Библиографическое описание:

Бобырь Л. В. Развитие у дошкольников навыков и умений экспериментально-исследовательской деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 11-14.



В статье представлен опыт работы в организации экспериментально-исследовательской деятельности, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении, подчёркивается необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в образовательном пространстве группы.

Что я слышу — забываю,

Что я вижу — помню,

Что я делаю — понимаю.

Конфуций

Ребёнок познаёт мир в процессе своей деятельности. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Дошкольники — прирожденные исследователи, это подтверждается их любознательностью, постоянным стремлением к эксперименту, желанием самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. В экспериментально — исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как?), практиковаться в установлении причинно-следственных, пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять, и упорядочивать представления о мире, развивать наблюдательность, пытливость ума, познавательные и творческие способности, умение изобретать, применять нестандартные решения. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность активно поощрять.

В работах А. П. Усовой, Е. Л. Панько, Л. А. Венгера и др. детское экспериментирование занимает ведущую роль в период дошкольного детства. Выделяется особенность этого вида познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Н. Н. Поддъяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к психическим нарушениям, которые негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способность обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Задачи по экспериментально-исследовательской деятельности являются актуальными, так как направлены на:

– формирование у детей мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

– расширение поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

– поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Обучение детей экспериментально-исследовательской деятельности необходимо начинать с преобразования предметно-развивающей среды. Оптимальная предметно-развивающая среда создаёт ребенку свободу выбора и обеспечивает успех в организации поставленной цели. Предметно-пространственная среда нашей группы создана в виде модели, включающей «Огород на окне» (для долгосрочных наблюдений за растениями); «Уголок природы», в котором представлены различные виды растений; «Научную лабораторию», оснащённую специальным оборудованием и разнообразными материалами (магниты, колбы, пробирки, микроскопы, лупы, ёмкости для исследования). Цель создания данной модели заключается в развитии способности ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях», как средством познания окружающего мира как в организованной образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Группа укомплектована разнообразным дидактическим материалом: дидактическими и настольно-печатными играми («В космических просторах», «Мои друзья», «Почемучка», «Волшебный песок», «Приключения капельки», «Встреча Ледовичка и Снеговичка», «Как сделать компас?», «Мир камней», «Знакомимся с магнитами», «Воздух невидимка», «Мир растений и животных» и др.); предметными и сюжетными картинками; схемами для проведения экспериментальной деятельности («Как проводить опыты?», «Как вести себя в мини-лаборатории», «Движение воздуха, воды», «Свет в природе», «Свойства почвы», «Состояния и превращения веществ», «Условия жизни растений»); макетами («Вулкан», «Пустыня», «Бескрайний север», «Что в морской глубине»); тематическими коллекциями («Такие разные семена», «Мир камней»); детскими энциклопедиями, картами и атласами Земли, глобусом. Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, появилась необходимость в изготовлении дидактических игрушек: «Почемучки», «Зайка-любознайка», «Капитошка», «Лесовичок», которые делают первые открытия вместе с детьми.

Содержание данной деятельности с дошкольниками реализуется в разнообразных формах работы: организованной образовательной деятельности осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей.

Опыт работы показывает, что экспериментирование доступно детям уже раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют воду и песок, превращают снег в воду, а воду в цветные льдинки, пускают мыльные пузыри, играют с ветерком и др. В среднем возрасте опыты усложняются, дети способны искать ответы на разные вопросы: «Где живёт воздух?», «Как растут растения?», «Почему всё звучит?», и др. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг проведения экспериментов: дети знакомятся с электричеством, определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как устроен вулкан и др.

Организуя с детьми экспериментальную деятельность, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Экспериментальную деятельность проводить с детьми неоднократно, с целью обучения самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа.
  2. Совершенствовать умение анализировать свойства, признаки предметов, материалов; самостоятельно (на основе схем) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменении свойств);
  3. Развивать умение анализировать объект.

Планирование экспериментально-исследовательской деятельности помогает планомерно осуществлять данный вид деятельности. С учётом возрастных особенностей детей для каждой возрастной группы разработан перспективный план, в содержание которого включены различные объекты для экспериментирования: («Какая бывает вода», «Как расселяются деревья», «Сколько лет дереву», «Как обнаружить воздух», «Танец горошин», «Необычные кораблики», «Солнечные зайчики», «Где живёт электричество», «Удивительный песок», «Извержение вулкана», «Испарение», «Как работает термометр» и др.). Данные опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с различными явлениями.

В экспериментально-исследовательской деятельности с детьми использую разнообразные методы:

– вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

– схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

– вопросы, помогающие прояснить и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

– метод, стимулирующий детей к коммуникации (спроси друга, что он думает по этому поводу?);

– метод «первой пробы», применение результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

Прежде чем приступить к проведению экспериментов, вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности:

– выбираем объект исследования;

– подбираем оборудование;

– уточняем, каким будет эксперимент: кратковременный или долговременный;

– определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат);

– закрепляем последовательность действий;

– вспоминаем правила безопасности;

– проводим эксперимент;

– фиксируем результаты на карточках или в альбоме;

– анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент опыта был самым интересным, в чем испытывали затруднения).

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогами. Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности, сплачивает семью, позволяет вовлечь родителей в единое с дошкольным учреждением образовательное пространство. Мной были разработаны консультации и памятки для родителей «Как помочь маленькому исследователю», «Удивительное — рядом», картотека элементарных опытов и экспериментов «Большие опыты, для маленьких детей», которые можно провести с ребёнком дома.

Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения экспериментально-исследовательской деятельности. Несомненно, положительными моментами использования экспериментальной деятельности стало то, что в процессе работы у детей появилось умение задавать вопросы, давать определения различным понятиям, действовать самостоятельно. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» мы способствуем развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Литература:

  1. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности// Педагогический вестник 1997. № 1
  2. Рыжова Н. А. Волшебница — вода. М. 1997 г.
  3. Рыжова Н. А. Невидимка воздух. М. 1997 г.
  4. Плешаков А. Л. Мир вокруг нас. М. 2000 г.
  5. Дыбина О. В., Расхманова И. П. Неизведанное рядом. М. 2001 г.
  6. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. М. 1999 г.
  7. Тугушева Г. П., Частикова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб, 2008 г.
  8. Куликовская И. Э., Совгир Н. И. Детское экспериментирование. М. 2003 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle