Библиографическое описание:

Алижонова Б. И. Инструменты экономической политики государства в условиях стагнации экономики // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1102-1105.



В статье рассмотрены теоретические аспекты экономической политики государства, а также её инструменты в условиях стагнации на примере текущего состояния российской экономики.

Ключевые слова: экономическая политика, инструменты экономической политики, стагнация, российская экономика, экономический рост, инвестирование, инфраструктура, санкции

The paper describes a theoretical aspect of government economic policy and also its instruments under the conditions of stagnation in terms of current state of Russian economy.

Keywords: economic policy, instruments of economic policy, Russian economy, stagnation, economic growth, investing, infrastructure, sanctions

Под экономической политикой принято понимать совокупность взаимосвязанных мер и действий государства по принятию и реализации экономических решений на макроэкономическом уровне. Правительство реализует экономическую политику, чтобы достичь общественно значимые цели.

Для достижения целей экономической политики применяется совокупность мер, инструментов, образующих образуют механизм государственного воздействия на экономику [1, 2].

По сфере воздействия можно выделить 3 группы инструментов государственной экономической политики: административные, экономические и институциональные меры.

Главной функцией административных мер является обеспечение стабильности в обществе с сохранением прав собственности, защитой конкурирующей среды, обеспечением возможностей свободного выбора и принятием экономических решений. Административные меры, в свою очередь, подразделяются на инструменты запрета, разрешения, принуждения. [1, с. 345].

К экономическим мерам относятся действия государства, воздействующие на рыночные отношения при помощи экономических рычагов. К этим мерам относятся различные инструменты воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим инструментам относятся:

‒ финансовая политика, в том числе бюджетная, фискальная политика;

‒ денежно-кредитная «монетарную» политика;

‒ экономическое программирование и планирование;

‒ прогнозирование.

Институциональные инструменты государственной экономической предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов.

Различными вариантами распространения институциональных форм являются:

‒ формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной собственности;

‒ разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов;

‒ поддержка исследовательских центров по экономике, (институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

‒ правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов;

‒ участие в различных формах экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам. [1, с. 347]

Все вышеперечисленные инструменты, так или иначе направлены на достижение соответствующих общепризнанных целей государственной экономической политики: обеспечить рост социально-экономической эффективности; обеспечить достижение и поддержание общеэкономического равновесия, преподающего наличие баланса между четырьмя элементами, такими как: стабильность цен, высокий уровень занятости населения, соразмерный экономический рост и внешнеэкономические операции. [4, с. 10]

На то, какими будут эти цели в тот или иной период временной промежуток, и какие конкретные инструменты экономической политики необходимо применить государству, влияет текущая фаза экономического цикла состояние экономики страны в данный момент.

Стагнация представляет собой состояние экономики, которое характеризуется застойными процессами в производстве и торговле в течение длительного периода времени. Стагнация сопровождается повышением уровня безработицы, снижением уровня оплаты и качества жизни населения [5].

Рассмотрим инструменты государственной экономической политики в условиях стагнации экономики на примере текущей ситуации в России.

На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что российская экономика находится в полосе стагнации или даже спада, исчерпав все внешние ресурсы для роста. Несмотря на довольно благоприятную до 2014 года конъюнктуру мирового нефтяного рынка, российская экономика росла более медленными темпами в отличие, от мировой экономики в целом, существенно отставая от темпов роста, которые продемонстрировали развивающиеся страны (+4,7 %). Между тем, ранее темпы прироста российского ВВП на протяжении целого ряда лет опережали общемировые показатели. А сегодня мы имеем резкое замедление экономического роста и одновременный всплеск инфляции [5].

Не вызывает оптимизма и ситуация в производственной сфере. По итогам года эксперты ожидают уменьшение объёмов ВВП, в промышленности (особенно в обрабатывающих отраслях).

Текущая модель более не способна обеспечивать экономический рост на уровне 7–8 % в год даже при прежнем уровне мировых цен высоких на нефть.

Только при высоких темпах роста можно обеспечивать достаточное финансирование производственной и социальной инфраструктуры модернизировать экономику и выполнять социальные обязательства перед населением [3].

Первая и основная проблема, во многом обусловившая текущую ситуацию в экономике,- это уход государства из сферы инвестиций. Но следует понимать, что сокращение объёмов инвестиций в основной капитал сегодня — это замедление темпов экономического роста завтра. А, значит, уменьшение доходов бюджета и снижение благосостояния населения.

Поэтому нужно вновь обратиться к политике активного государственного инвестирования в инфраструктуру — в первую очередь, чтобы привлечь частный бизнес в реальные проекты. И одновременно усилить контроль достигнутых результатов. [3, с.13]

Во-вторых, для преодоления стагнации и спала, необходим переход к форсированным инвестициям с ежегодным их приростом по 8–10 % для повышения доли инвестиций в основной капитал до 25 % в 2020 году и 30 % — в 2025 году. Одновременно с этим также необходимо осуществлять наращивание человеческого капитала в России путём обеспечения «экономики знаний». [2]

Третьим направлением экономической политики должно стать значительное снижение инфляции и ключевой ставки ЦБ до 3–4 %. Содействовать этому могла бы и отмена контр санкций.

В-четвёртых, в качестве основного источника дополнительных инвестиций могли бы выступить активы национальной банковской системы, которые в 2014 году превысили объем ВВП России.

При реализации предложений Владимира Путина об освобождении инвестиций за счёт средств организаций и предприятий от налогообложения и мер по сокращению сроков амортизации и переходу к ускоренной амортизации. [5, с. 9]

Кроме того, необходимо осуществить введение сильных стимулов для экономического роста в соответствии с предложениями, которые высказал В. В. Путин, президентом РФ, на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в 2014 году:

‒ создать налоговые, таможенные, кредитные и другие стимулы при технологическом обновлении производства,

‒ создать производственные мощности в высокотехнологичных отраслях,

‒ стимулировать развитие всех сфер «экономики знаний»,

‒ обеспечить импорт замещение, при производстве на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, для того чтобы уменьшить зависимость от экспорта нефти и газа,

‒ способствовать широкому распространению проектного финансирования. [3, с. 12]

Наконец, крайне важным является подкрепление дополнительного финансирования и экономического роста необходимыми институциональными преобразованиями, устраняющими препятствия на этом пути. Речь идёт о том, чтобы усилить конкурентную среду, предотвратить необоснованное увеличение цен, снять административные преграды и препятствия для бизнеса, развить государственно-частное партнёрство, повысить экономическую ответственность и права регионов [3].

В первую очередь эти преобразования должны быть направлены на защиту бизнеса и повышение роли частной собственности, её неприкосновенность [3].

На сегодняшний день, прослеживается корреляционная связь между ценами на нефть и курсом национальной валюты: при падении нефтяных цен падает и рубль. Происходит рост недоверия к рублю и, как следствие, начинается отток капитала. В этой связи можно выделить следующие приоритетные инструменты экономической политики государства в этой области:

1)предоставить долгосрочные «дешёвые» кредиты реальному сектору экономики;

2)обеспечить валютный контроль для предотвращения незаконного оттока капитала за рубеж и борьбы со спекуляцией;

3)реализовать политику деофшоризации, то есть вернуть вывезенные активы в в российскую юрисдикцию для полного налогообложения [6, с. 7].

Кроме того, импорт из ЕС частично можно заместить сотрудничеством со странами БРИКС, но параллельно необходимо стимулировать развитие главного сектора постиндустриальной инновационной экономики — «высоких технологий».

Таким образом, российская экономика в последние годы находится в уже долгосрочном периоде стагнации и, как следствие, низких темпов экономического роста. На фоне падения цен на нефть происходит процесс ускорение инфляции и ещё большая концентрация ресурсов в топливно-энергетическом секторе. Некоторые исследователи отмечают, что падение цен на нефть на мировом рынке и последовавшая за ней девальвация рубля формально предоставляют возможность российским инвесторам существенно увеличить свою долю на внутреннем рынке [7, 8].

Введённые международные санкции и контрсанкции со стороны России, конечно, не способствуют оздоровлению экономики. Необходимы решительные действия в плане изменения экономической политики. Со стороны государства — это переход к реальной законодательной и нормой творческой деятельности для структурной перестройки промышленности и улучшения институциональной среды для ведения бизнеса. Это позволит активизировать внутренний спрос и инвестиционные процессы, основу которых должны составлять крупные инфраструктурные государственные проекты.

Литература:

  1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. /Э. Абель, Б. Бернанке: учебное пособие, 5-е изд. — СПб.: 2010. — 768 с.
  2. Карасева О. В. Инструменты государственного регулирования предпринимательства в рыбохозяйственной деятельности (на примере Приморского края). — диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток, 2010.
  3. Аганбегян А. Чтобы выйти из стагнации, надо менять экономическую политику // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/finance/business/1984494-abel-aganbegyan-chtoby-vyiti-iz-stagnatsii-nado-menyat-ekonomicheskuu-politiku (дата обращения: 20.05.2016)
  4. Дерюгин А., Идрисов Г. Федеральный бюджет на 2016 г, и трёхлетний период: приоритеты экономической политики/ А. Дерюгин, Г. Идрисов, А. Мамедов, В. Мау // Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. — 2015.- № 9. — С. 10–13.
  5. На грани стагнации и рецессии// [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.odnako.org/almanac/material/na-grani-stagnacii-i-recessii/ (дата обращения: 20.05.2016)
  6. Руденский И. Н. Приоритетные направления экономической политики в условиях стагнации/ И. Н. Руденский // Наука и практика. — № 1 (13) — С. 6–10.
  7. Корнейко О. В., Цян Л. Оценка инвестиционной привлекательности Приморского края для иностранного инвестора. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. № 2 (25). 2016.
  8. Корнейко О. В., Ма Б. Теория предпринимательства в контексте современного развития российской экономики. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. № 2 (25). 2016.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle