Управленческое обеспечение организации взаимодействия параллельных служб ДОО и социальных институтов детства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Управленческое обеспечение организации взаимодействия параллельных служб ДОО и социальных институтов детства / Т. С. Кожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 63-69. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31990/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается основные аспекты управленческого обеспечения организации параллельных служб ДОО и социальных институтов детства.

Ключевые слова:медико-психолого-педагогическое сопровождение, управленческое обеспечение, ФГОС ДО, нормативно-правовое законодательство, ребенок с ОВЗ

Что такое параллельные службы. Этот термин взят нами из опыта организации работы в школе Усановой О.Н и адаптирован в условиях работы в ДОО.

На сегодняшний день это структура знакома каждому руководителю дошкольного учреждения.

Результатом взаимодействия всех параллельных служб — является психолого- медико-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, или в контексте требований современной науки и практики- индивидуальная программа сопровождения.

Рис. 1. Структура параллельных служб ДОО

Компоненты управленческого обеспечения организации комплекса взаимодействия параллельных служб, в соответствии с ФГОС ДО это:

– нормативно-правовое сопровождение,

– кадровые ресурсы,

– материально-техническое оснащение,

– психолого-педагогические условия.

В своей работе руководствуемся основополагающими документами:

Нормативно-правовые документыфедерального уровня:

– Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г),

– Конвенция о правах ребенка (ратифицирована от 13 июня 1990 г.),

– Конституция Российской Федерации (от 25 декабря 1993),

– ФЗ-№ 124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

– Приказ МО РФ № 104 от 30.08.2013«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»,

– Письмо МО РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07«О коррекционном и инклюзивном образовании».

Нормативно-правовые документы регионального уровня:

– Закон Волгоградской области № 118- ОД от 04.10.2013 «Об образовании в Волгоградской области»;

– Приказ МО Волгоградской области № 930 от 30.07.2014«Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Волгоградской области»;

– Постановление Администрации Волгоградской области от 05.11.2015 № 1400 «О мерах по реализации закона Волгоградской области от 10.01.2014 № 13-ОД».

Нормативно-правовые документы муниципального уровня:

– Постановлением администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области от 17.04.2014 № 2455;

– «Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений городского округа — город Волжский Волгоградской области, реализующих программу основную общеобразовательную программу — образовательную программу дошкольного образования»;

– «Положение о территориально-психолого-медико-педагогической комиссии».

Нормативно-локальные акты ДОО, вкаждом они разные, но и есть неизменные для каждой организации.

– Устав ДОО,

– Положение о группах компенсирующей направленности ДОО,

– Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме ДОО,

– Положение о Консультативном пункте ДОО,

– Положение о многофункциональных помещениях ДОО (сенсорная комната, музыкальный зал, бассейн, спортивный зал, «Зимний сад», «Русская изба»).

Вторым и очень важным составляющим управленческого обеспечения организации взаимодействия параллельных служб является кадровые ресурсы.

Еще В. И. Ленин говорил, что «кадры решают все».

Квалификация педагогических работников, должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей и служащих» за № 761-н от 26.08.2010 г.

В соответствии с ФГОС ДО, в группах для детей с ОВЗ в организации должны работать педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию, для работы с данными ограничениями здоровья детей.

Рис. 2. Педагогический состав

Профессиональная компетентность педагогов зависит от своевременного, качественного и систематического повышения их знаний. Повышение квалификации организовано как внутри организации, так и в социальных институтах.

Рис. 3.Структура повышения профессиональной компетентности педагогов

В связи с введением ФГОС ДО с 2016 года, в 2015 году всеми педагогами была повышена квалификация по реализации ФГОС ДО. С введением профессионального стандарта «Педагог» с 01.2017 переподготовку по программе «Педагогика и методика дошкольного образования» в 2015–2016 учебных годах прошли — 8 педагогов. Все педагоги принимают постоянное участие в конференциях, семинарах, вебинарах.

В связи с тем, что работа с детьми с ОВЗ требует систематического повышения квалификации соответствующего уровня, все специалисты детского сада проходят переподготовку на «Кафедре коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования» ГАУ ДПО ВГАПО.

Рис. 4. Количество педагогов, прошедших повышение квалификации ГАУ ДПО ВГАПО

Наши логопеды-дефектологи, педагог-психолог регулярно различными способами (очно-заочными) повышают свою квалификацию в Санкт-Петербургском государственном университете. Наши сотрудники постоянно принимают участие в конференциях, семинарах различного уровня. В сентябре 2015 года педагогии учреждения были участниками Всероссийского совещания «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе различных образовательных организаций»

Следующим аспектом управленческого обеспечения в соответствии с ФГОС ДО является материально-техническое оснащение.

К материально-техническому оснащению в соответствии ФГОС ДО предъявляются:

– требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

– требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

– требования по оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;

– требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

– требования к материально-техническому обеспечению программы.

Для физического развития и оздоровления детей оборудованы физкультурный зал и бассейн. Для организации занятий по физкультуре имеется: многофункциональные мягкие модули, гимнастический спортивный комплекс, детские спортивные тренажеры, велотренажер, беговая дорожка, коррекционные мячи, мяч баскетбольный, волейбольный, футбольный, мячи разных размеров, обручи, тоннели для подлезания, фитболлы, стэп-платформы, диски «здоровья» и другое нетрадиционное оборудование. В каждой группе имеется спортивный инвентарь для занятий по физической культуре: мячи разных размеров, скакалки, обручи, оборудование для подлезания, нетрадиционное спортивное оборудование и т. д. Функционирует плескательный бассейн, состоящий из 2-х чаш: для детей младшего и старшего возраста. Занятия по плаванию сочетаются с закаливанием, температура воды в течение года снижается с 30 до 25 градусов. В бассейне имеется в круги плавательные надувные разных размеров, нарукавники, мячи надувные, плавательные доски и т. д.

Для игровой деятельности детей в достаточном количестве имеются куклы, машины, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые модули.

Для организации музыкальной и театрализованной деятельности оборудован музыкальный зал. Музыкальный зал оснащен необходимыми музыкальными инструментами, аудиоаппаратурой, в том числе, синтезатор, компьютерная музыкальная приставка «Кассио», авторский набор глиняных колокольчиков волжского художника А.Козлова, набор музыкальных инструментов для организации работы по системе К.Орфа, разнообразные музыкально-дидактические игры, набор глиняных колокольчиков разной тональности, набор деревянных музыкальных инструментов, металлофоны, ксилофоны, аудио и видео кассеты по программному материалу, детские костюмы для инсценировок. В каждой группе оборудованы уголки музыки и театра. В достаточном количестве имеются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, куклы Би-Ба-Бо, настольный и пальчиковый театры. В многофункциональном помещении по приобщению детей к русской культуре «Русская изба» оборудована комната русского быта.

Для познавательного развития и формирования экологического мировоззрения у детей оборудована экологическая лаборатория (многофункциональное помещение по формированию экологического мировоззрения у детей — «Зимний сад»). Зимний сад служит не только, как помещение для занятий по природе, где дети учатся ухаживать за растениями и узнают их особенности, заботятся о птицах, рыбах, черепахах, проводят простейшие эксперименты, но и как фитобар, в котором дети по плану оздоровительно-профилактических мероприятий принимают кислородный коктейль. В зимнем саду есть большой аквариум с черепахой, аквариум с различными рыбками, клетки с попугаями (карела и волнистый попугай), макеты экосистем, альбомы с гербарием, много разнообразных комнатных растений.

Для реализации задач коррекционной направленности оборудованы кабинеты логопедов и кабинет педагога-психолога. В своей работе учителя-логопеды используют разнообразный материал для коррекции звукопроизношения и развития речи детей, материал для развития вне — и речевого дыхания, альбомы, серии картин, речевые игры, подборки пословиц, загадок, поговорок и др. Кабинет педагога-психолога оснащен наборами диагностических методик О.Усановой, М.Люшера «Цветовой тест», К.Иерасика «Ориетировочный тест школьной зрелости», экспресс-диагностика в детском саду, Ю.Гатанова «Курс развития творческого мышления», развивающими играми и др.

Образовательный процесс полностью обеспечен учебной литературой и методическими пособиями по всем разделам программы, что позволяет наиболее успешно решать поставленные задачи. В методическом кабинете оборудована библиотека. Здесь имеется методическая, энциклопедическая литература для педагогов и родителей, различные справочные и периодические издания.

Вся учебно-методическая литература утверждена Министерством образования и рекомендована к использованию в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования.

Медиатека, созданная в детском саду, включает в себя различные информационные носители (видео, аудиоматериалы познавательного и развлекающего характера, энциклопедии и справочники, классическую детскую литературу и др.).

Педагогическая гостиная — центр методической работы детского сада, центр повышения квалификации педагогов, здесь собран и систематизирован материал по всем реализуемым программам. Здесь педагоги могут познакомиться с передовым педагогическим опытом, с новинками методической литературы. Здесь же оснащены рабочие места педагогов дополнительного образования, музыкантов, инструкторов по физкультуре.

Все помещения оснащены пособиями, которые предназначены для различных занятий с детьми всех возрастов, для проведения самых различных мероприятий,

Финансовое обеспечение предполагает финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в государственных, муниципальных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения вышеуказанных государственных гарантий.

Основываясь на Постановление «О внесении изменений в Постановление Правительства Волгоградской области от 21.05. 2014 № 265-п «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 10.01.2014 № 13-ОД «О методиках расчета субвенций, предоставляемых из муниципального бюджета бюджетам муниципальных образований для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общедоступного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного начального общего, среднего, основного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях» происходит комплектование групп с ОВЗ.

Рис. 5. Алгоритм финансового обеспечения

По результатам комплектования составляется муниципальное задание ДОО, в котором предполагается бюджетное и внебюджетное финансирование.

Для успешной работы комплекса взаимодействия параллельных служб, т. е. реализации индивидуальной программы сопровождения в организации должны быть созданы психолого-педагогические условия, которые вы ознакомится в ФГОС ДО.

Психолого-педагогические условия в соответствии с ФГОС ДО реализуются во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей.

Детский сад взаимодействует с разными социальными институтами:

– Учреждения здравоохранения: детская поликлиника, центр «Нейро», психиатрическая больница;

– социальные учреждения (опека и попечительство, комиссия по делам несовершеннолетним);

– учреждения, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов;

– учреждения коррекционной направленности.

Рис. 6. Взаимодействие ДОО с социальными институтами

Таким образом, для успешной организации комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО и социальных институтов детства необходима реализация всех аспектов управленческого обеспечения.

Основные термины (генерируются автоматически): Волгоградская область, детский сад, дошкольное образование, ребенок, материально-техническое оснащение, образовательный процесс, профессиональная компетентность педагогов, служба, управленческое обеспечение, финансовое обеспечение.


Ключевые слова

ФГОС ДО, медико-психолого-педагогическое сопровождение, управленческое обеспечение, нормативно-правовое законодательство, ребенок с ОВЗ

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности молодых...

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, методическая служба, профессиональная...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

дошкольное образование, образовательный процесс, введение, образовательная программа, Россия, профессиональная компетентность, образовательная среда...

Роль профессиональной компетентности педагога...

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация...

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

детский сад, дошкольное образование, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, педагог, профессиональная компетентность педагогов, методическое пособие...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

– психолого-педагогические условия развития ребёнка; – профессиональная компетентность педагога

Ребёнок пришедший в детский сад должен получить дошкольное образование хорошего качества.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

сетевое взаимодействие, учреждение, детский сад, профессиональное мастерство, сетевая организация, педагог, друг друга, дошкольное учреждение, дошкольное образование...

Проективные умения как компонент профессиональной...

дошкольное образование, умение, будущий педагог, задача, профессиональная деятельность, будущий специалист, воспитательно-образовательная работа, образовательный процесс, профессиональная...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

а) обеспечение целостности психолого-педагогического процесса с учётом нормативных требований социума и потребностей ребёнка, единых для руководства и педагогов; б) формирование ключевых компетенций дошкольников с учётом индивидуальных...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, методическая служба, профессиональная...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

дошкольное образование, образовательный процесс, введение, образовательная программа, Россия, профессиональная компетентность, образовательная среда...

Роль профессиональной компетентности педагога...

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

– психолого-педагогические условия развития ребёнка; – профессиональная компетентность педагога

Ребёнок пришедший в детский сад должен получить дошкольное образование хорошего качества.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

сетевое взаимодействие, учреждение, детский сад, профессиональное мастерство, сетевая организация, педагог, друг друга, дошкольное учреждение, дошкольное образование...

Проективные умения как компонент профессиональной...

дошкольное образование, умение, будущий педагог, задача, профессиональная деятельность, будущий специалист, воспитательно-образовательная работа, образовательный процесс, профессиональная...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

а) обеспечение целостности психолого-педагогического процесса с учётом нормативных требований социума и потребностей ребёнка, единых для руководства и педагогов; б) формирование ключевых компетенций дошкольников с учётом индивидуальных...

Использование современных инновационных технологий...

дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс, ребенок, проектная деятельность, педагог, исследовательская деятельность, технология портфолио дошкольника, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности молодых...

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, методическая служба, профессиональная...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

дошкольное образование, образовательный процесс, введение, образовательная программа, Россия, профессиональная компетентность, образовательная среда...

Роль профессиональной компетентности педагога...

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация...

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

детский сад, дошкольное образование, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, педагог, профессиональная компетентность педагогов, методическое пособие...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

– психолого-педагогические условия развития ребёнка; – профессиональная компетентность педагога

Ребёнок пришедший в детский сад должен получить дошкольное образование хорошего качества.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

сетевое взаимодействие, учреждение, детский сад, профессиональное мастерство, сетевая организация, педагог, друг друга, дошкольное учреждение, дошкольное образование...

Проективные умения как компонент профессиональной...

дошкольное образование, умение, будущий педагог, задача, профессиональная деятельность, будущий специалист, воспитательно-образовательная работа, образовательный процесс, профессиональная...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

а) обеспечение целостности психолого-педагогического процесса с учётом нормативных требований социума и потребностей ребёнка, единых для руководства и педагогов; б) формирование ключевых компетенций дошкольников с учётом индивидуальных...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, методическая служба, профессиональная...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

дошкольное образование, образовательный процесс, введение, образовательная программа, Россия, профессиональная компетентность, образовательная среда...

Роль профессиональной компетентности педагога...

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

– психолого-педагогические условия развития ребёнка; – профессиональная компетентность педагога

Ребёнок пришедший в детский сад должен получить дошкольное образование хорошего качества.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

сетевое взаимодействие, учреждение, детский сад, профессиональное мастерство, сетевая организация, педагог, друг друга, дошкольное учреждение, дошкольное образование...

Проективные умения как компонент профессиональной...

дошкольное образование, умение, будущий педагог, задача, профессиональная деятельность, будущий специалист, воспитательно-образовательная работа, образовательный процесс, профессиональная...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

а) обеспечение целостности психолого-педагогического процесса с учётом нормативных требований социума и потребностей ребёнка, единых для руководства и педагогов; б) формирование ключевых компетенций дошкольников с учётом индивидуальных...

Использование современных инновационных технологий...

дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс, ребенок, проектная деятельность, педагог, исследовательская деятельность, технология портфолио дошкольника, дошкольный возраст...

Задать вопрос