Библиографическое описание:

Мелихова Т. А. Правовые несоблюдения установленных требований к качеству и процессу предоставления государственных услуг как признак злоупотребления правом // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 628-630.



Основным фактором достижения экономического роста и повышения качества жизни населения государства в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, в частности, в предоставлении государственных услуг.

Инновации в сфере предоставления государственных услуг являются одним из основных элементов для развития современного конкурентоспособного государства. На протяжении последнего времени особое внимание уделяется инновациям в сфере предоставления электронных государственных услуг. Значительно увеличивается популярность системы электронных государственных услуг, растет число пользователей услуг, предоставляемых с помощью интернет-портала государственных и муниципальных услуг.

«Злоупотребление правом представляет собой результат правомерных действий, состоящих в реализации норм объективного права в противоречии с их назначением и в целях удовлетворения личных интересов субъектов, в результате чего причиняется вред другим лицам» [3, c. 24].

Если рассматривать представленное Беленченко Е. П. определение злоупотребления правом, то, можно сказать, что ему присущ ряд существенных признаков:

1) результат правомерных действий субъектов;

2) реализация норм объективного права образует злоупотребление правом, как деяние;

3) вред, причиняемый участвующим в деле субъектам, может быть результатом злоупотребления правом.

Хотелось бы выделить ряд актуальных проблем развития информатизации российской экономики в области государственных услуг, оказываемых в электронном виде. К сожалению, Россия сохраняет слабые позиции (менее 1 %) на мировом рынке электроники. На внутреннем рынке отмечается слабые темпы конкуренции, а уровень развития отрасли информационных технологий в данной сфере значительно отстает от международного уровня. Российское общество не обладает достаточной степенью знаний, умений и навыков для использования компьютерной техники и современных телекоммуникаций в области государственных услуг.

«Перечень государственных услуг, оказываемых в электронном виде, узок и не проработан, а граждане плохо проинформированы о порядке их предоставления. Предлагаемые интернет-сервисы не всегда безопасны, отсутствуют единые подходы при обеспечении межведомственного электронного взаимодействия, а информация о состоянии бюджетной сферы труднодоступна широкому кругу пользователей» [5, с. 80].

Имеет место быть разобщение доступности информационных технологий для обширного круга пользователей по региональному и социальному признаку — «информационное неравенство». Услуги интернет провайдеров финансово недоступны, а также недоступны и в техническом плане, например, для многих жителей сельской местности.

Перечисленные выше проблемы создают преграды для повышения результативности информационных технологий в совершенствовании качества жизни населения, росту конкурентоспособности России на рынке мирового масштаба, а также, социально-экономическому, политическому и духовному развитию страны в целом.

Их решение не может основываться лишь на уровне отдельных органов власти, а требует прямого государственного участия в данном процессе.

Далее хотелось бы рассмотреть, на каком уровне решаются представленные проблемы в современном российском обществе.

Так, в целях совершенствования института информационного общества в Российской Федерации 20 октября 2010 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [2].

Данная программа ставит своей целью — приобретение населением, а также организациями и объединениями РФ преимуществ от использования информационных технологий.

Программа призвана решить следующие задачи.

1) гарантировать развитие информационной инфраструктуры;

2) обеспечить значительное качество предоставления электронных госуслуг;

3) урезать «цифровое неравенство» регионов, устранить информационную изолированность граждан и социальных групп населения.

4) выработать информационные сервисы в сферах культуры, образования и здравоохранения.

5) обеспечить потенциал реализации трудовой деятельности дистанционно;

6) увеличить уровень развития технологий защиты информации.

7) обеспечить значительную степень интеграции в мировое информационное общество.

«В целях оценки степени развития информационного общества были разработаны индикаторы развития, которые позволяют оценить процесс его совершенствования: факторы развития информационного общества и показатели использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для развития» [5, с. 82].

К признакам развития информационного общества необходимо отности: «человеческий капитал (уровень образования и профессиональной подготовки, информационная грамотность населения); инновационный капитал (ресурсная база НИОКР, результативность НИОКР и инновационной деятельности); инфраструктура и доступ к информационно-коммуникационным технологиям (фиксированной телефонной связи, подвижной сотовой связи, персональных компьютеров и доступа в Интернет и др.); экономическая среда (общее состояние экономики, покупательская способность населения, доступность финансовых ресурсов); информационная индустрия, информационная безопасность» [5, с. 83].

Рассматривая результаты мониторинга ключевых индикаторов, в 2013г., можно заметить, что «наиболее высокими (свыше 90 %) были всего 8 из 79 показателей развития ИКТ. Приведенные данные говорят о том, что задачи совершенствования информационного общества в России еще предстоит выполнить. Особое внимание следует уделить развитию электронной торговли, электронной культуры, внедрению ERP-систем, сетей Экстранет, информационно-справочных терминалов, обеспечению доступности средств мобильного доступа. Таким образом, совершенствование информационного общества в России позволит не только решить задачи в сфере информационных технологий, но и станет инструментом модернизации в сфере управления, образования, здравоохранения, регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Важным фактором в решении этих задач является повышение экономической эффективности современных информационных технологий» [6, с. 19].

Следующей проблемой является несоответствие в административном регламенте перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, перечню, закрепленному в вышестоящих актах.

Документы, которые гражданин обязан предоставить для оказания государственной услуги, должны быть указаны в виде исчерпывающего перечня (пункт 6 статьи 14 Федерального закона, подпункт «е» пункта 14 Правил разработки и утверждения регламентов) [1].

Таким образом, как верно указывает В. О. Буряга, «сама идея административного регламента предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций выдержала испытание временем. Данные акты прочно вошли в практику регламентации административных процедур, прежде всего, как инструмент закрепления результатов административной реформы по упорядочению и оптимизации управленческой деятельности» [4, с. 42].

В заключении хотелось бы сказать, что большинство рассмотренных проблем могут быть решены путем более четкого формулирования норм права, гармонизации законодательства, а также путем издания руководящих положений, разработки методических рекомендаций, проведения работ с составителями административных регламентов.

Литература:

  1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2010 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2010 г.; в ред. Федер. закона от 15 февраля 2016 г. № 28-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. № 31. — ст. 4179.
  2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313; в ред. Постановления Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 602 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 18 (часть II). — ст. 2159.
  3. Беленченко, Е. П. Юридическая природа и признаки злоупотребления правом / Е. П. Беленченко // Актуальные проблемы современности: наука и общество. — 2014. — № 4. — С. 23–26.
  4. Буряга, В. О. Административные регламенты: возникновение идеи и ее развитие / В. О. Буряга // Юридический мир. — 2013. — № 7. — С. 42–46.
  5. Куприянова, Л. М. Информационное общество: современный этап развития новой экономики / Л. М. Куприянова // Мир новой экономики. — 2014. — № 3. — С. 71–85.
  6. Чаннов, С. Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства / С. Е. Чаннов // Адмиʜᴎϲтративное право. — 2009. — № 2. — С. 19–24.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle