Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Спиридонова, Е. С. Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя» / Е. С. Спиридонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31994/ (дата обращения: 25.04.2024).



Дети в семье считались предметом общего поклонения, нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными…

К. Д. Ушинский.

В каждой семье, где растет ребёнок, неизбежно возникают вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым и физически закаленным, обогащено духовно и нравственно. Сегодня, когда наше общество предоставляет всё более широкие возможности для развития всех сторон человеческой личности, очень важно раскрытие её духовности и нравственного потенциала. В этой связи проблемы семейной педагогики волнуют и педагогов и родителей.

Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. Д. Б. Эльконин писал, что в общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира [1].

Сегодня, когда наше общество предоставляет всё более широкие возможности для развития всех сторон человеческой личности, очень важно раскрытие её духовности и нравственного потенциала. В этой связи проблемы семейной педагогики волнуют и педагогов и родителей. Современные родители всё больше заинтересованы в раннем развитии детей. Приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, по прошествии некоторого времени они понимают, что для эффективных занятий с ребёнком им. не хватает знаний. Это обстоятельство поставило молодую семью в некотором смысле в тупик: с одной стороны родители не имеют специальных знаний и опыта для воспитания детей, а с другой стороны бабушки и дедушки не могут помочь. Всегда на Руси дети росли в большой семье, где совместно проживало несколько поколений. Дедушки и бабушки имея огромный опыт в воспитании, помогали своим детям растить малышей, передавая свои умения и знания. Современная молодая семья стремиться жить отдельно, самостоятельно. Многие бабушки и дедушки, а именно 80 %, продолжают трудиться на производстве и имеют возможность общаться с внуками только в выходные дни. В результате связь поколений в современных семьях нарушена, поэтому у родителей возникает потребность в конкретной помощи, связанной с проблемами развития и обучения своего ребёнка.

Прекрасную возможность в удовлетворении образовательных потребностей родителям предоставляет наш детский сад, активно развивающий актуальную форму работы с семьей — группу кратковременного пребывания (ГКП) «Мать и дитя», которая функционирует и успешно развивается с 2001 года на базе МБДОУ № 60 «Ручеек» г.Волжского Волгоградской области. Отличительной особенностью этой группы является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечение развитие личности ребёнка и гармоничных отношений с ним взрослых.

Коллективом нашего образовательного учреждения в 2001 году было проведено мини-исследование по изучению востребованности группы кратковременного пребывания в близлежащем микрорайоне. Результаты исследования показали, что такая группа необходима (83 %). Сокращенное по времени пребывание в ДОУ и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера. Ежедневная возможность общения с родителями по волнующим вопросам, а также проведение групповых консультаций по единой тематике позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями. Повышенный спрос на ГКП «Мать и дитя» связан с увеличением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства, а также с постепенным увеличением уровня рождаемости детей. Группа кратковременного пребывания — это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.

Группа кратковременного пребывания функционирует в ДОУ с сентября по май и рассчитана на детей от 1,5 до 3-х лет.

Мы хотим познакомить со своим алгоритмом организации деятельности ГКП «Мать и дитя». Прежде всего, мы изучили нормативно-правовую базу, оценили возможности нашего учреждения: материально-техническую базу; наличие помещений; соблюдение условий СанПин; методическое обеспечение образовательного процесса; профессионализм и творческий потенциал педагогов. Для регламентации деятельности группы в детском саду нами были разработаны специальные локальные акты: положение о группе кратковременного пребывания; договор между МБДОУ и родителями (законными представителями); приказ на открытие группы кратковременного пребывания в МБДОУ; должностные инструкции сотрудников (воспитателя и помощника воспитателя); режим работы группы; определение программы образовательного процесса; документация группы (планы работы, сведения о детях, о родителях, табеля посещаемости, квитанции по родительской плате).

В дошкольном детстве именно родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие детей, поэтому очень важно, чтобы родители активно участвовали в воспитательно-образовательном процессе, приобретали опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком. Принцип построения партнерских взаимоотношений в системе «педагог — ребёнок — родитель», положен в основу ГКП «Мать и дитя».

Исследования последних лет (Е. С. Евдокимова, С. С. Лебедева, Л. М. Маневцева, Ю. Б. Павловская — 2001; Т. Н. Доронова Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова — 2002) показали, что участие родителей в жизни своих детей помогает им:

– преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

– относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное — не норматив, а личностное достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;

– узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

– проявить искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Цели деятельности и основные задачи группы кратковременного пребывания — обеспечение эмоционального комфорта в группе кратковременного пребывания; создание условий для ярких положительных эмоций у детей при организации сюжетно-ролевых игр, занятий по психологической разгрузке; ведение индивидуальной работы с детьми по облегчению процесса привыкания к условиям пребывания в постоянной группе ДОУ; тщательное и гибкое планирование занятий, основываясь на интересах и потребностях детей; организация занятий для полноценного интеллектуального и физического развития детей; обеспечение динамической организации среды; формирование коммуникативных качеств детей, способствование развитию социальных качеств; организация совместных мероприятий (календарные праздники, дни рождения) с детьми и родителями для укрепления их взаимоотношений; оказание консультационной помощи родителям по формированию адекватных представлений о возрастных особенностях ребенка.

Основными формами работы являются совместные занятия детей и родителей; индивидуальные и групповые консультации специалистов.

Формы работы специалистов МБДОУ с группой «Мать и дитя»

Заведующая МБДОУ: экскурсия по ДОУ, беседа с родителями, заключения договора.

Старший воспитатель: анкетирование, консультирование, координация работы специалистов.

Педагог — психолог: беседа о ребенке, анкетирование родителей с целью изучения детско- родительских отношений.

Врач: консультирование, профилактический осмотр детей.

Старшая медсестра: иммунопрофилактика (плавание в бассейне, гидромассаж, ароматерапия, кислородный коктейль), консультирование.

Воспитатель: совместные игры-занятия по авторской разработанной программе «Мать и дитя», игры, совместные праздники и развлечения, консультирование.

Инструктор по физической культуре: занятия с детьми и родителями с использованием оздоровительных систем и технологий (сюжетно — ролевая ритмика, дыхательная гимнастика, плавание), праздники, развлечения, консультирование.

Педагог изостудии: игры-занятия, консультирование.

Музыкальный руководитель: игры-занятия, праздники, совместные с родителями постановки кукольного театра, консультирование.

Родители не сразу подключились к работе с детьми. Также как и дети, адаптировались к новым образовательным условиям, постигая содержание и формы работы, стиль общения с малышами. Во время игр, занятий родителям предлагалось помочь своему ребенку принять игровую роль, совместно нарисовать или слепить. Подобные поручения не только помогали родителям узнать возможности своего ребёнка, но и освоить способы организации игр и занятий дома. Большое значение для взаимодействия семьи и детского сада приобрело общение родителей друг с другом и со специалистами МБДОУ, участие в совместных мероприятиях.

Перспективный план работы с родителями ГКП «Мать и дитя»

Сентябрь:

1. Здоровье ребёнка в период его адаптации в ДОУ. Консультация врача.

2. Мучные изделия в питании ребёнка. Консультация врача и повара.

Октябрь:

1. О правильном питании. Консультация врача

2. Одежда ребёнка. Встреча с мастером ателье мод «Анита».

Ноябрь:

1. Особенности психического развития детей раннего возраста. Консультация педагога-психолога.

2. Значение фольклора в жизни малыша. Консультация музыкального руководителя.

Декабрь:

1. Как играть с ребёнком дома. Консультация старшего воспитателя.

2. Новый год в детском саду и дома. Консультация воспитателя, музыкального руководителя.

Январь:

  1. Развитие мелкой моторики на занятиях лепкой и рисованием. Консультация преподавателя изостудии.

Февраль:

1. Овощи и фрукты в жизни ребёнка. Консультация старшей медсестры.

2. Игры и игрушки. Консультация старшего воспитателя.

Март:

1. Значение сенсорного развития ребёнка. Консультация воспитателя.

2. Профилактическая работа по закаливанию. Консультация инструктора по физкультуре.

Апрель:

1. Дети любят потешки. Консультация музыкального руководителя.

2. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация воспитателя.

Май:

1. Бабушкин сундучок. Мастер-класс по изготовлению игрушек своими руками.

2. Организация летнего отдыха малыша. Консультация старшего воспитателя, медсестры.

Работая с ГКП «Мать и дитя» мы получаем огромный опыт взаимодействия, сотрудничества с родителями. Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребёнка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребёнка как к сложному и кропотливому процессу приобщения малыша к ценностям культуры. За несколько лет работы в этом направлении мы получили положительные отзывы от родителей, они отмечают необходимость этой группы не только для своего ребёнка, но и для себя самих.

За период 2001–2016 год ГКП «Мать и дитя» посетил 391 ребёнок.

Статистика количества детей МБДОУ д/с №60, посещающих ГКП «Мать идитя»

Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Кол-во

5

10

12

18

20

14

15

21

29

32

38

40

42

47

48

Мы успешно передаем дошкольным организациям нашего города свой опыт работы. В данном направлении функционируют ГКП в трёх детских садах г. Волжского.

Надеемся, что данная форма организация работы заинтересует педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Литература:

  1. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Владос 1999-с.135
  2. Евдокимова Е. С. Социально-педагогическая помощь семье в развитии успешной личности дошкольника. // Теоретико-методологические основания преемственности дошкольного и начального образования. Волгоград 2001.-С. 139–146
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, кратковременное пребывание, детский сад, музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитание детей, консультация воспитателя, консультация врача, ранний возраст.


Похожие статьи

Примерный годовой план адаптационной группы...

Воспитатель ГКП. Помощник воспитателя. Педагог-психолог. Музыкальный руководитель. Основные общие направления.

Консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье.

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

детский сад, ребенок, родитель, ранний возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детское учреждение, группа, кратковременное пребывание, дошкольное образование.

Нормативно-правовые основы организации группы...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, ранний возраст, группа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, поступление ребенка, Волгоградская область.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье.

Я объясню, что имеется в виду. Когда заканчивается «острый» период адаптации в группах кратковременного пребывания, дети...

Музыкальное сопровождение в группе кратковременного...

Система работы применима в рамках режима групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Поэтому одной из форм работы, является присутствие на занятиях мамы.

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

Родители могут получить квалифицированную помощь специалистов по воспитанию и развитию ребенка в семье. Это позволяет организовать совместную деятельность родителей и педагогов в период адаптации ребенка раннего возраста к пребыванию в детском саду...

Особенности воспитания детей раннего возраста

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст, возможность, поведение.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога.

Примерный годовой план адаптационной группы...

Воспитатель ГКП. Помощник воспитателя. Педагог-психолог. Музыкальный руководитель. Основные общие направления.

Консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье.

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

детский сад, ребенок, родитель, ранний возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детское учреждение, группа, кратковременное пребывание, дошкольное образование.

Нормативно-правовые основы организации группы...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, ранний возраст, группа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, поступление ребенка, Волгоградская область.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье.

Я объясню, что имеется в виду. Когда заканчивается «острый» период адаптации в группах кратковременного пребывания, дети...

Музыкальное сопровождение в группе кратковременного...

Система работы применима в рамках режима групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Поэтому одной из форм работы, является присутствие на занятиях мамы.

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

Родители могут получить квалифицированную помощь специалистов по воспитанию и развитию ребенка в семье. Это позволяет организовать совместную деятельность родителей и педагогов в период адаптации ребенка раннего возраста к пребыванию в детском саду...

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст, возможность, поведение.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога.

Особенности воспитания детей раннего возраста

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Похожие статьи

Примерный годовой план адаптационной группы...

Воспитатель ГКП. Помощник воспитателя. Педагог-психолог. Музыкальный руководитель. Основные общие направления.

Консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье.

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

детский сад, ребенок, родитель, ранний возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детское учреждение, группа, кратковременное пребывание, дошкольное образование.

Нормативно-правовые основы организации группы...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, ранний возраст, группа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, поступление ребенка, Волгоградская область.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье.

Я объясню, что имеется в виду. Когда заканчивается «острый» период адаптации в группах кратковременного пребывания, дети...

Музыкальное сопровождение в группе кратковременного...

Система работы применима в рамках режима групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Поэтому одной из форм работы, является присутствие на занятиях мамы.

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

Родители могут получить квалифицированную помощь специалистов по воспитанию и развитию ребенка в семье. Это позволяет организовать совместную деятельность родителей и педагогов в период адаптации ребенка раннего возраста к пребыванию в детском саду...

Особенности воспитания детей раннего возраста

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст, возможность, поведение.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога.

Примерный годовой план адаптационной группы...

Воспитатель ГКП. Помощник воспитателя. Педагог-психолог. Музыкальный руководитель. Основные общие направления.

Консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье.

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

детский сад, ребенок, родитель, ранний возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детское учреждение, группа, кратковременное пребывание, дошкольное образование.

Нормативно-правовые основы организации группы...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, ранний возраст, группа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, поступление ребенка, Волгоградская область.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье.

Я объясню, что имеется в виду. Когда заканчивается «острый» период адаптации в группах кратковременного пребывания, дети...

Музыкальное сопровождение в группе кратковременного...

Система работы применима в рамках режима групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Поэтому одной из форм работы, является присутствие на занятиях мамы.

Группа кратковременного пребывания как первая ступень...

Родители могут получить квалифицированную помощь специалистов по воспитанию и развитию ребенка в семье. Это позволяет организовать совместную деятельность родителей и педагогов в период адаптации ребенка раннего возраста к пребыванию в детском саду...

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст, возможность, поведение.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога.

Особенности воспитания детей раннего возраста

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Задать вопрос