Библиографическое описание:

Ковалева Т. В., Воробей Д. В. Особенности образовательных проектов и управления ими // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1290-1293.



В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами

В наше время образовательному процессу уделяется много времени, так как одной из важных характеристик уровня развития национальной экономики является качество образовательного потенциала страны. Для его поддержания на рынке образовательных услуг появляются новые участники с предложением различных программ, что создает условия жесткой конкуренции, борьбу за финансирование из различных источников.

Данная ситуация в совокупности с деятельностью государственного регулятора в лице Министерства образования РФ вынуждает образовательные учреждения максимально эффективно распоряжаться собственными ресурсами, одновременно соответствуя как требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами к содержанию образовательных программ, так и к качеству и количеству образовательных услуг, востребованных рынком.

Изучив литературу по данному вопросу, хотелось бы подчеркнуть, что под образовательной услугой принято понимать «…комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на развитие человека и удовлетворение его образовательных потребностей и интересов, путем приобретения им знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности» [1].

Одним их эффективных методов управления образовательной услугой, с учетом временного горизонта и особенностей жизненного цикла ее оказания, является проектный подход: «…набор обучающихся по одной образовательной программе — это один проект» [2].

Существуют различные трактовки понятия «образовательный проект»:

  1. Романова И. Б. [2]: «Образовательный проект — это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, методических, технологических, организационных, финансовых, коммерческих и учебно-производственных мероприятий, обеспечивающих реализацию образовательной программы»;
  2. Моисеев А. М. [3]: «Образовательный проект — это комплексная, протекающая в условиях взаимодействия с внешней средой, деятельность временного коллектива специалистов, связанная с достижением в определенные сроки и при ограниченных ресурсах, запланированной совокупности целей (задач) и мероприятий, направленных на достижение конкретного образовательного результата»;
  3. Чечель И. Д. [4]: «Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев».

В представленных определениях прослеживаются следующие особенности: во-первых, образовательные проекты различаются по целевой направленности, по отношению к образовательному процессу, по охвату целевой аудитории и по количеству участвующих в проекте участников.

Целью образовательного проекта является реализация государственных и общественных интересов в области образования, приводящих к экономическим, научно-техническим, социальным результатам.

Проект может охватывать разные сферы деятельности: от политической и законотворческой до маркетинговой, управленческой и обучающей, а по масштабу: от локального уровня образовательной организации до международного уровня.

Образовательные проекты, реализуемые на уровне образовательных учреждений высшего образования, могут быть объединены в «программу образовательных проектов» для достижения единого результата, или в «портфель образовательных проектов», что позволит использовать проектную методологию для более эффективного управления ими.

В качестве партнеров при реализации образовательных проектов должны выступать как различные органы власти, так и организации различных форм собственности. Наиболее эффективное сотрудничество наблюдается при участии в образовательных проектах нескольких образовательных учреждений. Включаясь в проектную деятельность, образовательные учреждения высшего образования получают возможность участвовать в предоставлении образовательных услуг, существенно повышая эффективность организации и качественные показатели деятельности системы образования в целом.

При определении целей и мероприятий образовательного проекта необходимо знать типы заказчиков и их цели. Например, на уровне Министерства образования и науки РФ постоянно проводятся масштабные, всероссийские образовательные проекты, имеющие уровень национальных, такие как, «Качественное образование», «Глобальное образование», «Повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов «5–100», Научно-просветительский проект «Наука», «Всероссийская олимпиада школьников», «Образование детей с особыми образовательными потребностями», «Поддержка молодых ученых, аспирантов и ведущих научных школ РФ» и другие.

По указанному неполному перечню проектов мы видим, что проектное управление все активнее применяется на уровне федеральных и региональных органов власти.

Сетевые формы взаимодействия в образовании закреплены в российском законодательстве, а именно, Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ч. 1 ст. 13 и ст. 15 установлена возможность реализации образовательных программ в сетевой форме. Реализация такой возможности связана с необходимостью поддержания и наращивания конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Анализ литературы по сетевым формам взаимодействия позволил нам сформулировать следующие виды:

− по методологии управления интеграцией в образовании (программно-целевое управление; проектное управление);

− по географии присутствия в образовательной среде (региональные, национальные, международные);

− по характеру социально-экономической деятельности в образовании (исследовательские вузы, инновационные вузы и др.);

− по области принятия управленческих решений (развитие инноваций, обеспечение качества образования, совместные исследования и др.).

Молодежь заинтересована в участии в образовательных проектах в качестве обучаемых, в возможности трудоустройства по окончании реализации образовательной программы, в повышении своего квалификационного уровня и получении новых компетенций.

Жизненный цикл образовательных проектов содержит все основные стадии управления проектом: от разработки концепции проекта по оказанию образовательной услуги и ее обоснования до документационного подтверждения получения образовательной услуги.

Основными результатами управления образовательными проектами являются цели, сроки, качество и стоимость достижения результатов. Получить лучшие результаты можно выбирая соответствующие технологии управления проектами, состав, характеристики и назначения ресурсов для реализации образовательных проектов. Для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организационную структуру управления проектами, управление коммуникациями, персоналом и т. д.

Ресурсы, как правило, являются ограниченными в рамках конкретного пространственно-временного интервала. Следствием ограниченности имеющихся ресурсов является стремление к их наилучшему (оптимальному) использованию. Руководство образовательных учреждений высшего образования использует различные ресурсы, причем отдельные группы ресурсов в реальности представляют собой сложную комбинацию других видов ресурсов: учебно-методические, административные, организационно-управленческие, финансовые и др.

Изучив специфику образовательных проектов, можно выделить основные моменты:

  1. Особенностью реализации образовательных проектов является наличие лицензии на оказание образовательных услуг у образовательных учреждений высшего образования, частичное бюджетное финансирование (при наличии бюджетных мест), высокая конкуренция на рынке образовательных услуг;
  2. Образовательные проекты, в основе которых лежит оказание образовательной услуги, в зависимости от внешних условий приносят разную доходность образовательному учреждению высшего образования: часть образовательных проектов работает на имидж и расширение ассортимента образовательных услуг, часть приносит основную прибыль;
  3. Финансирование образовательных проектов осуществляется за счет различных источников: средства обучаемых, федеральное финансирование, средства предприятий, спонсоров и т. п.

Необходимо отметить, что эффективное управление проектами в рамках образовательных учреждений высшего образования возможно при управлении взаимосвязанными проектами в рамках образовательной программы, что позволит дополнительно привлечь частное финансирование через оказание различных видов образовательных услуг параллельно реализации образовательных проектов.

В качестве примера реализованных образовательных проектов рассмотрим опыт организации сетевых взаимодействий с участием российских вузов на примере ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права».

В ФГБОУ ВПО «Хабаровский государственный университет экономики и права» активно используется и успешно реализуется эта форма взаимодействия между зарубежными и российскими образовательными учреждениями разного уровня в рамках международного проекта «Tempus» в связи с формированием и реализацией программ магистратуры. За последнее время было реализовано два международных образовательных проекта:

− проект Tempus Tasic CD-JEP-23209–2002 «Совершенствование учебных планов»;

− проект Tempus № 543891-TEMPUS-1–2013–1-RU-TEMPUS-JPCR «Совершенствование высшего образования в Сибири и на Дальнем Востоке».

В результате выполнения данных проектов предложена последовательность действий по разработке и реализации магистерских программ и готовые формы «пошаговых процедур», позволяющие документировать и отслеживать последовательность выполнения магистерских диссертаций. Разработаны учебно-методические комплексы дисциплин согласованного учебного плана, в том числе путём использования опробованных методологических и методических положений в области экономики и менеджмента, финансов и кредита. Участники проекта активно взаимодействовали, преподаватели вузов-участников стажировались в вузах-партнерах, изучали опыт, проводили совместные мероприятия. Участие в данных проектах позволило:

  1. разработать магистерские программы, соответствующие современным требованиям рынка труда, и тем самым способствовать трудоустройству выпускников;
  2. реформировать учебные планы существующей магистерской программы в соответствии с европейскими стандартами;
  3. улучшить качество и актуальность магистерской программы путём повышения квалификации преподавателей и обновления содержания курсов.

Мы считаем, что именно такие образовательные проекты на основе сетевых форм взаимодействия различных образовательных учреждений имеют потенциал развитии и роста, так как напрямую влияют на процесс формирования международного образовательного пространства, развивают уровень глобального образования, и помогают российским вузам включаться в мировой рынок образовательных услуг и успешно на нем конкурировать.

Литература:

  1. Гончарова Н. А., Логинов М. П. Проектный подход к понятию «образовательная услуга» // Вестник Гуманитарного университета. 2014. № 4 (7). С. 112–115.
  2. Романова И. Б. Образовательные проекты в вузе // Интеграция образования. 2013. № 1. C. 43–47.
  3. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Проектное управление в образовании: учеб.-метод. комплекс материалов для подготовки тьютеров. М.: ACADEMIA АПК и ППРО, 2014.
  4. Чечель И. Д., Грабарь И. Д., Монахова Л. И. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства: электронный учебник [электронный ресурс]. URL:http://bg-prestige.narod.ru/proekt/ (дата обращения 01.05.2016).
  5. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект?: учеб.-метод. пособие. М.: Первое сентября, 2013. 44 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle