Библиографическое описание:

Гусельникова А. М. «Перелетные птицы». Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 845-846.



Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Задачи:

‒ Упражнять детей в изучении и названии перелетных птиц;

‒ Упражнять детей в словообразовании;

‒ Развивать наблюдательность мышления;

‒ Обратить внимание на сезонные изменения в природе;

‒ Продолжить развивать умение работать совместно, выполняя сюжетную аппликацию;

‒ Прививать любовь к русскому фольклору;

Материал: плакат, 3 рисунка, картинки с изображением гнезд, фотографии с изображением птиц, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки, желтый картон.

Предварительная работа: повесить скворечник, наблюдение за изменениями в природе на прогулке, экскурсия на грачевник, чтение и показ иллюстраций.

Ход занятия:

Логопед: Дети, послушайте внимательно эту мелодию.

Скажите, о каком времени года говорится?

(звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник»)

Логопед: Дети, что вы услышали?(ответы детей)

— Какое это время года? Весна.

— После какого времени года наступила весна?

— Вспомните признаки весны.

(Солнце пригревает, тает снег, на деревьях набухают почки, с крыш падает капель, появляются первые цветы; подснежники, из теплых краев прилетают птицы)

Логопед: А как называют птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются? Конечно, перелетные. Почему птицы улетают? (ответы детей)

Да, им здесь холодно и голодно. Посмотрите, сколько птиц у нас на плакате.

Дети, а помните вчера мы получили от Каркуши письмо. Она обращается к нам с просьбой помочь ее пернатым друзьям. Вместе с письмом Каркуша прислала фотографию, которую сделал, как вы думаете кто? (Ответы детей) Конечно, ее сделал пес Шарик. Но прежде чем мы выполним просьбу галчонка, давайте поговорим. Кто такие пернатые? И каких птиц вы видели на улицах нашего города?

Дети: Пернатые — это птицы. Вороны, воробьи, сороки, голуби. Зимой прилетают снегири, клесты.

Назовите только перелетных. (Грачи, жаворонки, скворцы, дикие утки, гуси, лебеди, цапли, журавли, аисты, соловьи, ласточки, кукушки) Правильно.

У меня три рисунка.

На первом снег — растаял, видны проталины.

На втором — на реках и озерах растаял лед.

На третьем — на деревьях появились листья, проснулись насекомые. Распределите птиц. Когда какие птицы прилетят?

Да, самыми первыми прилетят грачи, затем жаворонки и скворцы.

На речки, озера, болота, освободившиеся ото льда прилетят гуси, утки, лебеди, цапли…

А когда станет совсем тепло, вернутся ласточки, стрижи, соловьи, кукушки. Вернутся птицы и сразу приступят к постройке гнезд. Давайте поиграем в игру: Чье это гнездо? (показ картинок)

Дети: Грачиное.

Логопед: Где грач, вьет гнездо?

А сейчас посмотрите, на дереве чье гнездо? Из чего?

Дети: Из веток. Ласточкино. Где ласточка строит гнездо? (Под крышей). Из какого материала? Из глины. (то же, самое о соловье, аисте, утке…)

Логопед: Какая перелетная птица не высиживает яиц? Да, кукушка. А теперь я буду называть птицу, а вы мне ее птенца, а затем птенцов, договорились?

У грача — грачонок — грачата.

У кукушки — кукушонок — кукушата.

У ласточки -

У жаворонка -

У скворца –

А у сороки?

Пальчиковая гимнастика «Сорока –белобока печку топила»

Логопед: Посмотрите — я поставила 4 картинки с изображением птиц, но одна здесь лишняя. Назовите ее.

Игра: «Четвертый лишний»

Русская народная игра «Скворушки»

Ворона, воробей, стриж, голубь.

— Скворец, грач, голубь, ласточка.

— Жаворонок, ласточка, сорока, соловей.

Пальчиковая гимнастика «Стайка»

Пой-ка, подпевай-ка,

Прилетай-ка стайка

Дети хлопают в ладоши. Взмахивают руками как крыльями.

Эта птичка — соловей

Два раза касаются кончиками указательных пальцев подушечек больших пальцев

Эта птичка — воробей

Два раза касаются кончиками средних пальцев подушечек больших пальцев

Эта птичка — скворушка

Пестренькое перышко

Два раза качаются кончиками безымянных пальцев подушечек больших пальцев

Ну а это — коршун злой

Два раза касаются кончиками мизинцев подушечек больших пальцев

Птички, птички,

Все домой!

Складывают ладони под углом («домик»)

Логопед: А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду читать стихи о птицах, как только вы услышите, что это — «не птица», сразу хлопните в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Кляузы, чижи

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Гаечки, кукушки…

Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными.

Воспитатель: Апослушайте загадку:

В воскресенье, в воскресенье прилетел гонец весенний,

Путешественник — певец, А зовут его … Скворец!

А как называется дома у скворцов? Кто их делает?

Дети: Дома у скворечников — скворечники, их делают люди. Таким поступком мы помогаем птицам, мы заботимся о них, кормим.

Вспомните, какие красивые скворечники сделали вы вместе с папами? Постарался Данил со своим папой Игорем Николаевичем, Артемка с папой Евгением Николаевичем, Никита с папой Юрием Сергеевичем.

Воспитатель: Вспомните экскурсию на грачевник. Из чего грачи строят гнезда и где?

Дети: — На верхушках деревьев строят гнезда из веток.

Воспитатель: Так давайте же выполним просьбу Каркуши и сделаем для птиц большой грачевник из порванной бумаги.

(Воспитатель приглашает детей пройти к столам, где разложено все необходимое для работы).

Дети выполняют работу под музыку оркестра Поля Мориа.

(В конце работы вывешиваются для рассматривания)

Русская народная игра «Грачи летят»

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый получились у вас грачевник. Птицы будут очень радоваться настоящему грачевнику. А как обрадует Каркуша с Печкиным. Надо будет им послать посылку, правда, ребята?

Литература:

  1. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — СПб., 2001.
  2. Гришина Г. Н. Игры на все времена. М., 2008.
  3. Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру — совершенству» — М.: Лист, 1998.
  4. Темерин С. М. Русское прикладное искусство. — М.: Советский художник, 1960.
  5. Ушакова О. С., Арушанова А. Г. Придумай слово. Речевые игры, упражнения для дошкольников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle