Библиографическое описание:

Гафурова Д. Р. Пути повышения конкурентоспособности предприятий на примере АК «Узбектелеком» // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1200-1202.



В данной статье рассмотрены определение конкурентоспособности предприятия, выяснены основные факторы влияющие на повышение конкурентоспособности предприятий на примере АК «Узбектелеком», перечислены пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, телекоммуникации, сегмент интернет, технология, инновации, рост, услуги

В условиях рыночной экономики успех деятельности любого предприятия зависит от планирования эффективного развития, от своевременной обработки информации конъюнктуры рынка, сведения о конкурентов и своей конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов. [1]

Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы. [2].

В современной экономике повышение конкурентоспособности компании и национальной экономики в целом является одним из основных условий для интеграции государства в глобализацию. Одна из сложных задач является разработка комплексного подхода повышения конкурентоспособности компании. Иными словами, конкурентоспособность компании — это возможность противостоять на рынке альтернативным товаром и услугам конкурентов как по степени удовлетворенности, так и эффективности предоставления определенных услуг, маркетинговой и финансовой деятельности. Сегодня конкурентоспособность компании и методы его повышения является все более актуальной. Ситуация на рынке в основном зависит от результатов конкурентной борьбы. Рассматривая узбекский рынок телекоммуникационных услуг, можно сказать что конкурентная борьба все больше возрастает в зависимости от ряда факторов. Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:

‒ рост объемов реализации продукта (товара или услуги);

‒ улучшение качества выпускаемого продукта (товара или услуги);

‒ уменьшение расходов;

‒ бенчмаркинг.

Рассмотрим какие методы повышения конкурентоспособности использует компания АК «Узбектелеком». Акционерная компания «Узбектелеком» крупнейший оператор телекоммуникаций, который охватывает своей сетью всю территорию Республики Узбекистан.

Используя свою телекоммуникационную сеть, построенную на базе современных технологий, Компания предоставляет услуги:

‒ аренды каналов операторам и провайдерам фиксированной и мобильной связи;

‒ международной и междугородней связи,

‒ оказывает все виды услуг голосовой связи и передачи данных,

‒ доступа к сети Интернет,

‒ видеоконференц связи,

‒ мобильной и стационарной связи в стандарте CDMA-450, и GSM

‒ организует каналы для передачи программ телевизионного и радиовещания.

Также компания является самым крупным поставщиком телекоммуникационных услуг для государственных структур и ведомств. Основой экономической деятельности компании является предоставление услуг междугородной, международной связи всем потребителям по всей территории республики. При этом одновременно с преимущественно традиционными услугами голосовой связи и доступа к сети Интернет, компания предоставляет современные услуги передачи данных по проводным и беспроводным технологиям. Ниже на таблице -1 приведены основные конкуренты АК «Узбектелеком».

Тaблицa 1

Глaвные иосновные конкуpенты AК “Узбектелеком”[1]

Нaименовaние пpодуктa— конкуpентa

Нaименовaние оpгaнизaции конкуpентa

Конкуpентные пpеимуществa

Конкуpентные отстaвaния

1

Домaшний телефон

East telecom, Buzton

Коpоткие сpоки устaновки

Отсутствие бонусов пpи подключении с интеpнетом

2

Интеpнет

Sarcor, Sharq, TPS, EVO, SOHO

Бесплaтнaя apендa обоpудовaния

Ниже скоpость, отсутствие бонусов пpи подключении пaкетa

3

GSM

Билaйн, UMS, Ucell

Дешевые тapифы

Мaлое количество вышек–связь пеpедaется удовлетвоpительно

4

CDMA

Perfectum mobile

Высокоскоpостной интеpнет

Пpедостaвление мобильного устpойствa

5

IP-TV

Turon, Uzdigital

Долгосpочный кpедит aбонентского теpминaлa

Недостaточное paзвитие контентных услуг

6

Услуги инстaллятоpa

Все пpедпpиятия

Квaлифициpовaнные специaлисты

Оснaщенность компьютеpной техникой

7

Оптоволокно GPON

Sarcor, Sharq, TPS

-

-

8

Fttx

Sarcor, Sharq, TPS

-

-

Можно скaзaть, что на рынке телекоммуникационных услуг у компaнии AК “Узбектелеком” есть сеpьезные конкуpенты. Для того что бы устpaнить свои отстaвaния пpедпpиятию необходимо paсшиpять свои мaсштaбы деятельности, улучшить кaчество обслуживaя, увеличить число квалифицированных специалистов.

Для повышения конкурентоспособности компания разработала стратегию развития бренда. Генеральным брендом АК «Узбектелеком» с 2011 года является торговая марка Uzteleсom, а многочисленные услуги компании на рынке теперь оказываются под тремя торговыми марками — Uzteleсom, Uzmobile и Uzonline. Для интернет пользователей компании внедрен ко-бренд «Uz-Оnline», для мобильных абонентов филиала «Узбектелеком Мобайл» сохранен бренд «UzMobile». Задачи ребрендинга АК «Узбектелеком»:

  1. Создание единой комплексной визуальной стратегии продвижения бренда услуг АК «Узбектелеком» и его структурных подразделений с целью повышения эффективности использования маркетингового бюджета.
  2. Обеспечение единого восприятия идей и стандартов бренда услуг «Узбектелеком» потребителями, партнерами, государственными органами и сотрудниками АК «Узбектелеком» и ее специализированных подразделений.
  3. Повышение уровня доверия к услугам всех структурных подразделений АК «Узбектелеком» за счет визуальной демонстрации их принадлежности к такой авторитетной структуре как АК «Узбектелеком».
  4. Повышение конкурентоспособности и достижение лидерства в своём сегменте.
  5. Укрепление позиций в мировом сообществе.
  6. Повышение эффективности рекламно-информационных мероприятий.

Ребрендинг дает возможность компании укрепить позиции на рынке и расширить круг абонентов. Это дает возможность повысить объем реализации что является одним из методов повышения конкурентоспособности. Но нужно учитывать что только повышение объема реализации не даст желаемых результатов, так как для этого дополнительно требуется правильная организация производственного процесса, который определяет и обеспечивает безубыточную производственную деятельность.

Следующие направление — это улучшение качества предоставляемых услуг, что окажет влияние на: освоение новых рынков, повысит лояльность клиентов. Решение вопросов о качестве компания поднимет имидж предприятия у покупателей, станет залогом выхода на внешний рынок, а также будет являться основой для получения максимальной прибыли. АК «Узбектелеком» пользуясь современными телекоммуникационными технологиями обеспечивают высокое качества.

Еще один из методов является уменьшение расходов — это традиционный и наиболее исследованный метод повышения конкурентных преимуществ компании. АК «Узбектелеком» путем внедрения современных технологий предоставляет все телекоммуникационные услуги по самым низким тарифам. Это обеспечивает еще одну конкурентное преимущества данной компании.

Следовательно, последний инструмент из которых мы указывали для повышения конкурентоспособности является — бенчмаркинг. Бенчмаркинг — это систематический, непрерывный поиск и изучение передового опыта конкурентов и игроков смежных отраслей, постоянное сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью. На основании полученных сведений необходимо обеспечить поддержку системы постоянных улучшений результативности деятельности.

Учитывая эффективность использования данного инструмента можно предложить компании использовать бенчмаркинг для повышения конкурентоспособность деятельности.

Помимо выше приведенного существуют множество других методов повышения конкурентоспособности предприятия, например как постоянное использование нововведений, сбыт товаров в новых сегментах рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию, постоянное обучение и переподготовка кадров для более высокого уровня обслуживания, проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей, анализ конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон. поддержание коммуникацию с научно-исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции, использование наиболее эффективных рекламных мероприятий и т. д. Какими бы методами не пользовалась компания для повышения конкурентоспособности, все они помогут повысить устойчивость предприятия среди конкурентов, если они завершены успешным образом.

Литература:

  1. Оковкина О. Н., Чупайда А. М./ Пути повышения конкурентоспособности предприятия/ Экономический журнал. № 19 / 2010
  2. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85–87.

[1]Составлено автором на основе статистических данных

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle