Библиографическое описание:

Глотов Д. С. Закрепление международных стандартов по предотвращению преступлений на почве ненависти в рамках Совета Европы // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 586-588.



Совет Европы (СЕ) это международная организация, основанная в 1949 году с целью развития отношений между странами в сфере права, прав человека, демократии и законности в Европе. Членами Совета Европы являются 47 европейских государств. На сегодняшний день обеспечение защиты прав человека является одним из самых важных направлений в деятельности данной организации, поэтому в рамках Совета Европы функционируют определенные институты, деятельность которых направлена на борьбу с дискриминацией и преступлениями на почве ненависти, а также имеется определенная международно-правовая база.

Основополагающим документом Совета Европы является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧОС), вступившая в силу в 1953 году. Для обеспечения соблюдения положений Конвенции, а также для их толкования, был создан Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), представляющих собой международный судебный орган, под юрисдикцией которого находятся все 47 государств-членов Совета Европы. Каждое из данных государств ратифицировало Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Правом на обращение в ЕСПЧ обладают как индивидуальные лица, так и государств.

ЕКПЧОС не содержит положений, касающихся непосредственно преступлений на почве ненависти, но в статье 14 содержится норма, запрещающая дискриминацию: «пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам» [1]. Именно к данной статье могут апеллировать лица, подвергшиеся преступлениям на почве ненависти, в случае, если государство не выполнило свои обязательства в соответствии с другими нормами Конвенции.

В практике ЕСПЧ уже имеются дела, в которых затрагивалась тема преступлений на почве ненависти: Начова и другие против Болгарии, Сечич против Хорватии, Стойка против Румынии, Миланович против Сербии, Ангелова и Илиев против Болгарии.

В решении по делу «Начова и другие против Болгарии» Суд заявил, что «при расследовании случаев применения насилия, в особенности, причинения смерти, совершенного представителями государства, на должностных лиц компетентных органов возлагается дополнительная обязанность предпринять все возможные меры в целях установления мотивов совершения преступления, в частности, установления того, было ли деяние обусловлено ненавистью или предубеждением в отношении национальной принадлежности потерпевших. В целях поддержания уверенности общественности в эффективном действии системы правоохранительных институтов государства-члены должны гарантировать законодательное закрепление и последовательное применение на практике разграничения между случаями чрезмерного применения силы и случаями причинения смерти по мотиву национальной или расовой ненависти» [2]. Еще один пример это дело «Сечич против Хорватии» (Šečić v. Croatia). Суд постановил, что «при расследовании насильственных действий власти государства имеют дополнительное обязательство предпринять все разумные шаги по изобличению любых расистских мотивов и по определению того, сыграла ли расовая ненависть или расовые предрассудки какую-либо роль в произошедших событиях» [3]. То есть, в соответствии с позицией Суда каждое государство-участник ЕКПЧОС имеет позитивное обязательство по защите лиц от дискриминации, а также позитивное обязательство по расследованию наличия мотива ненависти (процессуальное обязательство).

Еще один важный документ, принятый в рамках Совета Европы и имеющий отношение к предотвращению преступлений на почве ненависти, это Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, которая вступила в силу в 1998 году. Как следует из названия, Конвенция создана, чтобы государства, ее подписавшие, уважали права меньшинств. Статья 4 Конвенции обязывает государства «гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона. В связи с этим любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству, запрещается» [4]. За осуществлением положений Конвенции следит Консультативный комитет — орган, избираемый Комитетом министров и состоящий из 18 независимых экспертов. Комитет рассматривает доклады государств и формулирует конкретные рекомендации странам. Например, Комитет считает, что в России необходимо «предпринять дальнейшие и более решительные меры для профилактики и расследования преступлений на почве расовой ненависти и вражды, а также для преследования и действенного наказания за указанные преступления; прямо и однозначно осуждать любые проявления нетерпимости, расизма и ксенофобии, в особенности в политике и средствах массовой информации; удвоить усилия по борьбе с распространением расистских взглядов среди населения, в особенности среди молодежи» [5].

Одним из важнейших институтов, действующих в рамках Совета Европы, целью которого является борьба с дискриминацией и преступлениями на почве ненависти, является Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН). Комиссия представляет собой коллегиальный орган Совета Европы, в который входит по одному эксперту от каждого государства члена Совета. Деятельность Комиссии базируется на стандартах Европейской конвенции прав человека и направлена на борьбу с расизмом, антисемитизмом, ксенофобией и нетерпимостью.

Основная деятельность, которой занимается ЕКРН, это составление периодических докладов по каждой из стран-членов Совета Европы, а также принятие и продвижение общеполитических рекомендаций, которые подробно описывают те действия, которые необходимо принять государствам. Например, в общеполитической рекомендации ЕКРН № 1, которая называется «Борьба с расизмом, антисемитизмом и нетерпимостью, сформулирован принцип, который гласит, что государства, должны определять преступления, которые совершены с элементами расизма и ксенофобии, как особые преступления, то есть мотив расизма и ксенофобии должен обязательно учитываться [6].

Общеполитическая рекомендация ЕКРH № 7: «О национальном законодательстве по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией» устанавливает требование о том, что закон должен дать ясное определение прямой и косвенной расовой дискриминации и запретить их.

Также в рекомендации № 7 содержится требование к уголовному законодательству государств:

«Закон должен предусматривать наказание за нижеследующие действия, если они совершенны преднамеренно:

а) публичное подстрекательство к насилию, ненависти или дискриминации,

б) публичные оскорбления и диффамация,

в) угрозы в отношении лица или категории лиц по основаниям их расы, цвета кожи, языка, религии, гражданства и национального или этнического происхождения [6]»

Также государства обязуются расценивать наличие расистской мотивировки при совершении уголовного правонарушения, в качестве отягчающего обстоятельства.

Отдельного внимания заслуживает рекомендация ЕКРН № 11, содержащая нормы, которые направлены на борьбу с расизмом и расовой дискриминацией в работе правоохранительных органов. ЕКРН обязует государства обеспечивать, чтобы полиция тщательно расследовала преступления на почве расизма, в том числе в полной мере учитывая расистские мотивы в обычных преступлениях. Также государства должны создать и задействовать систему учёта и контроля в отношении инцидентов на почве расизма, а также учета того, в какой мере такие инциденты рассматриваются прокуратурой и возможно квалифицируются как преступления на почве расизма [6].

Анализируя нормы общеполитических рекомендации ЕКРН, необходимо принимать во внимание, что данные рекомендации не имеют юридически обязательной силы, но, несмотря на это, некоторые правоведы считают, что подобные нормы «мягкого» права, действующие на основании обусловленного согласия (implied consent), должны также рассматриваться как кандидаты в новые источники права [7].

Еще один институт, который занимается противодействие дискриминации в Совете Европы — это Уполномоченный по правам человека, который является независимым должностным лицом при Совете Европы.

Задачи Уполномоченного по правам человека изложены в резолюции 99(50) Комитета министров, в которой ему поручается:

– способствовать практическому соблюдению прав человека и оказывать государствам-членам помощь в применении стандартов, установленных в этой области Советом Европы;

– содействовать просвещению и повышению правосознания в области прав человека в государствах–членах Совета Европы;

– выявлять возможные недостатки в законах и практике, касающихся прав человека;

– способствовать деятельности национальных омбудсменов и других правозащитных органов в странах [8].

Уполномоченный по правам человека не обладает правом принимать для рассмотрения и оценки индивидуальным жалобы, но, тем ни менее, может получать информацию из любых источников, включая частных лиц и НПО и, на основании этого, выступать с инициативами, если представленная информация свидетельствует об ущемлении прав человека. К конкретным темам, которыми занимается Уполномоченный по правам человека, относится тема предотвращения дискриминации, права мигрантов, права ребенка.

Рассмотрев международные стандарты по предотвращению преступлений на почве ненависти в рамках Совета Европы, можно сделать вывод, что ключевым действующим нормативным актом, имеющим отношение к рассматриваемой теме, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, нормы которой имеют обязательную юридическую силу для государств-членов Совета Европы. В Конвенции отсутствует норма, имеющая прямое отношение к предотвращению преступлений на почве ненависти, но лица, подвергшиеся нападению, могут апеллировать к статье 14, которая закрепляет запрет дискриминации. Эффективность Конвенции обеспечивается деятельностью Европейского суда по правам человека, который дает трактовки статьям Конвенции и выносит решения относительно жалоб на государства, нарушающие нормы Конвенции. ЕСПЧ обязал государства проводить тщательное расследование в случае, если имеется основание полагать, что преступление совершено по мотиву ненависти. Судом уже было рассмотрено, как минимум, пять дел, имеющих отношение к теме преступлений на почве ненависти.

Также в нормативной базе Совета Европы стоит выделить Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств. Статья 4 данной Конвенции гарантирует национальным меньшинствам равенство перед законом, а также запрещает дискриминацию на основании принадлежности к национальному меньшинству. За соблюдением Конвенции на национальном уровне следит Консультативный комитет, который рассматривает доклады государств и формулирует конкретные рекомендации странам.

Помимо этого, в рамках Совета Европы действует Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью, деятельность которой не носит обязательной юридической силы, но эффективно дополняет работу других институтов СЕ. В рамках ЕКРН сформирован целый ряд общеполитические рекомендации, содержащие конкретные требования, которые государствам необходимо выполнить, чтобы обеспечить эффективную защиту граждан о дискриминации и преступлений на почве ненависти.

Литература:

  1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3.09.1953). Статья 14.
  2. Nachova and others v. Bulgaria (App no 43577/98; 43579/98) ECHR 26 Feb 2004.
  3. Šečić v. Croatia (App no 40116/02) ECHR 31 May 2007.
  4. Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (ETS N 157). Страсбург, 1 февраля 1995 г. Статья 4.
  5. Консультативный комитет рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Третье мнение о Российской Федерации. ACFC/OP/III(2011)010. Страсбург, 24 ноября 2011 г. 75 с. С. 2.
  6. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Сборник общеполитических рекомендаций ЕКРН. Страсбург, 2007. CRI(2007)38. 123 с.
  7. Ульяшина, Л. В. Международно-правовые стандарты в области прав человека и их реализация: теория и практика применения. ЕГУ. Вильнюс. 2013. 402 с. С. 148.
  8. ООН. Поощрение и защита прав меньшинств. Руководство для правозащитников. HR/PUB/12/7 Женева и Нью-Йорк, 2012. 213 с. С. 140–141.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle