели. В процессе игры, работы, обучения происходят разные дополнения. Важно, чтобы ребёнок сам к этому стремился. У него появится азарт, интерес и он будет действовать. Чистоговорки, скороговорки, потешки оснащены зрительной опорой. Забавные рисунки, картинки, мультимедийные варианты помогают быстрее запомнить речевой материал. Всё это облегчит осуществить качественное обучение.

Остров Успеха и Удачи: автоматизация звука в потешках и скороговорках. Предлагаемые задания, упражнения, потешки и скороговорки.

Эмоционально-волевая сфера ребёнка: промежуточное итоговое занятие. Актуализация полученных знаний и навыков, поставленных звуков. За успехи в правильном произношении звука, капитану корабля Говоряндия, предлагается посетить остров Успеха и Удачи (звучит музыка «Сюрприз»). На этот остров приглашаются друзья из своей группы, которые тоже учатся произносить аналогичный звук. Предлагаются игры и развлечения в появившемся парке Звуколенд (плакат и стимульные карты). В этот период возможно, что все будут более внимательны к своей речи, появится осознанный контроль к правильному произношению. Можно наблюдать уважительное отношение друг к другу. Взрослые, герои Злата и Устья поддержат обучаемых и поощрят их за каждый маленький успех. В карте можно увидеть «Я доволен собой».

Остров сюрпризов царя Нептуна: автоматизация звука в текстах.Царь Нептун дарит книгу с короткими рассказами «Морские Животные» (автор: Джуди Нейер).Тексты: Рыба-бабочка, морской ангел, спинорог, тигровая акула, рыбы-ежи, осьминог.

Эмоционально-волевая сфера ребёнка: обучение на острове проходит экспромтом, спонтанно, многое может придумываться на ходу, видоизменяться. На всех занятиях у ребёнка должен сохраниться позитивный настрой. В карте всё чаще и чаще появляется отметка «Я доволен собой». Взрослые (учитель-логопед, родители, воспитатели) радуются, что у ребёнка появилось стойкое желание трудиться и учиться. Вместе с родителями готовится презентация с последующим выступлением перед детьми, на тему «Животный мир морей и океанов».

Остров Благодарения: автоматизация звука в связной речи.В карте индивидуального сопровождения есть остров Благодарения. Первое, с чего стоит начать посещение острова Благодарения, это прослушивание аудиозаписи детей, посещающих этот остров (образцы). Объяснить, что означает слово «благодарю», и почему люди выражают свою благодарность. Постепенно, любимой игрой станет «За всё я всех благодарю». Некоторые слова благодарности можно записать на диктофон. Предполагаемые образцы благодарности:благодарю за то, что мы все вместе путешествовали на волшебном корабле Говоряндия. Мне понравилось быть капитаном. Я всё время думаю, что я уже взрослый, я хочу делать всё так, чтобы всем было радостно и интересно.Я благодарю свой язычок, что он стал лучше, быстрее выполнять упражнения для моих трудных звуков.Спасибо Звукознайке, Словознайке, Устье и Злате — они настоящие друзья из Златоустии.Я благодарю свою голову, уши, глаза, руки, ноги, туловище, они тоже со мной трудятся, помогают мне во всем и не устают.Спасибо звуку, мне, учителю — логопеду, маме, бабушке и всем сказочным героям за то, что я стал красиво и правильно говорить.Мне кажется, что все мы были герои настоящей сказки. Пусть эта сказка поможет и другим детям научиться произносить те звуки, которые для них ещё оказываются непослушными.

Выводы. Выбранные формы работы сохраняют игровой настрой, который обеспечивает качественную автоматизацию и дифференциацию исправляемых звуков. Практика убедительно показывает — обстановка, ориентированная на ребёнка, способствует индивидуализации обучения как эффективного фактора в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Волкова Л. С. «Логопедия» — М: Просвещение, 1098–528с.
  2. Докутович В. В. «Организация работы учителей логопедов в детских дошкольных учреждениях», Методические рекомендации. ВОИУУ, 1991
  3. Емельянова Н. В., Жидкова Л. И. Капицына Г. А.«Коррекция звукопроизношения у детей 5–6 лет с фонетическим нарушением в условиях логопункта ДОУ: методическое пособие — СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  4. Жидкова Л. И. Капицына Г. А., Емельянова Н. В. «Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ».СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  5. Каше Г. А., Филичева Т. Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» (в подготовительной к школе группе) — М: Просвещение, 1978

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle