Библиографическое описание:

Юрченко Т. В., Черницова Ю. В., Григорьева И. А. Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 146-149.



В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. В каждом дошкольном учреждении, в том или ином виде, осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе «детский сад — семья». Совместная деятельность взрослого и детей — не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но и особая система взаимоотношений и взаимодействия, наличие партнёрской позиции взрослого и партнёрской формы организации. На сегодняшний день для многих коллективов дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск новых форм работы, как с детьми, так и с родителями. Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети и родители. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Но в силу разных обстоятельств, родители вместе с детьми не являются активными посетителями музеев. Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении было решено создать собственные музеи, пусть и маленькие.

Музейная педагогика — это словосочетание на слуху у всех, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. На сегодняшний день существует несколько подходов к этому направлению. Одни утверждают, что это область деятельности музея, организуемая в условиях музейной среды. Другие отводят музею иную роль в воспитательно-образовательном процессе и, в этом случае, его деятельность направлена на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве [1, с.46].

Первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, по мнению Б. А. Столярова, «стала моделью реализации взаимодействия художественного музея и системы образования на всех её уровнях — от детского сада до вуза — и основой инновационной образовательной практики в этой области». В основу программы положена установка на восприятие, как процесс непрерывного контакта с окружающим миром. Эта установка позволяет сформировать у ребёнка представление о музее, как о части окружающей его среды, а также об изобразительном искусстве, как необходимой составляющей полноценного отношения человека к миру.

Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

– образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

– развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

– просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

– воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

В то же время, данная тема остаётся недостаточно изученной, что подчеркивает ее актуальность и стимулирует для дальнейшей работы по поиску инновационных форм работы по созданию музейной среды в образовательном пространстве ДОУ, вовлечению детей и родителей в целостный образовательный процесс.

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к истории, культуре, искусству. Главной задачей для мини-музея детского сада является решение проблемы социализации подрастающего поколения. Музей выступает как часть образовательного процесса:

– является действительным модулем развивающей предметно — пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

– способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

– помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

Создание мини-музея — трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как родительские гостиные, консультации, индивидуальная работа.
  2. При выборе помещения необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
  3. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
  4. Оформление мини-музея.
  5. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей и родителей с экспонатами.
  6. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
  7. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

При создании мини-музея необходимо придерживаться следующих принципов:

– Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

– Принцип природосообразности. Мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

– Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и, в то же время, доступным для ребенка языком.

– Принцип партнерства. Мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок».

– Принцип культуросообразности. Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.

– Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

– Принцип регионального компонента. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Выбор темы мини-музея осуществляется исходя из интересов детей, инициативы педагогов, умеющих увлечь и заинтересовать всех участников, выстроить перспективу работы мини — музея. Исходя из опыта создания мини-музеев можно сказать, что эффективность работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка.

Для расположения мини — музея можно использовать различные части групповых комнат. Наиболее оптимальным размещением экспонатов в мини-музее является размещение их на разных уровнях. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полки, ширмы, стенды, мебель разной величины. Сбором и созданием экспонатов для мини-музеев могут заниматься и дети, и родители, и педагоги. Важное место в работе мини-музея занимают, конечно, экскурсии. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини-музея разнообразные. Это проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

В настоящее время в детском саду функционирует три мини-музея:

  1. Мини-музей «Русская изба». В него вошли такие предметы — экспонаты, как русская печь, сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами; предметы русского быта — прялка, керосиновая лампа, самовар, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, туеса, куклы в русских народных костюмах и др. Посетив такой мини-музей, дети и родители имеют возможность познакомиться с произведениями русского народного искусства. Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как «Горница — узорница», «Народные умельцы», «Светлый праздник — Пасха», «Рождество Христово», «Сказки у русской печки». Создание мини-музея «Русская изба» — это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия.

C:\Users\Сергей и Ира\Desktop\DSCN5469.JPG

  1. Мини-музей «Кукол», предлагает знакомство как с народными куклами, такими как кукла-Пеленашка», тряпичными куклами, так и с современными куклами, сделанными из различных материалов. В работе по сбору и созданию экспонатов принимали участие дети и их родители. В ходе организации мини-музея была организована детско-родительская площадка «Любим в куклы мы играть», проведён мастер-класса по изготовлению куклы-Пеленашки.

E:\статьи в журнал\музей 1\DSC00152.JPG

  1. Мини-музей «Мульти-пульти», создание которого позволило на новом уровне пробудить у детей интерес к мультипликационному искусству, объединить педагогов, детей и родителей общим захватывающим делом сбора и создания экспонатов, подготовкой тематических экспозиций и развлечений под общим названием «Союзмультфильм представляет». В мини-музее представлена возможность «погрузиться» в волшебный, добрый, захватывающий мир мультипликации, в котором представлены экспонаты из добрых, советских мультфильмов: «Ну, погоди!», «Аленький цветочек», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Котёнок по имени Гав», «Винни Пух» и др., размещена фото-галерея известных художников-мультипликаторов, актёров озвучивающих мультфильмы. Открытие мини-музея сопровождалось ярким, детским костюмированным представлением «В гостях у героев мультфильмов».

Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наши мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок и родитель — лишь зрители, а здесь они — соавторы, творцы и созидатели. Каждый наш мини-музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Литература:

  1. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008.
  2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание // Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. — СПб., 2008.
  3. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000.
  4. Рыжова Н,А., Логинова Л. В., ДанюковаА.И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.
  5. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание — 2007. — № 10.
  6. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle