Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 21.06.2016

Статья просмотрена: 12342 раза

Библиографическое описание:

Кремса, А. А. Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке / А. А. Кремса, М. С. Пушкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 504-511. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31824/ (дата обращения: 19.04.2024).



В последнее время происходит стремительное распространение лекарственных препаратов (далее ЛП) противовирусного действия. Инфекция дыхательных путей — серьёзная проблема для здравоохранения. В России из 30–40 млн. случаев инфекционных заболеваний до 90 % приходится на ОРВИ и грипп [5]. По данным Федеральной службы Роспотребнадзора, в 2014 г. в стране зарегистрировано более 28 млн. случаев острых инфекций ВДП, а заболеваемость гриппом составила 8,96 случая на 100 тыс. населения (12 836 случаев). Самым эффективным средством профилактики гриппа, по данным ВОЗ, является вакцинация [1]. В эпидсезон 2014–2015 годов в Мурманской области ОРВИ и гриппом заболели 35099 человек [2]. Человеческий организм очень восприимчив к вирусам, поэтому своевременная успешная профилактика и адекватное лечение являются залогом здоровья и долголетия. Каждый год на земном шаре регистрируется более 1 млрд. больных ОРЗ, а на территории нашей страны — до 40 млн. [4]. Вирусные инфекции сильно ослабляют иммунную систему организма, поэтому фармацевтические компании непрерывно ведут исследования в области разработки и внедрения новейших противовирусных препаратов (далее ПП) [3].

Цель исследования заключалась в проведение анализа ассортимента ПП растительного и синтетического происхождения. Исследование проводилось в форме анкетирования потребителей противовирусных препаратов сети аптек «Формула здоровья» г. Мончегорска, пр. Металлургов 62 (аптека № 26). Возраст участвовавших респондентов от 18 до 70 лет. Гендерный состав участников представлен следующим образом: 20 мужчинами и 25 женщинами.

В результате проведенного исследования и обработки данных было выявлено, что население в 80 % случаев предпочитает заниматься самолечением, пренебрегая посещениями врача из-за нехватки времени и продолжительности приемов (рис.1). Большинство опрошенных респондентов болеет 2–3 раза в год (45 %) (рис.2), что говорит о хорошо проведенных профилактических мерах, которые активно сочетают в себе фрукты (23 %), противовирусные препараты (16 %), витамины (14 %), маску (14 %) и другие меры защиты, которые гарантируют длительный иммунный эффект и надежную защиту от вирусов (рис.3).

Рис. 1. Действия респондентов при первых симптомах простуды

Рис. 2. Частота заболеваемости гриппом и ОРВИ

Рис. 3. Использование профилактических мер при ОРВИ и гриппе

Известно, что регулярное потребление фруктов при простуде обеспечивает выведение жидкости и используются как жаропонижающее, потогонное и бактерицидное средство. Витамины также незаменимы при простуде: например, витамин С уничтожает чужеродные организмы и укрепляет иммунитет; витамины группы В (В1, В2, В5, В6, В9, В12) синтезируют антитела иммунной системы, способствуют всасыванию других витаминов, а витамин А укрепляет защиту слизистых оболочек.

Маска защищает носоглотку человека от инфекции или наоборот оберегает окружающих от инфицированного человека. Вакцинация формирует стойкий противоинфекционный иммунитет и не дает развиться болезни. Иммуностимулирующие препараты (например, Деринат, Иммунал, Иммунорм) позволяют усилить человеческий иммунитет и активизировать его собственные защитные силы. Избегание людных мест является необходимой мерой безопасности и исключения контакта с возможным инфицированным населением.

Выбор синтетических и растительных противовирусных препаратов определяется в зависимости от ряда целых свойств, таких как натуральность, побочные реакции, токсичность, лечебный эффект и наличие БАВ. По результатам опроса оказалось, что оба вида препаратов одинаково востребованы у населения. Синтетические противовирусные препараты более быстро действуют и обеспечивают максимальный лечебный эффект (например, Арбидол, Эргоферон, Лавомакс, Кагоцел). Растительные же противовирусные препараты обладают более широким спектром действия, менее токсичны и дают минимум побочных эффектов (Мегосин, Алпизарин, Флакозид) (рис.4).

Рис. 4. Уровень спроса на синтетические и растительные противовирусные препараты

По полученным данным стало известно, что почти каждый посетитель аптеки (98 %) консультируется с фармацевтическим работником — дипломированным специалистом с подтвержденными необходимыми знаниями о лекарствах. Основными факторами обращения к фармацевту является высокое качество обслуживания, доступная цена, широкий выбор услуг, фармацевтическая этика и деонтология специалиста (рис.5).

Рис. 5. Консультирование населения фармацевтическим работником

Благодаря большему разнообразию аптечного ассортимента противовирусных препаратов, который представлен в самых удобных и всевозможных ЛФ, 87 % населения пользуется услугами аптеки и подбирает для себя индивидуальный препарат.

13 % людей не удовлетворены ассортиментом противовирусных препаратов, так как не имеют возможности сделать подходящий для себя выбор, так как это может быть связано с ценовой политикой, малодейственным терапевтическим эффектом, индивидуальными особенностями организма (рис.6)

Рис. 6. Уровень удовлетворенности населения ассортиментом противовирусных лекарственных препаратов

Большим спросом при изучении ассортиментной группы «противовирусные» в аптечной организации у населения в 80 % случаев пользуются препараты отечественного производителя. Это объясняется приоритетом российских изготовителей и более дешевой ценовой политикой. Немаловажна и индивидуальная привычка населения, которое больше доверяет таким препаратам, так как при долговременном использовании получает необходимый терапевтический эффект. Импортные ЛП считаются более качественными и эффективными, но из — за высоких цен являются малодоступными для населения (рис.7).

Самыми распространенными ЛФ, постоянно реализующимися в аптечных сетях, являются таблетки (30 %), капли для наружного применения (25 %), сиропы (17 %) и мази (14 %). Такой выбор обусловлен рядом следующих преимуществ и недостатков:

‒ таблетки более удобны в применении, транспортировке, точны дозирования, портативны, с приемлемыми органолептическими свойствами и пролонгированным действием ЛВ, но терапевтический эффект данной ЛФ развивается медленно из-за долгой растворимости, возможно раздражение слизистой органов пищеварительного тракта, могут изменять свой состав (например, Кагоцел, Лавомакс, Рибавирин);

‒ капли для наружного применения обеспечивают высокую биодоступность, дают минимум аллергических реакций, удобны в применении, портативны, но имеют меньшую точность дозирования и при длительном хранении могут изменять свой состав (Гриппферон, Интерферон);

‒ сиропы удобны в применении, делают возможным коррекцию неприятного вкуса и запаха с помощью корригирующих веществ, портативны, подходят особенно для детского лечения, но также имеют меньшую точность дозирования (Орвирем);

‒ мази сочетают различные по свойствам компоненты, обеспечивают высокую концентрацию в организме, безопасны, оказывают местное терапевтическое, смягчающее или защитное действие, обеспечивают комплексный подход, экономичны, но иногда имеют ограниченный спектр действия и оказывают раздражающее действие (Оксолин, Мегосин, Алпизарин);

‒ капсулы обуславливают точность дозирования, защиту ЛВ от воздействия света, воздуха и влаги и слизистой оболочки пищеварительного тракта от раздражения, высокую биологическую доступность, исключают неприятный вкус и запах ЛВ, но сложны в проглатывании (Арбидол, Ингавирин);

‒ суппозитории обеспечивают точность дозирования, высокую биодоступность, мгновенный терапевтический эффект, удобство в детской практике и в бессознательном состоянии, введение веществ, имеющих неприятный органолептические свойства, несовместимые в других ЛФ, простоту и безболезненность введения препарата, отсутствие опасности введения инфекции, возможность совмещения в суппозиториях разных ингредиентов, но они неустойчивы при хранении, неудобны в применении, носят психологический аспект(Виферон, Кипферон, Генферон);

‒ гели обеспечивают высокую биодоступность, сочетают различные активные вещества, безопасны, оказывают местное терапевтическое действие, но иногда имеют ограниченный спектр действия и оказывают раздражающее действие (Виферон, Панавир, Ацикловир) (рис. 8).

По результатам анкетирования видно, что для большинства людей важен такой органолептический фактор, как вкус (67 %), который служит причиной выбора таких ЛФ, как сиропы, порошки, драже, таблетки, капли для внутреннего применения и т. д. Каждый из указанных факторов может вызвать индивидуальную непереносимость организма. Запах является существенным предпочтением для аэрозолей, таблеток, капсул, порошков, мазей, гелей (17 %). Особенно это касается возрастной категории людей, так именно у них наиболее сильно обостряется чувствительность к запахам. Для детей предпочтительным будет употребление сладких препаратов, например, сиропов и пастилок. Некоторым людям необходим цветовой показатель, например, белый цвет таблеток, что говорит о том, что они не хотят принимать внутрь красители, наносящие вред здоровью (14 %). Для совсем малого числа людей (2 %) не важны совсем никакие предпочтения. Очень важную роль в данном вопросе играют различные корригирующие вещества, действие которых направлено на придании ЛФ оптимальных органолептических свойств, маскирующих неприятный вкус запах или цвет с добавлением каких-либо усилителей или подсластителей (рис. 9).

Рис. 7. Результаты выбора противовирусных препаратов

В ходе социологического опроса было выявлено, что на выбор 87 % проанкетированного населения оказывает влияние ценовая политика ЛП, большинство из которых имеют высокую стоимость, так как это непосредственно связано с такими экономическими явлениями, как инфляция, собственная цена изготовителя, стоимость ингредиентов, вспомогательных материалов, тары, транспортировки, накрутка цен аптечными организациями, политическая обстановка. Благоприятным фактором для посетителей аптек является введение различных скидок и проведение акции, делающих лекарственную помощь более доступной для населения (рис. 10).

В арсенале домашней аптечки у посетителей аптек по результатам исследования оказались самые разнообразные современные противовирусные средства, но в итоге лидирующие позиции заняли Ацикловир (17 %), Ингавирин (12 %), Кагоцел (11 %) и Арбидол (10 %), которые являются очень популярными и востребованными препаратами благодаря рекламе в СМИ и интернету (рис 11).

Рис. 8. Итоги опроса по выбору ЛФ

Рис. 9. Органолептические предпочтения посетителей аптеки сети «Формула здоровья»

Противовирусные препараты очень актуальны и востребованы на фармацевтическом рынке в связи с постоянно нарастающей мировой эпидемиологической ситуацией. В ходе рассмотрения препаратов было выявлено, что синтетические противовирусные препараты обеспечивают максимальный лечебный эффект, дают возможность преодоления ряда заболеваний, действуют быстро и эффективны, но их минусом является большое количество противопоказаний и побочных реакций, вызывающих передозировку, интоксикацию и привыкание.

Рис. 10. Влияние ценовой политики на выбор покупателей

Рис. 11. Уровень потребности современных противовирусных препаратов

Противовирусные препараты растительного происхождения более натуральны, так как изготовлены на основе растительного сырья, обладают меньшей токсичностью, широким спектром действия, минимальными побочными эффектами благодаря наличию в них комплекса БАВ, мягко воздействуют на организм, обладают низкой аллергенностью и экологической чистотой, могут применяться в период беременности и лактации, но дают медленно развивающийся терапевтический эффект. На потребительские предпочтения при выборе противовирусных препаратов значительное влияние оказывают ценовая политика, органолептические свойства, разнообразие ЛФ, фирма — производитель, природа происхождения препарата, возможность применения в детской практике.

В качестве предложений фармацевтическим организациям можно посоветовать расширить ассортимент противовирусных препаратов; отрегулировать ценовую политику, делая ее более выгодной и доступной для потребителя; разработать больше ЛФ, соблюдая все потребительские предпочтения; проводить более подробные консультации и информирование населения; осуществлять пропаганду здорового образа жизни; благоприятным фактором для стимулирования сбыта и увеличения доли продаж противовирусных будет являться введение различных скидок и проведение акций, делающих лекарственную помощь более доступной для населения; грамотно использовать рекламу и основы мерчандайзинга в аптеках.

В практических перспективах развития аптечных организаций необходимо предпринимать рациональные мероприятия по обеспечению постоянного наличия медикаментов в необходимом объеме для реализации населению; своевременно предупреждать о надвигающихся угрозах эпидемии и четко планировать стратегию борьбы с ОРВИ и гриппом; проводить ежегодную диспансеризацию населения и более тщательно контролировать здоровье каждого человека; активизировать разъяснительные работы о важности и необходимости вакцинации населения для предотвращения возникновения и развития очага болезни; обеспечивать качественные и надлежащие санитарные условия в медицинских учреждениях.

Литература:

  1. Кареткина Г. Н. Грипп и ОРВИ: лечение и профилактика в наступившем эпидемическом сезоне 2015–2016 гг. М.: [Электронный ресурс] // Лечащий врач [сайт]. [2016]. URL:http://www.lvrach.ru/2015/ (дата обращения: 31.01.2016).
  2. Новости. [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения Мурманской области. [сайт]. [2015]. URL:http://minzdrav.gov-murman.ru/ (дата обращения: 02.02.2016).
  3. Противовирусные препараты нового поколения [Электронный ресурс] // Woman advice.ru [сайт]. [200?]. URL:http://womanadvice.ru/(дата обращения:30.01.16).
  4. Шепеленко А. Ф. Журнал «Новая аптека» № 1. ОРВИ: старые проблемы, новые решения. М.: 2007. 27с.
  5. Яровская С. А. Журнал «Новая аптека» № 1. Боль в горле+инфекция? Вылечит Граммидин®! М.: 2007. 18c.
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, ценовая политика, высокая биодоступность, население, неприятный вкус, детская практика, лекарственная помощь, максимальный лечебный эффект, пищеварительный тракт, терапевтический эффект.


Похожие статьи

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

Возникает масса неприятных ощущений, таких как: плохое самочувствие, кожный зуд

При применении средств противогрибкового действия могут проявиться побочные эффекты, такие

19 % лекарственных средств, группа A «Пищеварительный тракт и обмен веществ» около 3...

Снотворные лекарственные средства: сегмент... | Молодой ученый

Анализ снотворных лекарственных препаратов растительного и синтетического происхождения в стоимостном выражении показал, что потребители имеют уникальную возможность выбора лекарственного препарата согласно ценовому коридору.

Обоснование необходимости разработки липосомальных...

Сегодня и в практике ветеринарной фармации возможна адресная доставка лекарственных

100 %-ную биодоступность компонентов лекарства, быстрое их всасывание и быстрое же

мгновенное) фармакодинамического, а, следовательно, и терапевтического эффектов под...

Антибиотикорезистентность: взгляды и практика рекомендаций...

Проведенное исследование по оценке практик использования антибактериальных препаратов показало, что антибиотики являются самым востребованным «товаром» среди населения. 57,1 % работников фармации абсолютно согласны с утверждением, что «большинство наших...

Маркетинговый анализ ассортимента современных...

Например, в лекарственные препараты Полижинакс, Полижинакс Вирго в состав входят три действующих вещества Неомицин, Нистатин, и Полимиксин В, которые практически не вызывают побочных эффектов, в редких случаях могут проявляться аллергические реакции.

Исследование социального статуса потребителей лекарственных...

Это связано с врожденными и приобретенными нарушениями функций пищеварительного тракта, неправильным вскармливанием, ранним

Установлено, что самым важным критерием является качество лекарственного препарата 33 %, быстроту наступления эффекта считают...

Оригинальные лекарственные средства и дженерики: существует...

Таким образом, если вещество обладает лечебными, профилактическими или диагностическими свойствами, то неважно за счет какого механизма действия достигается этот эффект, оно признается лекарственным препаратом.

Статистика заболеваний желудочно-кишечного тракта: причины...

Ардатская М. Метаболические эффекты пищевых волокон/ Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии и

Диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта человека по выдыхаемому воздуху с помощью массива полупроводниковых газовых сенсоров.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента...

Никотин. Никвитин. трансдермальная терапевтическая система 7 мг. ГлаксоСмитКляйн Консьюмер Хелскер. (Великобритания).

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Похожие статьи

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

Возникает масса неприятных ощущений, таких как: плохое самочувствие, кожный зуд

При применении средств противогрибкового действия могут проявиться побочные эффекты, такие

19 % лекарственных средств, группа A «Пищеварительный тракт и обмен веществ» около 3...

Снотворные лекарственные средства: сегмент... | Молодой ученый

Анализ снотворных лекарственных препаратов растительного и синтетического происхождения в стоимостном выражении показал, что потребители имеют уникальную возможность выбора лекарственного препарата согласно ценовому коридору.

Обоснование необходимости разработки липосомальных...

Сегодня и в практике ветеринарной фармации возможна адресная доставка лекарственных

100 %-ную биодоступность компонентов лекарства, быстрое их всасывание и быстрое же

мгновенное) фармакодинамического, а, следовательно, и терапевтического эффектов под...

Антибиотикорезистентность: взгляды и практика рекомендаций...

Проведенное исследование по оценке практик использования антибактериальных препаратов показало, что антибиотики являются самым востребованным «товаром» среди населения. 57,1 % работников фармации абсолютно согласны с утверждением, что «большинство наших...

Маркетинговый анализ ассортимента современных...

Например, в лекарственные препараты Полижинакс, Полижинакс Вирго в состав входят три действующих вещества Неомицин, Нистатин, и Полимиксин В, которые практически не вызывают побочных эффектов, в редких случаях могут проявляться аллергические реакции.

Исследование социального статуса потребителей лекарственных...

Это связано с врожденными и приобретенными нарушениями функций пищеварительного тракта, неправильным вскармливанием, ранним

Установлено, что самым важным критерием является качество лекарственного препарата 33 %, быстроту наступления эффекта считают...

Оригинальные лекарственные средства и дженерики: существует...

Таким образом, если вещество обладает лечебными, профилактическими или диагностическими свойствами, то неважно за счет какого механизма действия достигается этот эффект, оно признается лекарственным препаратом.

Статистика заболеваний желудочно-кишечного тракта: причины...

Ардатская М. Метаболические эффекты пищевых волокон/ Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии и

Диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта человека по выдыхаемому воздуху с помощью массива полупроводниковых газовых сенсоров.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента...

Никотин. Никвитин. трансдермальная терапевтическая система 7 мг. ГлаксоСмитКляйн Консьюмер Хелскер. (Великобритания).

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Задать вопрос