Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Федулова, К. А. Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию / К. А. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.3 (116.3). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31866/ (дата обращения: 16.04.2024).



Для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию необходимо создание соответствующего контролирующего инструментария, который позволит повысить уровень сформированности информационных компетенций будущих бакалавров.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, подготовка к компьютерному моделированию, эффективность, информационные компетенции, система информационно-проектировочных заданий.

Стандарты нового поколения диктуют новые требования к оценке достижений обучаемых, сегодня на первый план выходит перечень компетенций, которыми должен обладать будущий выпускник. Таким образом и способы оценки этих компетенций должны быть иными, а значит необходимы новые учебно-методические разработки, призванные проверить их уровень, такие как фонды оценочных средств. Современные фонды оценочных средств (ФОС) включают типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющих оценить уровень знаний, умений и компетенций обучающихся.

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего стандарта по завершению освоения образовательной программы по определенной специальности [1].

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – это учебные материалы, входящие в состав фонда оценочных средств по дисциплине и предназначенные для контроля и оценки знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами в результате изучения дисциплины [2].

В состав представленных КИМ должны быть включены только такие задания, качество и эффективность использования которых могут быть проверены при внешнем аудите.

Наиболее эффективной формой контроля, позволяющей проверять и оценивать уровень учебных достижений каждого студента, являются информационно-проектировочные задания.

Информационно-проектировочные задания ¬ это специально сконструированные («нестандартные») задачи, требующие для своего решения знаний и ориентации в информации по ряду интегрируемых дисциплин, направленные на разработку проекта решения комплексного задания и представления оценки адекватности полученных результатов с использованием информационных технологий [3].

При этом в структуру фонда оценочных средств должны входить материалы, содержащие описание системы текущего, промежуточного и итогового оценивания результатов контроля, включая описание критериев оценки (в том числе интегральных) для различных форм контроля, а также правила интерпретации результатов оценивания.

Различают основные и дополнительные формы контроля. К основным относят формы, определенные учебным планом по соответствующему направлению подготовки бакалавра, их набор для каждой учебной дисциплины индивидуален, к таким формам относят: экзамен, зачет (в том числе дифференцированный), курсовой проект (работа), расчетно-графическая работа, контроль по результатам выполнения лабораторных работ и/или работы на практических (семинарских) занятиях.

Дополнительные формы контроля – совокупность форм контроля, не включенных в состав основных в рамках учебного плана, однако они являются необходимыми для эффективной реализации образовательных целей также, как и основные формы. Эти формы контроля включаются в состав КИМ в тех случаях, когда предусмотренных учебным планом основных форм недостаточно для обеспечения надлежащей оценки степени достижения всех образовательных целей. К дополнительным формам контроля могут относиться домашние задания, системы тестового контроля, индивидуальные творческие задания, инновационные методы и технологии и др.

При проектировании и реализации фонда оценочных средств была использована универсальная форма контроля, позволяющая:

- обеспечивать проведение промежуточной аттестации студентов;

- качественно и количественно оценивать уровень сформированности информационных компетенций.

Такой универсальной формой является использование информационно-проектировочных заданий (ИПЗ).

Система информационно-проектировочных заданий, входящая в ФОС для подготовки к компьютерному моделированию, разработана на основе использования кейс-метода, позволяющего в рамках образовательного процесса приблизить обучаемого к реальным заданиям, включить элементы будущей профессиональной деятельности, ввести элементы профессионального творчества в учебную работу. С другой стороны, каждое задание, реализуемое в виде отдельного мини-проекта, в итоге будет представлено в виде фрагмента законченной компьютерной модели (проект машиностроительной конструкции или технологического процесса). Также при решении предложенных заданий возникает ситуация недостаточности имеющихся знаний, в связи с чем возникает проблемная ситуация, связанная с выбором технологии проектирования компьютерной модели.

Исследователи (Н. С. Михайлова, О. Е. Пермяков, В. Г. Передерий, С. В. Станченко, И. С. Татаринова, А. А. Факторович, Р. Н. Азарова, И. Н. Медведева, А. А. Шехонин) предлагают следующую структуру фонда оценочных средств [4]:

 программа проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения;

 совокупность контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания образовательных результатов на определенных этапах обучения;

 методические материалы, определяющие процедуры оценивания образовательных результатов на всех этапах проверки;

 технологии и методы обработки результатов оценивания;

 наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;

 рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с обучающимися;

 рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио обучающегося;

 банк статистической информации и программы мониторинга достижений;

 структура и содержание портфолио;

 программы итоговой государственной аттестации для выпускников;

 методические материалы по выполнению выпускной квалификационной работы;

 рекомендации по обновлению фонда оценочных средств.

Таким образом в фонд оценочных средств междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование» должны быть включены основные формы контроля, а именно методические материалы для проведения лабораторных и практических занятий, задания и методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплинам, входящим в междисциплинарный модуль «Компьютерное моделирование», экзаменационные билеты и вопросы для зачета, должны быть сформулированы критерии оценки указанных мероприятий и заданий по ним, кроме того в качестве дополнительных форм обязательно должна использоваться система информационно-проектировочных заданий, выполнение которых позволит сформировать информационные компетенции, а также приложены материалы для самостоятельной работы с интерпретацией результатов данной работы, а также возможности включения выполненных заданий в портфолио студента.

Важно помнить, что уровень сформированности информационных компетенций оценивается как материальными или интеллектуальными продуктами деятельности, которые разрабатываются в реальной обстановке (квазипрофессиональная деятельность) или в модельной ситуации (учебная деятельность); так и самим процессом деятельности в тех же ситуациях [5].

Таким образом, фонд оценочных средств междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование» включает учебно-методическое сопровождение подготовки к компьютерному моделированию в виде методических материалов для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов, а также критерии оценки этих мероприятий с возможностью дальнейшего их включения в портфолио студента.

Литература:

  1. Федулова К. А. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Федулова Ксения Анатольевна. Екатеринбург. 2014. 26 с.
  2. Зудин В. Л. Разработка фонда оценочных средств по дисциплине / В. Л. Зудин, В. Ф. Шевчук // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 4. С. 98–103.
  3. Федулова К. А. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию / М. А. Федулова, К. А. Федулова // Агропродовольственная политика России. 2013. № 1. С. 78–80.
  4. Михайлова Н. С. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ / Н. С. Михайлова, М. Г. Минин, Е. А. Муратова // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 81–82.
  5. Федулова М. А. Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Федулова Марина Александровна. Екатеринбург. 2008. 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, компьютерное моделирование, дополнительная форма контроля, материал, средство, учебный план, компетенция, структура фонда, уровень, фонд.


Ключевые слова

эффективность, фонд оценочных средств, подготовка к компьютерному моделированию, информационные компетенции, система информационно-проектировочных заданий

Похожие статьи

Проектирование матрицы для создания фонда оценочных...

Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, является образовательная область в виде

Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

В статье раскрываются особенности использования ситуационных задач как современного средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов, особенности и методика построения ситуационных задач при разработке фонда...

Проектирование фонда оценочных средств в соответствии...

Проектирование матрицы для создания фонда оценочных средств по профессиональному модулю как основа оценивания уровня компетенций студентов среднего профессионального образования. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии...

Формирование информационной компетентности будущего...

Подводя итоги, отметим, что для моделирования процесса формирования

Харченко Г. И. Компьютерные программы учебного назначения как средство активизации учебной

высшее образование, высокий уровень, высшая школа, вычислительная техника, учебный план.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Дополнительные виды самостоятельной работы: 6.

Для итоговой проверки сформированных компетенций используются следующие контролирующие средства: вопросы, нацеленные на выявление теоретических знаний магистрантов, задания в тестовой форме, способствующие...

Компетентностно-ориентированные оценочные средства...

Формированию фондов компетентностно-ориентированных оценочных средств в

- задачи — ситуации на планирование (направлены на создание прогноза, плана исследования и его

Диагностика уровня освоения компетенций в форме тестирования осуществляется при...

Создание ФОС по дисциплине «Иностранный язык»

Оценочные средствафонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимся учебного материала — являются неотъемлемой частью ОПОП НПО/ СПО.

Алгоритм определения уровня учебно-методического...

Алгоритм определения уровня учебно-методического обеспечения образовательных программ учреждения дополнительного образования детей.

Также имеет значение определение состояния информационно-методического фонда учреждения: объемы фонда...

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Для этого необходимо указать цель контроля (диагностики), критерии контроля, уровни оценочных

Учебный модуль «Конструирование и моделирование».

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей...

Проектирование матрицы для создания фонда оценочных...

Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, является образовательная область в виде

Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

В статье раскрываются особенности использования ситуационных задач как современного средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов, особенности и методика построения ситуационных задач при разработке фонда...

Проектирование фонда оценочных средств в соответствии...

Проектирование матрицы для создания фонда оценочных средств по профессиональному модулю как основа оценивания уровня компетенций студентов среднего профессионального образования. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии...

Формирование информационной компетентности будущего...

Подводя итоги, отметим, что для моделирования процесса формирования

Харченко Г. И. Компьютерные программы учебного назначения как средство активизации учебной

высшее образование, высокий уровень, высшая школа, вычислительная техника, учебный план.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Дополнительные виды самостоятельной работы: 6.

Для итоговой проверки сформированных компетенций используются следующие контролирующие средства: вопросы, нацеленные на выявление теоретических знаний магистрантов, задания в тестовой форме, способствующие...

Компетентностно-ориентированные оценочные средства...

Формированию фондов компетентностно-ориентированных оценочных средств в

- задачи — ситуации на планирование (направлены на создание прогноза, плана исследования и его

Диагностика уровня освоения компетенций в форме тестирования осуществляется при...

Создание ФОС по дисциплине «Иностранный язык»

Оценочные средствафонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимся учебного материала — являются неотъемлемой частью ОПОП НПО/ СПО.

Алгоритм определения уровня учебно-методического...

Алгоритм определения уровня учебно-методического обеспечения образовательных программ учреждения дополнительного образования детей.

Также имеет значение определение состояния информационно-методического фонда учреждения: объемы фонда...

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Для этого необходимо указать цель контроля (диагностики), критерии контроля, уровни оценочных

Учебный модуль «Конструирование и моделирование».

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей...

Похожие статьи

Проектирование матрицы для создания фонда оценочных...

Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, является образовательная область в виде

Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

В статье раскрываются особенности использования ситуационных задач как современного средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов, особенности и методика построения ситуационных задач при разработке фонда...

Проектирование фонда оценочных средств в соответствии...

Проектирование матрицы для создания фонда оценочных средств по профессиональному модулю как основа оценивания уровня компетенций студентов среднего профессионального образования. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии...

Формирование информационной компетентности будущего...

Подводя итоги, отметим, что для моделирования процесса формирования

Харченко Г. И. Компьютерные программы учебного назначения как средство активизации учебной

высшее образование, высокий уровень, высшая школа, вычислительная техника, учебный план.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Дополнительные виды самостоятельной работы: 6.

Для итоговой проверки сформированных компетенций используются следующие контролирующие средства: вопросы, нацеленные на выявление теоретических знаний магистрантов, задания в тестовой форме, способствующие...

Компетентностно-ориентированные оценочные средства...

Формированию фондов компетентностно-ориентированных оценочных средств в

- задачи — ситуации на планирование (направлены на создание прогноза, плана исследования и его

Диагностика уровня освоения компетенций в форме тестирования осуществляется при...

Создание ФОС по дисциплине «Иностранный язык»

Оценочные средствафонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимся учебного материала — являются неотъемлемой частью ОПОП НПО/ СПО.

Алгоритм определения уровня учебно-методического...

Алгоритм определения уровня учебно-методического обеспечения образовательных программ учреждения дополнительного образования детей.

Также имеет значение определение состояния информационно-методического фонда учреждения: объемы фонда...

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Для этого необходимо указать цель контроля (диагностики), критерии контроля, уровни оценочных

Учебный модуль «Конструирование и моделирование».

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей...

Проектирование матрицы для создания фонда оценочных...

Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, является образовательная область в виде

Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

В статье раскрываются особенности использования ситуационных задач как современного средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов, особенности и методика построения ситуационных задач при разработке фонда...

Проектирование фонда оценочных средств в соответствии...

Проектирование матрицы для создания фонда оценочных средств по профессиональному модулю как основа оценивания уровня компетенций студентов среднего профессионального образования. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии...

Формирование информационной компетентности будущего...

Подводя итоги, отметим, что для моделирования процесса формирования

Харченко Г. И. Компьютерные программы учебного назначения как средство активизации учебной

высшее образование, высокий уровень, высшая школа, вычислительная техника, учебный план.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Дополнительные виды самостоятельной работы: 6.

Для итоговой проверки сформированных компетенций используются следующие контролирующие средства: вопросы, нацеленные на выявление теоретических знаний магистрантов, задания в тестовой форме, способствующие...

Компетентностно-ориентированные оценочные средства...

Формированию фондов компетентностно-ориентированных оценочных средств в

- задачи — ситуации на планирование (направлены на создание прогноза, плана исследования и его

Диагностика уровня освоения компетенций в форме тестирования осуществляется при...

Создание ФОС по дисциплине «Иностранный язык»

Оценочные средствафонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимся учебного материала — являются неотъемлемой частью ОПОП НПО/ СПО.

Алгоритм определения уровня учебно-методического...

Алгоритм определения уровня учебно-методического обеспечения образовательных программ учреждения дополнительного образования детей.

Также имеет значение определение состояния информационно-методического фонда учреждения: объемы фонда...

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Для этого необходимо указать цель контроля (диагностики), критерии контроля, уровни оценочных

Учебный модуль «Конструирование и моделирование».

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей...

Задать вопрос