Библиографическое описание:

Авлиякулов Н. Н., Ибрагимов М. Ю., Насруллаева З. А. Качественные показатели сооружения магистрального нефтегазопровода в соответствии с требованиями системы менеджмента качества // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 1-4.



В работе рассмотрено обеспечение качества выполняемых работ при строительстве подземного магистрального трубопровода с анализом эффективности согласно требований стандартов ИСО 9000.

Ключевые слова: качество; трубопровод; надежность; системный подход; результативность; несоответствие; корректирующие действия; предупреждающие действия.

Такое сложное инженерное сооружение, как магистральный нефтегазопровод, в связи с необходимостью жесткого соблюдения требований безопасности и надежности его эксплуатации, сохранения внешней среды и охраны природы должен строиться только высококачественно. Поэтому строительство магистральных трубопроводов осуществляется при постоянном и жестком техническом надзоре многими контролирующими органами.

Основной задачей строительно-монтажной организации в области обеспечения качества является создание и внедрение внутри организации такой системы менеджмента качества, которая позволила бы реализовать политику организации в области качества, соответствующую требованиям международных стандартов серии ИСО 9000 и направленную на то, чтобы возводимые этой организацией сооружения магистрального трубопровода:

- соответствовали требованиям проектной и нормативно-технической документации;

- отвечали требованиям современных технологий;

- удовлетворяли требованиям потребителя;

- учитывали требования к охране окружающей среды;

- были экономически выгодны для организации и могли предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам.

Для обоснования надежности подземных магистральных нефтегазопроводов необходим учет множества показателей с использованием системного подхода к выполнению работ. Качество проложенного магистрального трубопровода обуславливается обеспечением бесперебойной доставки нефтегазопродуктов на всем протяжении срока эксплуатации.

Эксплуатируемый трубопровод должен отвечать следующим показателям:

  1. Пропускная способность трубопровода. Данный показатель должен обеспечивать необходимое давление в трубопроводе, т. е. транспортировка необходимого проектного объема.
  2. Надежность (безотказность) работы трубопровода. Данный показатель качества включает требования бесперебойной доставки продукта.
  3. Долговечность трубопровода. Как показатель качества трубопровод должен отвечать всем требованиям функциональности и надежности в течение всего срока эксплуатации.
  4. Экономичность, то есть предотвращения потерь ресурса в процессе транспортировки и минимизировать затраты по транспортировке продуктов через обеспечение герметичности трубопровода и обслуживающего хозяйства.
  5. Экологичность. Данный показатель качества предусматривает защиту земельной, водной и воздушной среды от воздействия транспортируемого продукта.

Системный подход к решению поставленной задачи, разрабатывается как анализ системы с переходом от высшего уровня задачи к низшему по этапам с построением и исследованием целей, критериев оценки и моделей задачи с учетом альтернативных решений на каждом уровне.

Вероятность безотказной работы системы зависит от качества составляющих элементов, совершенства проекта, способов сооружения, методов эксплуатации и разработки мероприятий их контроля.

Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9001–2008 приобретает в последнее время все более широкий характер. В этой связи особенно актуальными и значимыми становятся вопросы оценки результативности систем менеджмента качества. Очевидно, для такой оценки необходимо использовать определенную систему показателей, разработка и обоснование которой представляет собой достаточно сложную задачу.

Система качества (СК) организации должна содержать документированные процедуры (ДП) статистической оценки соответствия контролируемых параметров установленным нормативным требованиям.

Система менеджмента качества организации должна содержать следующие ДП СК:

- Порядок разработки исходных документов по контролю качества;

- Порядок проведения и организации входного контроля качества и испытаний материалов, изделий, оборудования;

- Порядок проведения операционного контроля качества при производстве СМР, разбивочных работ и измерений;

- Порядок проведения и организации приемочного контроля качества результатов геодезических разбивочных работ;

- Порядок проведения и организации промежуточного приемочного контроля качества возводимых объектов и выполненных субподрядчиками работ;

- Порядок проведения и организации инспекционного контроля качества производства работ и возведения объектов;

- Правила оценки соответствия технических показателей продукции и качества СМР установленным требованиям и определения стабильности технологических процессов.

Элементы системы качества, относящиеся к анализу и корректирующим действиям, а также управлению продукцией, не соответствующей установленным требованиям, рекомендуется оформлять следующими документами:

- ДП СК «Порядок проведения корректирующих и предупреждающих действий для улучшения качества»;

- ДП СК «Порядок управления продукцией, не соответствующей установленным требованиям».

Система качества организации должна предусматривать такие виды деятельности организации, как анализ данных о качестве и, в случае необходимости, корректирующие (КД) и предупреждающие действия (ПД) для улучшения качества с регистрацией данных.

К данному виду деятельности организации относится такой элемент системы качества, как управление регистрацией данных о качестве, обеспечивающее идентификацию, сбор, индексирование, доступ, хранение и ликвидацию данных о качестве.

Анализ регистрируемых данных о качестве предусматривает обобщение материалов, содержащих данные о качестве, обработку этих данных, желательно статистическую, и формулировку соответствующих выводов, позволяющих судить о качестве выполняемых работ и определения причин несоответствия.

Для анализа монтажных работ сооружения магистральногоподземного трубопровода с учетом основных критериев определены цели, задачи, критерии оценки и построены математические модели, пример анализа с учетом основных показателей приведен в табл. 1.

Таблица 1

Анализ результативности монтажных работ
при сооружении магистрального трубопровода

Наименование показателей

Ед. изм.

Кол-во

Соответствие требованиям

Результативность качества, балл

Корректирующие действия, шт.

Предупреждающие действия, шт.

Устранение несоответствий

Результативности после КД и ПД, балл

Правильно

Неправильно

в срок

не в срок

В

А

Б

Р1

КД

ПД

Ж

З

Р2

1

Транспорти-рование и складирова-ние труб

шт.

10

8

2

0,9

1

3

2

1

2

Качество сварочных материалов (электроды)

кг

20

18

2

0,95

2

2

1

3

Качество сборки стыков труб

шт.

9

9

0

1,0

1

4

Качество сварочных стыков труб

шт.

9

8

1

0,94

1

1

0,94

5

Укладка трубопровода

м

110

90

20

0,9

1

1

20

0,9

6

Монтаж запорной арматуры

шт.

2

2

0,5

3

2

1

7

Продувка и испытание трубопровода

м

110

100

10

0,954

2

10

1

Результативность процесса,

0,88

5

9

0,98

Приведем пример расчета «транспортирование и складирование труб» по табл. 1. Из десяти труб по требованиям правильно транспортированы и складированы восемь труб, неправильно – две трубы. Результативность качества рассчитаем по следующей формуле:

(1)

.

Степень результативности «Транспортировки и складирования труб» проверяем по шкале значимости (рис. 1).

Рис. 1. Шкала значимости результативности

Анализ результативности проверяют по шкале значимости с учетом следующих условий: = 0 – процесс не функционирует и требует разработки; 0<<0,3 – процесс функционирует не результативно и требует вмешательства высшего руководства;
0,3<<0,6 – процесс функционирует не результативно и требует разработки владельцем процесса значительных корректирующих действий; 0,6<<0,9 –процесс функционирует результативно, но требует разработки владельцем процесса незначительных корректирующих действий; 0,9<<1 – процесс функционирует результативно, но требует разработки владельцем процесса предупреждающих действий; = 1 – процесс функционирует результативно и не требует разработки каких-либо действий.

По шкале значимости (рис. 1) показатель «Транспортировки и складирования труб» =0,9, то есть процесс функционирует результативно, но требует разработки владельцем процесса незначительных корректирующих и предупреждающих действий. После выяснения причин несоответствий владельцем процесса разрабатываются 1-корректирующие и 3-предупреждающих действий.

Исполнение корректирующих и предупреждающих действий привели к положительным результатам способствующие устранения несоответствий. Анализ результативности после корректирующих и предупреждающих действий вычисляем по следующей формуле:

(2)

По шкале значимости (рис. 1) показатель «Транспортировки и складирования труб» = 1, то есть процесс функционирует результативно и не требует разработки каких-либо действий.

После определения результативности каждого критерия определяется результативность процесса –. В данном случае «Результативность процесса монтажных работ при сооружении магистрального трубопровода» составляет:

- до разработки корректирующих и предупреждающих действия = 0,88 баллов;

- после разработки корректирующих и предупреждающих действия = 0,98 баллов.

Из этого можно сделать вывод, что были правильно разработаны корректирующие и предупреждающие действия.

Анализ этих данных позволит оценить степень достижения требований к выполняемым работам, определит возможности повышения ее качества, а также результативность и эффективность этих работ.

По результатам проведенного анализа полученных данных можно сделать вывод, что в качестве результативности система менеджмента качества можно выделить следующие положительные показатели:

- увеличение объема прибыли от реализации;

- повышение рентабельности выполненных работ;

- снижение потерь рабочего времени;

- снижение потерь от брака и / или уровня брака;

- увеличение числа освоения новых технологий;

- увеличения числа научно-исследовательских работ, их проведение;

- увеличение фонда оплаты труда;

- повышение удовлетворенности потребителей;

- проведение работ по сертификации системы качества;

- рост выработки (на одного рабочего);

- увеличение объема инвестиций в развитии производства;

- снижение трудоемкости производственных процессов;

- повышение уровня конкурентоспособности продукции.

Приведенные показатели характеризуют результативность система менеджмента качества с разных точек зрения и ориентированы на удовлетворение требований заинтересованных сторон.

Усилия по улучшению качества в первую очередь следует направлять на постоянный поиск возможностей улучшения, а не на выявление таких возможностей в результате уже возникшей проблемы.

Получаемая от улучшения качества выгода будет постепенно накапливаться, если предприятие осуществляет проекты по улучшению качества и соответствующую деятельность как последовательную регулярную систему мер, основанных на сборе и анализе данных.

Литература:

  1. O‘zDSt ISO 9000:2009. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  2. O‘zDSt ISO 9001:2009. Системы менеджмента качества. Требования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle