Библиографическое описание:

Григорьева И. А., Грузинцева Т. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 28-31.



В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

В. А. Сухомлинский

Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к школе. Ежегодно первого сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками — семилетками. Возникает вопрос, а готов ли ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития — развития памяти, логического мышления, речи, то есть тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний. Исследования показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание, способность рассуждать, лежащих в основе логического мышления. Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно осуществляться своевременно и последовательно, это сложный и длительный процесс. Данная проблема вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Проблемами психологии мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, С. А. Рубинштейн, Л.А, Венгер и др.Детский психолог Л. С. Выготский первый сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли» [3; с. 34]. В детском мышлении господствует логика восприятия, логика «конкретной, обычно действующей» ситуации, а не логика мысли. В своих суждениях, ребенок находится в более близком отношении к реальным объектам, чем взрослый, при этом он руководствуется практической житейской целесообразностью. Ж. Пиаже в «Концепции детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов — свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.Вывод, сделанный Н. Н. Поддъяковым о развитии детского мышления, заключается в том, что детский интеллект функционирует на основе принципа системности, одновременно включаются в работу все виды мышления: наглядно — действенное, наглядно — образное и словесно — логическое. В общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний.

Для развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления были определены следующие задачи:

– научить детей, узнавать признаки предметов и явлений, выделять и описывать их;

– сформировать у детей умение сравнивать объекты, находить сходство и отличительные признаки;

– обучить детей приёмам группировки предметов и их классификации;

– сформировать умение устанавливать временную последовательность, выносить суждения и умозаключения;

– развить у детей различные стороны психической деятельности: внимание, память, мышление и речь.

Средством достижения данных задач были выбраны дидактические игры. В литературе по дошкольной педагогики и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, познанию законов окружающего мира и сущности предметов, овладению такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, умозаключение. Нами был осуществлён подбор дидактических игр по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, составлен перспективный план.

В работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста были включены разнообразные виды дидактических игр:

– с игрушками и предметами;

– настольно-печатные;

– словесные.

Каждая дидактическая игра по развитию логического мышления состоит из нескольких элементов, а именно: дидактической задачи, игровых правил, игровых действий. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей, прежде всего, интересует игровое действие. Оно вызывает у детей чувство удовлетворение и стимулирует детскую активность. Завуалированная в игровую форму дидактическая задача, решается ребёнком более успешно, так как его внимание, направленно, прежде всего на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Без особого напряжения, незаметно для себя, играя, он выполняет дидактическую задачу.

В подготовку к проведению игры по развитию логического мышления входило:

– отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания;

– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

– определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

– определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, по двое, индивидуально);

– подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, игрушки картинки);

– подготовка к игре воспитателя: изучение и осмысливание всего хода игры, методов руководства игрой;

– подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры по развитию логического мышления у детей включало следующие этапы:

– ознакомление детей с содержанием игры с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

– объяснение хода и правил игры;

– показ игровых действий, в процессе которого я учила детей правильно выполнять условия.

Подведение итогов игры — это ответственный момент руководства игрой, так как по результатам, которые добиваются в игре можно судить о её эффективности. Анализ проведённой игры был направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения, на то, какие приемы оказались более эффективными в достижении поставленной цели,а что не сработало и почему. Это помогало совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избегать ошибок впоследствии.

Дидактические игры по развитию логического мышления ставили детей перед необходимостью преодолевать посильные затруднения, искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, творчески размышлять. Дидактические игры, с учетом постепенного усложнения игровых и учебных заданий, были разделена на четыре группы:

– игры на сравнение групп предметов и овладение умением находить сходства и различия предметов;

– игры на выделение свойств и признаков предмета;

– игры на классификацию групп предметов по заданному основанию (назначению, по размеру, по форме, по цвету, по другим признакам);

– игры на обобщение предметов.

На первом этапе использовалась серия игр «Сравни предметы», «Найди пять отличий», «Чем отличаются», «Чего не хватает» на сравнение групп предметов и на нахождение сходств и различий. В игре «Сравни предметы», дети рассматривали картинки с изображением двух групп предметов, задача детей была рассказать, чем похожи и чем отличаются предметы. В игре «Найди пять отличий» изображались два одинаковых предмета, в которых отсутствовали некоторые детали, рассмотрев картинку, ребенок называл пять отличий. В игре «Чем отличаются?», дети рассматривали два разнообразных предмета одного назначения, в которых находили отличительные признаки. В игре «Что лишнее?» детям необходимо было в каждом ряду найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. В игре «Чего не хватает?», на картинке рассматривали изображение различных предметов, в каждом предмете не хватало какой — то детали, ребёнок находил и называл недостающую деталь, и пояснял, смог ли существовать этот предмет, без недостающей детали.

На втором этапе были подобраны игры, направленные на формирование понятий о предмете на основе обобщения существенных свойств и признаков. Для лучшего установления существенных признаков, важно научить детей, рассматривать события во временной последовательности. В серии игр «Истории в картинках», «Разложи по прядку», «Что сначала, а что потом?», «С утра до ночи», «Приключение мышонка», «Утро куклы», необходимо расположить сюжетные картинки в логической последовательности, в данных играх формировалось умение наглядно представлять события во времени, а, следовательно, более глубоко понимать события данного сюжета. Знакомя детей со свойствами предмета, мы использовали словесные игры: «Летает, прыгает, бегает», «Съедобное — не съедобное», «Тонет — не тонет». Перед началом игры мы с детьми договаривались, какие движения они будут выполнять. Для усложнения этих игр использовала «классы», т. е. если ребенок был внимателен во время игры, он переходил в новый класс, а при завершении их становился ведущим.

Одним из видов игр для знакомства детей с признаками предметов стали игры — загадки. Игры с загадыванием и отгадыванием предметов привлекали детей своей таинственностью и неизвестность, что позволяло детям узнать, вспомнить признаки предметов и явлений, служили примером описания характерных признаков чего — либо, а это одно из главных свойств аналитической деятельности. Ребёнок, опираясь на существенные признаки, догадывался, о чём идёт речь. В игре «Придумай загадку по плану», ребёнку поясняла ряд вопросов, по которым он придумывал загадку о предмете.

На третьем этапе необходимо было овладеть классификацией, где каждая группа предметов имела свое постоянное место. В играх по классификации предметов, «Что кому нужно», «Четвертый лишний», «Кто, где живет?» дети учились находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагала рассмотреть изображённые на картинке предметы и ответить на следующие вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшиеся предмета? В игре «Кто, где живет?» использовала картинки с изображением животных. Задача детей была разделить картинки на две группы предметов и дать объяснение, почему они так разделили картинки. В таких играх дети учились относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное.

На четвертом этапе обобщение предметов использовала игры: «Назови, что общего», «Определи лишнее», «Который не похож на другие», «Кто лишний и почему?». В этих играх дети научились выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов, группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначить образованную группу словом, распределять объекты по классам.

Успех в решении дидактических задач дети достигали путем игрового действия — соревнования. Хорошими стимуляторами в игре были фишки, которые получал участник по ходу игры за правильный ответ. В конце игры фишки подсчитывались, и определялся победитель, которому присваивалось звание «Лучший знаток».

Все описанные дидактические игры не сложны и просты в применении. А самое главное, что они проходят в увлекательной игровой форме, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убедилась в том, что дети лучше усваивают программный материал, с интересом выполняют сложные задания.

Результатом проведенной мною работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру стало следующее:

– дети научились описывать признаки предметов;

– узнавать предметы по заданным признакам;

– определять одинаковые и различные свойства предметов;

– сравнивать предметы между собой;

– научились классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;

– определять последовательность событий;

– судить о противоположных явлениях;

– обобщать группы предметов;

– овладели действиями наглядного моделирования;

– научились давать определения тем или иным понятиям;

– приобрели личностные качества: уверенность, самостоятельность, согласованность взаимодействия друг с другом.

Проведённая работа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста показала, что, дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению знаний. Дети радуются своим результатам и стремятся выполнить задания еще лучше.

Литература:

  1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  2. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада под ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с., ил.
  3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. — М., 1956.
  4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
  5. Пиаже Ж.Речь и мышление ребенка. — Педагогика — Пресс, 1999
  6. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. — СПб., 2000.
  7. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М.: Академия, 2002.
  8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (старшая группа). М.: Просвещение, 1982. — 96с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle