Библиографическое описание:

Бородина Н. В. Системный подход к формированию программного и методического обеспечения переподготовки персонала промышленных предприятий // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 76-78.



В статье раскрывается подход к проектированию системы образовательных программ для переподготовки персонала,на уровнях отбора содержания и методического обеспечения процесса обучения рассматривается система переподготовки персонала для работы на станках с числовым программным управлением.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, содержание переподготовки, методическое обеспечение переподготовки, станки с числовым программным управлением.

Происходящий в настоящее время в стране широкомасштабный переход промышленности на новое оборудование и технологии актуализирует проблемы поиска путей профессиональной переподготовки персонала. Одной из таких проблем является разработка подходов к проектированию целевых образовательных программ и их методического сопровождения.

Переподготовка персонала в настоящее время является одним из направлений дополнительного образования, которое может реализовываться по модели внутрифирменной подготовки или по модели корпоративного обучения [4]. Полагаем, что в любом случае для переподготовки персонала следует разрабатывать систему образовательных программ, ориентированную на: 1) требуемые категории персонала, необходимые для обслуживания нового оборудования; 2) цели переподготовки в соответствии с содержательной основой трудовых функций; 3) имеющуюся базовую подготовку работников предприятия, которые направляются на переподготовку. С позиций нашего подхода системообразующим фактором разработки системы образовательных программ является внедряемое оборудование и (или) технология, для которых выявляется требуемый персонал. Программы переподготовки, входящие в систему, имеют образовательные модули и (или) модульные единицы, которые интегрируются в каждую программу. Разделы и темы программ, которые рассматривают общие технические, технологические вопросы, устройство оборудования, одинаковые трудовые функции имеют инвариант методического обеспечения, используемый при реализации любой из программ, входящих в систему. Следовательно, система образовательных программ для переподготовки персонала проектируется на двух уровнях: на уровне отбора содержания и на уровне методического обеспечения процесса обучения. Система должна носить открытый характер, дополняться по мере необходимости программами, разрабатываемыми в соответствии с появляющимся заказом на переподготовку и, безусловно, соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Такая система должна создаваться в каждом образовательном учреждении, принимающем участие в переподготовке персонала промышленных предприятий.

В рамках данной работы, предлагаемый подход рассмотрим на примере модели системы переподготовки персонала для работы на оборудовании с числовым программным управлением (ЧПУ) в условиях автоматизированного механообрабатывающего производства. Категориями персонала для работы на станках с ЧПУ являются операторы, наладчики, технологи-программисты. Используя имеющийся кадровый потенциал предприятия, на переподготовку направляются рабочие станочных профессий для целевого обучения на профессии операторов и (или) наладчиков станков с ЧПУ и инженеры технологи, имеющие различную базовую подготовку и опыт работы [2]. Среди рабочих, направляемых на переподготовку, можно выделить рабочих-универсалов станочных профессий (токари, фрезеровщики, шлифовщики и т.д.) и рабочих, которые имеют базовую подготовку и опыт работы на «старом» поколении станков с ЧПУ. Их объединяет наличие базовых знаний в области основ резания металлов, технологии металлообработки, металлорежущих инструментов, принципиального устройства металлорежущих станков. Различие очевидно: рабочие-универсалы не владеют основами программирования процессов металлообработки, знаниями устройства, наладки и принципа действия станков с ЧПУ ни «нового», ни «старого» поколений, в то время как вторая категория рабочих нуждается только в знаниях и умениях по программированию, наладке и обслуживанию «новых», современных, приобретённых предприятием, станков и обрабатывающих центров с ЧПУ. Следовательно, с этих позиций в системе переподготовки персонала для работы на оборудовании с ЧПУ определяются два типа образовательных программ для переподготовки рабочего персонала различного содержания и длительности обучения.

Теперь относительно переподготовки инженерно-технического персонала. Инженеры-технологи, нуждающиеся в переподготовке в связи с переходом производства на новое оборудование с ЧПУ, тоже могут быть разделены на две категории. Первая категория – это инженеры-технологи, обладающие знаниями и опытом проектирования технологических процессов металлообработки, но нуждающиеся в приобретении знаний и навыков программирования и наладки станков с ЧПУ как базовых (общих, инвариантных), так и вариативных (связанных с освоением конкретных систем ЧПУ и конкретного оборудования). Вторая – технологи-программисты, которые владеют знаниями и опытом разработки управляющих программ с использованием конкретной системы ЧПУ (например, Siemens) и нуждающиеся в приобретении только дополнительных знаний о возможностях и устройстве нового, вновь вводимого оборудования и умений по программированию в неизвестной им ранее системе ЧПУ (например,FANUC). Таким образом, определяются тоже два типа образовательных программ для переподготовки инженеров-технологов.

В содержательную основу программ переподготовки как того, так и другого персонала (рабочего и инженерного) необходимо вносить и современные сведения о режущих инструментах, так как современный металлорежущий инструмент ведущих мировых компаний (Sandvik Coromant, Iskar, Mitsubishi и др.) постоянно совершенствуется. Технологии обработки с использованием нового современного инструмента быстро изменяются. Поэтому для проектирования современных технологий и управляющих программ важно постоянно отслеживать изменения и дополнения в области режущих инструментов [3].

Следовательно, элементами системы определились четыре вида образовательных программ. Два – для переподготовки рабочих и инженеров, имеющих базовую подготовку в машиностроительном профиле, но не имеющие опыта работы на оборудовании с ЧПУ, и два вида для краткосрочной переподготовки рабочих и инженеров, имеющих базовую подготовку в машиностроительном профиле и опыт работы на оборудовании с ЧПУ. Для переподготовки технологов-программистов можно предложить пятый тип программы, включаемой в систему переподготовки персонала для работы на станках с ЧПУ, в содержание, которой должны быть включены сведения о СAD/CAM системах, таких как ProEngeneer, Mastercam, Solidcam или SolidEdge (в зависимости от используемых на предприятии и базовой подготовки обучаемого). Применение CAD/CAM систем является оправданным и необходимым. Один технолог-программист, владеющий, например, Мastercam может обеспечивать технологическую подготовку работы нескольких станков с ЧПУ, сокращая время на отладку управляющих программ [3].

С этих позиций в рамках нашего исследования была разработана система образовательных программ переподготовки персонала для работы на станках с ЧПУ. На уровне отбора содержания и на уровне методического обеспечения процесса. В систему вошли следующие программы для переподготовки рабочего персонала и инженеров-технологов: «Программирование токарно-фрезерной обработки в системе ЧПУ SINUMERIC», «Разработка управляющих программ обработки для станков с системой ЧПУ ОSP-200», «Технология автоматизированного производства», «Высокотехнологичное машиностроительное производство», «Создание управляющих программ для токарно-фрезерных обрабатывающих центров ОКUMA с помощью рабочего места технолога ADMAC», «Программирование фрезерной обработки в СAD/CAM системе ADEM». Содержательная основа образовательных программ, входящих в систему, практико-ориентирована, адаптивна, содержит инвариантные профильные компоненты.

Можно ли выделить общие рекомендации к отбору персонала, направляемого на переподготовку? Полагаем, что это базовая профильная подготовка. Для любой категории персонала, направляемого на переподготовку, связанную с работой на металлообрабатывающих станках с ЧПУ, это базовая подготовка в области технологии машиностроения. Для краткосрочной переподготовки для работы на станках с ЧПУ персонал должен иметь опыт работы на станках с ЧПУ каких-либо моделей. В последнем случае интенсивного курса, проведенного специалистами (возможно на рабочем месте), может быть достаточно для начала самостоятельной работы на новом оборудовании.

Проектирование подсистемы методического сопровождения целевых образовательных программ для переподготовки персонала требует учёта современных подходов к применению педагогических технологий при обучении взрослых людей. Аудитория взрослых людей, прежде всего, отличается психологическими особенностями восприятия учебного материала, ориентированностью на конкретный вид профессиональной деятельности и индивидуальным стилем овладения знаниями. Известно, что процесс запоминания информации для взрослого человека более труден, чем в юности, наблюдается более быстрая утомляемость при концентрации внимания. Но присутствующие навыки мышления у взрослых людей позволяют преодолеть отмеченные сложности, если учебный материал преподносить структурировано, наглядно, практико-ориентировано. Если говорить о персонале машиностроительных предприятий, то следует отметить, что здесь преобладают профессии типа человек–техника, а это развивает у специалистов ориентацию на конкретизацию изучаемых объектов и процессов. Повышается актуальность презентации учебного материала в реалиях практики, во взаимосвязях, в динамике, что определяет условия выбора технологий обучения [1].

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии, арсенал которых достаточно широк – от компьютерных презентаций до построения учебного материала дисциплины в средах мультимедиа.

В нашей работе используется вариант применения мультимедийных технологий с использованием различных сред подачи информации, в том числе учебных видеофильмов. Видеофильмы обеспечивают точное изображение движущихся объектов, что крайне важно для переподготовки персонала машиностроительных предприятий при изучении возможностей высокопроизводительного оборудования, а также современных технологий металлообработки, сборки и т. п. В рамках нашего исследования, для изучения теоретического материала в рамках аудиторной организации занятий по программам переподготовки персонала для работы на станках с ЧПУ, создаются мультимедиа-лекции и лекции-презентации, с использованием видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации. Используются короткие учебные видеофильмы. Фильмы демонстрируют устройство и принцип действия станков с ЧПУ, архитектуру стоек станков, приёмы настройки и наладки станков. Известно, что чем сложнее промышленное оборудование, тем менее доступна для наблюдения рабочая зона.С помощью видеофильмов быстрые процессы можно показать в замедленном темпе и благодаря этому сделать их видимыми, продемонстрировать явления, скрытые от невооружённого глаза. В рамках практических занятий продуктивно использование коротких учебных фильмов, демонстрирующих, например, приёмы настройки и наладки оборудования, которые в дальнейшем должны повторить обучаемые [1].

По каждому общему модулю было разработано методическое сопровождение с ориентацией на мультимедийные технологии. Разработаны компьютерные презентации по каждой теме и упражнения для самостоятельной работы. Для практического обучения специально созданы учебные фильмы, которые должны применяться на вводном инструктаже, и подробные инструкционные карты выполнения.

Таким образом, рассмотренная система программ переподготовки персонала для работы на станках с ЧПУ, разработанная на программном и методическом уровнях, проходит апробацию и используются кафедрой «Технология машиностроения, сертификация и МПО» РГППУ для переподготовки персонала промышленных предприятий на базе Учебно-демонстрационного центра «РГППУ-ПУМОРИ».

Литература:

  1. Бородина Н. В. Мультимедийные технологии в системе внутрифирменного обучения персонала промышленных предприятий / Н. В. Бородина // Инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании: проблемы формирования кадрового потенциала предприятий и образовательного пространства для рабочей и учащейся молодежи: сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции. Первоуральск, апрель2012 г. Первоуральск, 2012. С. 106–111.
  2. Обучение и переобучение персонала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://job.bl.by.
  3. Проблемы внедрения ЧПУ и их решение [Электронный ресурс]Режим доступа: http://eko-teplo.net.

4. Профессиональная переподготовка: для чего она нужна и как ее организовать [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.hr-director.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle