Библиографическое описание:

Лупанова А. В., Кононенко Е. В. Система менеджмента качества как инструмент оценки качества образовательных услуг в Уральском институте государственной противопожарной службы МЧС России // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 78-82.



Наличие системы менеджмента качества в образовательной организации позволяет, несмотря на условия кризиса и структурных преобразований, обеспечить высокое качество образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательная организация, менеджмент качества, результативность, качество обучения.

Создание и применение системы менеджмента качества (далее – СМК) в Уральском институте Государственной противопожарной службы МЧС России нацелено на продуктивные взаимоотношения поставщиков и потребителей образовательных услуг, заинтересованных в подготовке выпускника с требуемыми компетенциями. Приказом начальника института № 464 от 31 июля 2009 года было оформлено решение о создании и внедрении СМК и назначении уполномоченных по качеству в структурных подразделениях вуза, которые в первую очередь должны были овладеть знаниями в области СМК и довести их до остальных сотрудников. В число уполномоченных по качеству были включены как преподаватели, так и представители отделов воспитательной работы, практической подготовки, тыла и др. Представителем руководства по качеству стал заместитель начальника института по учебной работе, в составе учебного отдела было создано отделение контроля качества и анализа учебного процесса.

С целью разъяснения основных принципов и положений разрабатываемой СМК руководством института было принято решение о проведении обучения уполномоченных по качеству. Для проведения обучения потребовалось соответствующее методическое обеспечение; в связи с этим был разработан специализированный учебно-методический комплекс «Система менеджмента качества образовательного учреждения» и разработано учебное пособие «Управление качеством образовательного процесса в вузе. Процессный подход» [1] на основе положений международных стандартов ИСО 9000:2005 и ИСО 9001:2008.

В методическое обеспечение вошел курс из шести лекций, а также комплекты вопросов для входного и выходного контроля, презентации, формы документов, тестовые задания, опросные листы. Занятия были проведены в соответствии с утвержденным расписанием в форме беседы со слушателями, позволяющей выяснить и раскрыть все интересующие вопросы, и имели конкретную практическую направленность. Целью занятий было подготовить их участников к разработке документов СМК в подразделениях института и привлечению к этой работе других преподавателей и сотрудников. Благодаря проведенным занятиям и раздаточным материалам все уполномоченные по качеству были подготовлены для разработки комплекта необходимых в подразделениях документов СМК, в частности, карт процессов с показателями для оценки результативности и проведения обучающих занятий с остальными сотрудниками.

Эффективность выбранного подхода была оценена при фораудите и в дальнейшем подтвердилась в процессе внешнего аудита СМК органом по сертификации «Русский регистр – Уральское качество» в апреле 2010 года. Институт стал первым вузом МЧС России, получившим сертификат соответствия на систему менеджмента качества образовательного процесса. В 2013 году была успешно проведена ресертификация СМК института с удостоверением того, что «система менеджмента качества применительно к разработке образовательных программ и осуществлению образовательной деятельности по программам высшего образования, переподготовке и повышению квалификации согласно области государственного лицензирования и области аккредитации соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001–2011 (ISO 9001:2008)».

За период с 2013 года по настоящее время произошли существенные изменения как в нормативной базе СМК с введением в действие новой и существенно отличающейся версии международного стандарта ИСО 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001–2015), так и в деятельности института: были открыты новые специальности, проведены структурные и организационные преобразования. С целью адаптации действующей СМК к новым условиям и подготовки перехода на новую версию международного стандарта в 2015 году с учетом опыта деятельности института в области менеджмента качества образовательных услуг было разработано учебное пособие «Особенности менеджмента качества вузов МЧС России» [2], получившее гриф МЧС России. Наряду с этим разработаны новые локальные нормативные акты и стандарты организации для повышения стабильности качественных показателей образовательной деятельности, в частности, подготовки выпускных квалификационных работ. В апреле 2016 года вновь проведен успешный ресертификационный аудит СМК института.

В настоящее время в институте осуществляется подготовка специалистов по направлению «Пожарная безопасность», бакалавров по направлению «Техносферная безопасность». По государственному заказу (для подразделений МЧС России) обучение курсантов проводится на условиях бюджетного финансирования. На платной основе институт осуществляет подготовку по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность. В 2016 году будет открыт прием студентов по двум новым направлениям подготовки: «Судебная экспертиза» (специалисты) и «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (бакалавры).

Образовательный процесс в институте рассматривается как цепочка взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, основными из которых являются учебный процесс, процесс практического обучения, учебно-воспитательный процесс и процесс служебно-боевой подготовки. Ежегодно в соответствии с утвержденными картами процессов и установленными показателями результативности процессов проводится оценка существующих процессов СМК.

Для основных процессов института установлены показатели результативности:

1. Оценка результативности процесса «Реализация учебного процесса» проводится с использованием показателей:

 процент обучающихся на «хорошо» и «отлично» по результатам рубежного контроля;

 процент обучающихся на «хорошо» и «отлично» по результатам промежуточной аттестации;

 процент обучающихся на «хорошо» и «отлично» по результатам итогового контроля по дисциплинам на момент допуска к итоговой государственной аттестации (ИГА);

 уменьшение количества обучаемых, отчисленных за неуспеваемость.

Расчет результативности процесса производится как среднее арифметическое указанных показателей на факультетах пожарной безопасности, техносферной безопасности, заочного обучения и платных образовательных услуг.

2. Процесс «Реализация процесса практического обучения» оценивается по результатам прохождения практик обучающимися. В ходе оценки процесса рассчитываются:

 средний балл успеваемости;

 коэффициент поощрений;

 коэффициент взысканий;

 коэффициент успеваемости курса.

Расчет результативности процесса проводится отдельно для каждого курса обучения на факультетах пожарной безопасности, техносферной безопасности и платных образовательных услуг.

3. Оценка результативности процесса «Реализация учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности» проводится с учетом:

 процентного соотношения проведенных мероприятий к запланированным;

 процента охвата личного состава психодиагностическими мероприятиями.

4. При оценке результативности процесса «Реализация процесса служебно-боевой подготовки» определяются показатели:

 служебной дисциплины переменного состава подразделений;

 исполнительской дисциплины переменного состава подразделений;

 несение службы во внутренних и внешних нарядах.

5. Показателями результативности процесса «Проведение итоговой государственной аттестации, выпуск специалистов» являются:

 процент допущенных к ИГА курсантов, студентов, слушателей от общего количества выпускников;

 процент реализации максимального уровня качества ВКР;

 процент курсантов, студентов, слушателей, прошедших ИГА к общему числу выпускников;

 процент работ, имеющих практическую направленность.

Помимо указанных процессов, в институте проводится ежегодная оценка тринадцати установленных процессов. По результатам такой оценки разрабатываются корректирующие и / или предупреждающие действия, выполнение которых приводит к планомерному увеличению показателей результативности.

Динамика результативности пяти указанных выше процессов приведена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика результативности процессов

Мониторинг учебного процесса в институте проводится с 2007 года в соответствии с утвержденным стандартом организации «Применение статистических методов для оценки качества образовательного процесса» [3], который вошел в состав документов СМК. Мониторинг заключается в обработке результатов всех видов контроля полученных обучающимися компетенций (текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная и итоговая аттестация, контроль остаточных знаний). Для подведения итогов контроля знаний курсантов применяются разработанные собственными силами института программы kursant (для подведения итогов и анализа проведения рубежного контроля и промежуточной аттестации), diplom (для обобщения информации о знаниях курсантов на протяжении всего периода обучения). Этот процесс документирован таким образом, что позволяет объективно оценивать деятельность всей образовательной организации в целом, а также уровень подготовки отдельных обучающихся.

С целью определения требований и ожиданий потребителей образовательных услуг – самих обучающихся, МЧС России (для курсантов) и работодателей (для студентов) – институт использует средства системы контроля качества подготовки специалистов, а именно:

1. Изучение мнения о подготовке выпускников руководителей территориальных органов МЧС России. Анализируются служебные отзывы руководителей выпускников об уровне профессиональной подготовки и деловых качествах выпускника. В ходе анкетирования оцениваются: уровень служебно-профессиональной направленности, уровень профессиональной подготовки специалиста, уровень организационно-управленческой деятельности, а также личностные качества выпускника.

2. Анкетирование выпускников Института по вопросу качества подготовки специалистов. Проводится опрос выпускников факультетов пожарной безопасности, техносферной безопасности и факультета заочного обучения. В ходе анкетирования оценивается мнение выпускников о качестве организации учебного процесса, качестве преподавания в институте, а также обобщаются и анализируются предложения по улучшению образовательного процесса в целом.

3. Анкетирование удовлетворенности студентов и слушателей качеством предоставления образовательных услуг проводится на факультете переподготовки и повышения квалификации и факультете дополнительного профессионального образования непосредственно перед выпуском обучающихся с целью оценки мнения слушателей относительно качества предоставляемой образовательной услуги, а также для выявления «сильных» и «слабых» сторон организации учебного процесса.

4. Анкетирование «Преподаватель глазами обучающегося». Мнение курсантов имеет существенное значение при оценке качества педагогической сферы деятельности преподавателя, так как именно они испытывают на себе её воздействие и являются партнерами педагога в образовательном процессе. Целью опроса является изучение мнения курсантов о качестве преподавания в институте. Анкетирование проводится ежегодно. Результаты обобщаются и анализируются; они используются при самооценке деятельности института и определения мероприятий для улучшения деятельности института наряду с результатами внутренних аудитов и оценкой результативности процессов. Обобщенные результаты анкетирования доводятся до сотрудников института на занятии в рамках служебно-боевой подготовки.

Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон позволяет оценивать пригодность системы гарантии качества образовательного процесса.

Объективность результатов контроля успеваемости обеспечивается ежегодной проверкой освоения дисциплин учебного плана обучающимися в форме федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования с помощью фондов оценочных средств, который ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения курсантов в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов по реализуемым в вузе направлениям подготовки.

Международный стандарт ИСО 9001:2015 включает в себя элементы современного проектного подхода к управлению организацией и менеджмента рисков. Эти подходы применяются в СМК Института: по результатам мониторинга образовательного процесса разрабатываются действия по управлению рисками, направленные на устранение выявленных или предполагаемых несоответствий в деятельности института.

По результатам всех проведенных наблюдений проводится обобщение и подготавливается итоговый отчет о результатах функционирования СМК. Отчет доводится до всех сотрудников, задействованных в области СМК, и позволяет им оценить результаты их деятельности.

По итогам анализа СМК со стороны руководства за 2015 год результативность функционирования СМК, оцененная с учетом основных процессов, реализуемых институтом, составила 85,08 %. Этот показатель незначительно выше показателя, полученного при оценке за прошлый период. Таким образом, несмотря на проблемы, обусловленные отвлечением на проведение самообследования, двукратной сменой руководства на протяжении последних пяти лет, полученный результат свидетельствует о жизнеспособности СМК, о ее эффективности и результативности как инструмента оценки качества образовательных услуг.

Таким образом, можно утверждать, что идеология СМК, не предполагающая карательных мер, но ориентированная на позитивную мотивацию, способствует повышению качества образовательной услуги.

Литература:

1. Воробьева Е. П. Управление качеством образовательного процесса в вузе. Процессный подход / Е. П. Воробьева, Е. В. Кононенко, А. Н. Кулепанов. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2009. 114 с.

2. Особенности менеджмента качества вузов МЧС России: учебное пособие / авт.-сост. Е. В. Кононенко, Е. П. Воробьева, С. В. Стебунов, Г. А. Черкасский; под общ. ред. О. А. Мокроусовой. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2015. 104 с.

3. СТО 8.2.4-01–2007. Процедура мониторинга учебного процесса с применением статистических методов. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle