Библиографическое описание:

Гузанов Б. Н., Бухаленков В. В. Структура содержания системы управления качеством машиностроительной продукции // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 7-10.



В статье на основе современной трактовки понятия качества машиностроительной продукции рассмотрены основные факторы, определяющие её конкурентную способность. Особое внимание уделено рациональным способам управления качеством, образующим на предприятии постоянно действующую систему устойчивого развития в соответствии с намеченными программными целями.

Ключевые слова: качество, продукция, стандарт, рынок, конкуренция, метрология, погрешность, взаимозаменяемость, нормирование.

В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции. Всё это свидетельствует об изменении отношения к качеству продукции, причём не только потребителей, но и товаропроизводителей.

На сегодняшний день становится совершенно очевидно, что в рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции. Потребительская ценность любого товара представляет собой комплексное понятие, в которое, помимо качества, входит цена, сроки подготовки, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, однако именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе конкретной продукции [1].

Качество продукции является многоплановым понятием, в связи с чем его обеспечение требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих разноплановых специалистов. Рассматривая качество продукции как физическую категорию, необходимо его формировать на стадии маркетинговых исследований и опытно-конструкторских разработок.

На основе анализа настоящего и прогнозируемого спроса рынка сбыта маркетологи формулируют требования к качеству, которому должно соответствовать изделие в ближайшей и отдалённой перспективе. В условиях, когда предложения на рынке сбыта превышают спрос, именно качество продукции является одним из основных факторов, определяющих её конкурентоспособность. По данным исследователей, 23% коммерческих неудач продукции приходится на техническое несовершенство изделий, уступая лишь неверной оценке требований рынка [2]. В связи с этим, весьма важным можно считать все виды деятельности, направленные на постоянное улучшение предлагаемых изделий и конструкций, где основное значение приобретает процессный подход. Используя определённый алгоритм действий в соответствии с выполненными исследованиями и опытом эксплуатации предыдущих образцов техники, конструктор идентифицирует новые требования в рабочих и сборочных чертежах изделия в виде нормирования точности геометрических параметров элементов деталей и их поверхностей, параметров физико-химических свойств слоёв поверхности, определяющих износостойкость трущихся поверхностей, герметичность и прочность соединений, взаимосвязь деталей и сборочных единиц.

Всё это позволяет заключить, что в широком смысле в содержание понятия о качестве, например, машин, входят не только функциональные потребительские свойства (мощность, быстродействие, производительность, материало- и энергоёмкость, степень автоматизации и т. д.), но и различные технологические свойства, а также характеристики таких эксплуатационных свойств, как надёжность, включающая в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость и т. п. Немаловажное значение имеют конструкторско-художественные особенности изделия, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов, экологичность и безопасность эксплуатации и другие свойства [3]. В результате проблема качества продукции не является только экономико-технической, но имеет выраженный социально-экономический аспект.

Качество любой продукции, по определению, характеризует пригодность (способность) удовлетворять определённые потребности людей. Поэтому проблема качества тесно связана с таким человеческим фактором, как его потребности. Экономическая потребность – это не субъективное желание или прихоть людей, а объективная необходимость отдельных личностей и общества в целом во всём том, что обеспечивает их жизнедеятельность и развитие в условиях ограниченности сырьевых, энергетических, трудовых и других ресурсов. Поэтому высокое качество продукции, в частности машиностроительной, выражается, прежде всего, в увеличении степени (уровня) удовлетворения потребности в ней, соответствующей предназначению. Кроме того, повышение качества, например, технических изделий, проявляется в экономии труда, средств и ресурсов. В результате качество воплощает степень и меру, в какой продукция объективно удовлетворяет конкретную потребность.

В зависимости от назначения и предъявляемых к изделию требований, качество изделия, как правило, не может быть охарактеризовано одним показателем, поэтому чаще всего используется система показателей. На формирование и применение системы показателей качества оказывают влияние разнообразные факторы: многоплановость (сложность) свойств, образующих качество изделия; уровень новизны и сложности его конструкции; своеобразие условий использования и восстановления свойств эксплуатируемых изделий и т. п.

Эти факторы предопределяют номенклатуру показателей качества, особенности их выбора и применения для конкретных условий разработки, изготовления и использования по назначению. В связи с тем, что качество включает в себя совокупность свойств, обуславливающих способность продукции удовлетворять возникающую в обществе потребность, необходимо для обеспечения качества иметь определённую комплексную систему взаимосвязанных мер организационного, технического, экономического, социального и правового характера, направленных на достижение поставленной цели повышения качества продукции [4].

Под системой качества понимают все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, а также действия по представлению доказательств качества. Всё это необходимо для создания у потребителей достаточной уверенности в том, что поставщик будет выполнять заявленные гарантии обеспечения качества с учётом как внутренних, так и внешних целей по качеству. Внутренние цели обеспечения качества создают уверенность у руководства в своей продукции, а внешние цели обеспечения качества формируют уверенность у потребителя в качестве полученной продукции и услуг по ней [5].

Потребительский рынок весьма многообразен и отвечает потребностям различных субъектов экономических отношений, но всё же особое место в его структуре занимает продукция машиностроительного производства, которая в первую очередь интересна своей комплексной составляющей. Предприятия машиностроения при производстве своей продукции объединяют изделия предприятий различных отраслей и на основе их выпускают свой авторский продукт. Можно сказать, что продукция машиностроительных предприятий суммирует в себе качественные характеристики изделий смежных отраслей и, обрабатывая их, производит свою продукцию со своим уровнем качества. На приобретенном на машиностроительных предприятиях оборудовании заказчики (предприятия смежных отраслей) непосредственно изготовляют продукцию, удовлетворяющую потребности каждого человека и общества в целом. Ведущую роль в качестве продукции этих предприятий играет оборудование, на котором данная продукция выпускается, в частности, машиностроительная продукция. Следовательно, уровень качества продукции машиностроения объединяет в себе уровни качества продукции добывающих отраслей и непосредственно влияет на уровень качества продукции перерабатывающих отраслей [6].

При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие, определяющие соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнёрах, куда предполагается её поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки, сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Можно сказать, что при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утверждённым в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. В результате в основу рационального управления качеством продукции должно быть положено изменение системы стандартов. Объектами государственной стандартизации являются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины и т. п., предназначенные для применения в различных сферах. Государственные стандарты устанавливают показатели, соответствующие передовому уровню науки, техники и производства.

Стандарты предприятия являются документами, регулирующими деятельность каждого предприятия. В них отражаются как требования государственных стандартов, так и особенности выпускаемой продукции и организационно-технический уровень предприятий. Объектами стандартов предприятия являются детали, сборочные единицы, нормы, требования и методы в области разработки и организации производства изделий, технологические процессы, нормы и требования к ним; ограничения по применяемой номенклатуре материалов, деталей; формы и методы управления и т. д.

Для обеспечения качества выпускаемой продукции нужна не только соответствующая материальная база и квалифицированный персонал, но и чёткое управление технологическими процессами. Всё дело в том, что каждому предприятию для успешной и устойчивой работы необходимо обеспечить выпуск запланированного объёма продукции, соблюсти установленные сроки, добиться низкой себестоимости изделий и при этом обеспечит требуемый уровень качества. Предприятие должно не только заявить о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции, но и доказать его достижение. С этой целью на предприятиях организуется контроль качества выпускаемой продукции, который осуществляется соответствующими средствами измерений.

Взаимосвязь качества измерений неразрывна, но ведущим является качество, именно для его обеспечения требуются измерения. Изменения в подходах к обеспечению качества, к управлению качеством в значительной степени влияют на метрологическую деятельность на предприятии. Увидеть, воспринять, принять соответствующие научно-технические и организационные решения для адаптации метрологической деятельности, значит сделать метрологию в исследовательской работе эффективной.

Под метрологическим обеспечением измерений понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Качество измерений представляет собой совокупность свойств состояния измерений, обеспечивающих результаты измерений с требуемыми точностными характеристиками, получаемыми в необходимом количестве за определённый отрезок времени. Применение конкретных методов измерений для обеспечения контроля качества требует необходимых знаний в соответствующих областях техники, умения пользоваться статистическими методами и вычислительными средствами.

Поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для достижения требуемого качества имеет знание технологии работ и организации производства, что позволяет спроектировать весь производственный процесс, не оставив без контроля и воздействия ни одного этапа работы. Важное значение здесь имеет нормирование параметров точности машиностроительной продукции.

Качество полученной после обработки детали характеризуется точностью обработки. От того, насколько точно будет выдержан размер и форма детали при обработке, зависит правильность сопряжения деталей в изделии и, как следствие, надёжность изделия в целом. Так как обеспечить абсолютное соответствие геометрических размеров детали после обработки требуемым значениям невозможно, вводят допуски на возможные отклонения. Допуски принимаются в зависимости от условий работы детали в изделии. Точность геометрических параметров элементов деталей является комплексным понятием, включающим точность размеров элементов деталей, их геометрических форм и взаимного расположения элементов деталей. Под точностью геометрических параметров понимают степень соответствия действительных значений геометрических параметров их заданным значениям. Различают нормированную и действительную точность. Нормированная точность стандартизована, характеризуется допусками и предельными отклонениями, сведёнными для различных геометрических параметров деталей в квалитеты, классы и степени точности. Действительная погрешность для размеров элементов деталей определяется как разность между действительным и расчётным размерами. Допуск на погрешность обработки позволяет выполнять размеры сопрягаемых деталей в заранее установленных пределах [7].

Необходимость нормирования точности изготовления деталей обусловлена требованием обеспечения взаимозаменяемости. Взаимозаменяемость способствует высокой эффективности массового производства при оптимальном уровне качества продукции. Она органически связывает по точности исполнения в единое целое конструирование, технологию и контроль, гарантируя этим единством эффективность производства и высокое стабильное качество продукции. Кроме того, взаимозаменяемость означает равнозначность параметров и свойств объектов одинакового назначения. В техническом понимании это одинаковость размерных, механических, физико-химических, эстетических и других характеристик объектов или параметров. Если все объекты одного назначения имеют в практике одинаковые характеристики по всем свойствам, то при таком условии обеспечивается их полная взаимозаменяемость. Следует заметить, что обеспечение качества продукции неразрывно связано с вопросами технического регулирования, которые регламентируют принятие и исполнение обязательных требований к продукции с момента производства до момента утилизации, а также выполнение работ и оказание услуг. Современная система технического регулирования способствует разработке, быстрому выходу на рынок и активному применению качественно новых материалов, изделий и технологий.

Таким образом, метрология, стандартизация и взаимозаменяемость являются теми инструментами, использование которых позволяет производителю обеспечить качество выпускаемой продукции, работ и услуг, а также конкурентоспособность производства. В современных условиях всё это крайне необходимо, поскольку, по всей вероятности, будут устойчиво развиваться только те предприятия и организации, которые в своей деятельности профессионально используют инструменты, обеспечивающие установленное качество в соответствии с запросами потребителей.

Литература:

  1. Окрепилов В. В. Управление качеством и конкурентоспособность: учебное пособие / В. В. Окрепилов. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1997. 260 с.
  2. Федюкин В. К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: учебник / В. К. Федюкин, В. Д. Дурнев, В. Г. Лебедев. Москва: Филин, 2000. 328 с.
  3. Боровников Г. Н. Прогнозирование в управлении техническим уровнем и качеством продукции / Г. Н. Боровников, А. И. Клебанов. Москва: Изд-во стандартов, 1984. 232 с.
  4. Мишин В. М. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / В. М. Мишин. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юнити-Дана, 2005. 463 с.
  5. Мельников В. П. Управление качеством: учебник / В. П. Мельников, В. П. Смоленцев, А. Г. Схиртладзе; под ред. В. П. Мельникова. Москва: Академия, 2009. 352 с.
  6. Бастрыкин Д. В. Управление качеством на промышленном предприятии / Д. В. Бастрыкин, А. И. Евсейчев, Е. В. Нижегородов [и др.]; под ред. Б. И. Герасимова. Москва: Машиностроение-1, 2006. 204 с.
  7. Никифоров А. Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: учебное пособие для машиностроительных специальностей вузов / А. Д. Никифоров. Москва: Высшая школа, 2000. 510 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle