Библиографическое описание:

Гейль О. Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 26-28.



Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [1].

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

К. Д. Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей” [2].

В 1960–1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваныпомочь педагогам решать проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, и др.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.).

Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональныйотклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов — создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованныепредставления [3].

В 1997 году была опубликована Программа Р. Б. Стеркиной “Основы безопасностидетей дошкольного возраста”. В данной программе раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Но данная программа адресовано для работы с детьми старшего дошкольного возраста, что не подходит для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Главной целью моей работы — в доступной занимательной форме формировать у детей младшего дошкольного возраста основы правил безопасного поведения в различных ситуациях.

Задачи:

– Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту.

– Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и безопасного поведения.

– Учить соблюдать правила поведения в детском саду и дома.

– Привлечение родителей к формированию у детей раннего возраста навыков безопасного поведения.

Причинить вред жизни и здоровью могут домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы(как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимныемоменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Ребенок должен быть не пассивным зрителем или слушателем всех проводимых мероприятий, а активным участником, только в этом случае знания станут умениями и навыками. Наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются игра.

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя [4].

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуютобщество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательноговоздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательноеявление и факт.

Чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний надо осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через игровую деятельность.

Игры дают возможность:

– познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;

– сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

– познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста (2–3 года) я использую различные виды игр такие как, словесно-наглядные, настольно — печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, обыгрывание произведений детских авторов, так как художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста в большом количествеприменялись наглядные методы, что обусловлено особенностями восприятия и мышления. Наглядность (иллюстрации, картинки, наблюдение живых объектов, рассматривание предметов и т. д.) обеспечивает лучшее понимание и более прочное запоминание материала [5].

Были отобраны литературные произведения разных жанров с разным содержанием: стихи о различных режимных моментах, книги из серии «Лучшие стихи и сказки малышам», куда вошли произведения Натальи Мигуновой «Правила поведения для малышей», Марии Манаковой «Правила безопасности для малышей» и Ольги Корнеевой «Быть послушным хорошо». К. Чуковский «Путаница» и другие.

В группе проводился проект «Игрушки». В ходе проекта происходило знакомство детей с творчеством А. Барто. В рамках проекта были проведена игра-ситуация: «У каждой игрушки своё место». Целью которой является: знакомство детей со стихотворением «Грузовик»; правилами поведения в группе (необходимость ставит игрушки на места).

Игровая ситуация: «У каждой игрушки своё место».

Ход.

Игра — знакомство:

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок

Полосатый и пушистый

К нам сегодня гость пришёл.

До сих пор мне непонятно:

Как же он нас всех нашёл?

В гости к детям пришёл котёнок здоровается и знакомится с ними.

Котёнок: Здравствуйте, ребята. Меня зовут котёнок Вася.

Котёнок: Как у вас много игрушек.

Котёнок: «Я люблю кататься на машинах. Где у вас стоят машины?». «Как можно играть с машинками?». «Покатайте меня на машине, я уже не боюсь». «Куда вы убираете машины, когда закончили играть?».

Котёнок: Ой, а я не хочу собирать игрушки на места, я устал. Всё равно ничего не случиться?

Воспитатель и дети рассказывают, что будет, если не убирать игрушки — можно спотыкнуться и упасть.

В проблемно-игровых ситуациях «Наш котенок поранил лапку», «Навестим котят в больнице», закрепляются правила оказания элементарной медпомощи, дети знакомятся с опасными ситуациями дома, в детском саду, приводящими к падениям, ушибам. Во время решения проблемных ситуаций «Как Иришка наступила на иголку», «Что забыли убрать взрослые» уточняются знания о правилах обращения и хранения острых, колющих предметов.

В зимний период в группе проводился проект «Безопасная ёлка». В ходе проекта дети знакомились с ёлкой и ёлочными игрушками и их свойствами: стеклянные — бьются, это опасно. Проводилась работа с родителями: проведено собрание о безопасном проведении новогодних праздников, изготовление «безопасной игрушки» для ёлочки.

Была изготовлена игра «Что такое хорошо и что такое плохо», по мотивам известных детских сказок. В течении года совместно с детьми постоянно повторяются правила безопасного поведения как дома, так и в детском саду, знания, полученные в детском саду, необходимо постоянно повторять и закреплять в практической деятельности. А для этого необходима помощь родителей.

На конец года детьми усвоены элементарные правила поведения в детском саду, закреплено понятие — опасные предметы и что к ним относится.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2008. — 144с.
  2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]. — Минск, 2007. — 203 с. Библиогр.: 201–203 с
  3. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду[Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб.: Из-во «Акциндент»,1995. — 120 с. — С. 45–98.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  5. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт. — сост. О. В. Чермашенцева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 207 с.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle