Библиографическое описание:

Азимова М. Б. Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 813-814.



В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Общепедагогической подготовке учителя, проблемам проектирования педагогического процесса и созданию моделей образовательных технологий, теоретическим основам урока посвящены исследования многих авторов. Но оценить роль кабинета искусства в формировании творческих способностей ребенка, в приобщении его к мировой художественной культуре в контексте искусства изобразительного, в приобретении детского собственного творческого опыта получилось лишь у немногих авторов.

Анализ литературы и практики показал, что чаще всего исследование роли кабинета искусства включает в себя лишь описание оборудования кабинета с перечнем необходимых художественных материалов, методических и дидактических пособий. Происходящая модернизация образования в нашей стране связана с фундаментальными изменениями его системы, с гуманизацией его сущности.

Современная парадигма в новых политических и социально-экономических условиях направлена на демократизацию и повышение качества образования, поэтому, в настоящее время так важен «учитель-профессионал», «учитель-творец», способный с учетом меняющихся социально- экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, направленные на решение психолого-педагогических задач, создавать собственную педагогическую концепцию, постоянно совершенствовать свое мастерство.

История свидетельствует, что на протяжении тысячелетий художественное образование являлось двигателем в развитии образованности общества, его духовного и культурного потенциала.

Обучение изобразительному искусству состоит из нескольких аспектов:

познавательного (учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, овладевать умениями и навыками),

развивающего (развитие речи, мышления, творческих способностей),

воспитательного (формирование личностных качеств, отношений, суждений, мировоззрений).

Анализируя эти аспекты, четко выстраиваются основные психолого-педагогические задачи современного учителя:

– учитель должен видеть ученика в образовательном процессе, отслеживать рост его навыков и способностей;

– устанавливать взаимодействие с другими учебными предметами образовательного процесса, направленное на его интеграцию;

– создавать образовательную среду в школе, на уроке, направленную на развитие творческих способностей учащихся, используя её воспитательные возможности;

– проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Сегодня, как никогда, учитель изобразительного искусства является носителем и транслятором искусства и культуры в школе. И роль кабинета искусства здесь неоценима.

Что такое школа? Это целый мир… Школа — это ступеньки классов, ведущие все выше и выше. Школа это не серые стены и длинные коридоры. Это разные дети и учителя, и большое количество предметов. А кабинеты школы — это островки познания и они должны быть все особенными, и обязательно интересными.

Кабинет искусства — это удивительно тонкий мир. Здесь нет приборов и лабораторных столов, нет обычных парт, нет учебников и тетрадок. Зато есть краски, кисти, карандаши. Здесь царит особая атмосфера, в которой формируется великая драгоценность — душа человека, она отдана в руки учителя. И задача учителя: сберечь, не ранить, а «разбудить» спящий мир ребенка, зажечь в нем яркий интерес к работе.

Как достичь этого?

Исходя из выше перечисленных задач и аспектов обучения искусству, вытекают основные ролевые функции кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся, а именно:

  1. Кабинет искусства — это учебно — развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством;
  2. Кабинет — это комфортная образовательная среда, психологически воздействующая и воспитывающая ребенка;
  3. Кабинет искусства — это искусствоведческий центр, библиотека, где происходит знакомство учащихся с произведениями мировой художественной культуры;

Кабинет — это комфортная образовательная среда, воспитывающая ребенка. Говорят, что воспитывают даже стены. В сером и скучном кабинете нельзя вести уроки искусства. Атмосфера урока — это и атмосфера кабинета. Светлые, теплого цвета, стены настраивают учащихся на восприятие прекрасного. Непременным условием работы с детьми по изобразительному искусству является присутствие детских работ в образовательной среде кабинета, в рамах на стене, в учебных витринах, в паспарту на учебной доске. Дети видят свои работы и рисунки своих сверстников. Это позволяет обеспечить единство учебно-воспитательного процесса, стимулирует ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.

Повышению качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию детьми явлений искусства способствует широкое привлечение технических средств обучения, помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения, а именно, мультимедийного оборудования с программным обеспечением.

В кабинете организована проектная, художественно-творческая и исследовательская деятельность учащихся, активно используются информационно — коммуникативные средства в обучении поисковой деятельности юных художников, проводится работа по формированию информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.

Рабочее место учителя в кабинете укомплектовано основными техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики: компьютером, принтером, сканером…

Именно здесь учитель может осваивать новейшие компьютерные технологии, вместе с детьми создавать электронные презентации, осваивать новые направления в развитии школьного образовательного пространства.

Включение учащихся с начальной школы в активную художественную деятельность с использованием различных художественных материалов и техник находит свое развитие в основной школе. Таким образом, сохраняется преемственность с начальной школой и обеспечивается углубление содержания художественного образования от класса к классу. На уроках, в кабинете искусства, успешно реализуется принцип вариативности, взаимодействия с другими учебными предметами образовательного процесса, направленного на его интеграцию.

Усиление эффективности эстетического воспитания школьников, расширение их культурного и интеллектуального кругозора — вот задачи, стоящие сейчас перед школой.

Литература:

  1. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- Москва: Просвещение, 1974.
  2. Кузин В. С. Психология.-Москва: Высшая школа, 1982.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle